Полицентричный город: панацея или один из вариантов развития

Полицентричный город: панацея или один из вариантов развития - фото 1

 

Модель мегаполиса с единым социально-экономическим  и культурным центром притяжения перестала быть единственно возможной. В современных мегаполисах XXI века, которым в ближайшем будущем станет и российская столица, появляется новая модель – полицентричный город. Участники панели «Центры вне центра: потенциал Москвы как полицентричного метрополиса»искали в московской агломерации «точки притяжения», которые могли бы превратиться в новые периферийные центры.

 

Модератор дискуссии – декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский предложил обсудить варианты развития и формирования новой структуры Москвы, которая пока, в отличие от Лондона или Сан-Паулу, скорее, моноцентрична. Основной доклад сессии сделал первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы Сергей Кузнецов, который отметил, что в рамках корректировки Генплана, которая проводится в настоящее время, именно полицентричность является приоритетной задачей. Сергей Кузнецов уточнил, что для Москвы больше интересен опыт городов в развивающихся, а не развитых странах. Главный архитектор привел пример моноцентричного Мехико, где развитие трущоб-фавел блокирует развитие полицентричности. Другая ситуация в Сингапуре, который успешно развивает полицентрическую систему. Самым интересным примером г-н Кузнецов считает Токио, который 25-30 лет назад сталкивался с теми же проблемами, с которыми сегодня сталкивается Москва. По радиально-кольцевой системе планирования Москве также очень близок Пекин. 

 

Сергей Кузнецов обозначил точки роста в российской столице, упомянув проект Международного финансового центра в Рублево-Архангельском, а также застройку территории в Молжанинове, районе, близком к аэропорту Шереметьево. По мнению главного архитектора, необходимо увеличить транспортную доступность и избавиться от разделяющих город зон, которые мешают гармоничному развитию, увеличению проницаемости территорий и созданию новых логистических центров.

 

Управляющий директор eMea Design, Planning + Economics & Architecture, AECOM Эндрю Джоунс (Великобритания) сравнил опыт Москвы и Лондона. По мнению г-на Джоунса, новые центры должны дополнять друг друга и взаимодействовать, а не конкурировать между собой. Необходимо бороться с диспропорцией, когда в центре расположено 40% рабочих мест, а постоянно проживает всего около 9% населения. Целью на перспективу для Москвы Эндрю Джоунс считает компактный полицентричный город. Особое внимание эксперт уделил территориям Новой Москвы, которые могут стать образцом для переустройства всей столицы.

 

Профессор кафедры социально-экономической географии зарубежных стран МГУЛеонид Смирнягин призвал не рассматривать полицентризм как единственно возможную стратегию развития. Радиально-кольцевую систему Москвы эксперт считает естественным образованием, которое можно усовершенствовать, дополнив хордами и капиллярной уличной сетью. Леонид Смирнягин призвал обратить внимание на «полупериферию» – зону между Садовым кольцом и ТТК. Для этой зоны нужна своя стратегия.

 

Эту точку зрения отчасти разделяет заместитель директора ГУП «НИИ Генплана Москвы» Александр Коллонтай. «Полицентричность – это не только устройство города, это то, как устроены человеческие сообщества», - полагает Коллонтай. По его словам, новые центры жизнеспособны, только если они функциональны и связаны между собой. Генеральный директор Colliers International Николай Казанский считает, что Москва недостаточно обеспечена жильем и магазинами и в этом видит потенциал преобразования промзон. «Город развивается там, где есть для этого плодородная почва», - подчеркнул г-н Казанский. 

 

Первый заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Михаил Ан призвал не торопиться с реорганизацией промзон, а реорганизовать для начала несколько таких территорий. Первые проекты (среди них Южный порт) станут маркером успешности. «Современная промышленность технологична и экологична, и не всегда надо менять статус промышленных территорий», - считает Михаил Ан. Ключевым для полицентричности должен стать транспортный каркас, интегрированный в ткань агломерации, который должен связывать все районы московского региона. 

 

В ходе дискуссии участники выступили как за, так и против концепции полицентричности. Звучали мнения о том, что центр должен быть сильным, а Москве как метрополису не стоит «втягивать» в себя уже существующие центры, находящиеся за пределами города. Присутствующие в зале проголосовали за разные модели, однако сторонники моноцентричной модели оказались в меньшинстве.  

 

Подводя итоги дискуссии, декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский отметил: «У полицентричности должна быть социальная база, которой в Москве пока нет». Участники панели сошлись во мнении, что, пока в стране превалируют центростремительные силы, трудно двигаться к полицентричности».

Источник

Категория: Экология в заложницах у экономики и политики. Прогнозы
Опубликовано 06.12.2013 22:15
Просмотров: 766