Московская периферия – город-сад или утопия?

Московская периферия – город-сад или утопия? - фото 1Центральной темой сессии МУФ «Панельная Москва: ограничения и потенциал развития» стало исследование «Археология периферии». Модератором сессии выступил Александр Ложкин, директор государственного краевого бюджетного учреждения «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)», профессор Международной академии архитектуры (отделение в Москве).

 

Руководитель архитектурного бюро «Меганом», директор образовательной программы института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Юрий Григорянобъяснил, почему в рамках исследования эксперты приняли решение не рассматривать территорию внутри третьего транспортного кольца и территорию Новой Москвы, оставив только «бублик» между ТТК и МКАД. Специалисты проанализировали волны застройки и ранжировали их по годам постройки домов. 

 

Эксперт Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», профессор Высшей школы урбанистики Григорий Ревзин, который работал над разделом «Культура» этого исследования, рассказал, что авторы рассматривали культуру с точки зрения антропологии – как совокупность культурных навыков общества. По мнению господина Ревзина, московская периферия – это «реализованная утопия модернистского проекта». 

 

Следующий спикер – Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», руководитель направления «Стратегии развития территорий» считает, что советские спальные микрорайоны воплощают собой переосмысленную концепцию города-сада английского социолога-утописта Энбенизера Говарда. С городами-садами, по его мнению, московскую периферию роднит, в частности, обилие зеленых насаждений и множество открытых пространств. 

 

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, в своем выступлении сделал акцент на транспортной доступности. При этом он отметил, что необходимо разделять доступность геометрическую (возможность дойти пешком до метро или другого транспортного узла) и доступность чисто техническую (возможность воспользоваться метро с точки зрения вместимости, когда из-за тотальной переполненности иногда сложно попасть в вагон).  Для дальнейшего успешного развития транспортной системы Москвы Михаил Блинкин предложил воспользоваться французским опытом, где линии метро и RER (городская электричка) проходят по одним коридорам. 

 

По мнению эксперта независимой экспертной инициативы «Открытая лаборатория город» (Санкт-Петербург) Данияра Юсупова, «важно понять, при каких обстоятельствах периферия превращается  в катастрофу, а при каких - в центр роста». Однако готовых рецептов не существует, и важно помнить об элементе стихийности. «Центр может оказаться вовсе не там, где его закладывают на проекте», – считает эксперт.

 

Развивая городские территории, важно не забывать об экологических аспектах, напомнил основатель и член Правления академии урбанизма, партнер Gillespies (Лондон, Великобритания) Брайан Эванс. «Экологичность – это гораздо больше, чем просто что-то приятное, - сказал он. - Зоны отдыха могут внести важный вклад в психологическое и физическое здоровье горожан».

 

«Прекрасно, что московской периферии уделяется так много внимания. Но исследование, пусть и такое интересное, - это не самоцель. Всем будет очень интересно посмотреть, какие конкретные шаги будут предприняты для устранения выявленных проблем», - на практической ноте завершил дискуссию совладец Schulze + Grassov, партнер Citymakers (Копенгаген) Оливер Шульце.

Источник
Категория: Экология в заложницах у экономики и политики. Прогнозы
Опубликовано 06.12.2013 22:18
Просмотров: 543