В Швецию с визитом прибыл генеральный директор польской газотранспортной системы «Газ-систем» (Gaz-system) Томаш Штепин (Tomasz Stepien), который намерен договориться с шведским правительством о прокладке так называемой "Балтийской трубы".
Польша твердо намерена перестать зависеть от российского газа. Вместе с Данией она планирует строительство альтернативного трубопровода в Балтийском море, сообщает «Свенска дагбладет». «Балтийская труба» будет поставлять в Польшу газ с норвежских месторождений. Дело за малым: получить разрешение Швеции, которая вовсе не уверена, что соседи не меняют шило на мыло. Ну еще с владельцами "Северного потока", который "Балтийская труба" должна пересечь -, и тут целый ряд специалистов предупреждают о многочисленных рисках.
«Мы в очень неприятном положении. Стабильности не выходит, у нас было несколько газовых кризисов, которые ударили по польской экономике. Сейчас мы хотим полностью заменить российский газ другим», — утверждает пан Штепин.Но тут же возникает резонный вопрос: а как же американский сжиженный газ, о поставках которого договариваются польские газовщики, рассчитывая стать вообще всеевропейским хабом? И тут выясняется очень неприятная сторона: даже богатенькая, но рачительная Дания не может позволить себе роскошь перехода на американское сжиженное топливо.
«Этот проект важен для Швеции, поскольку он способствует безопасности во всем Балтийском регионе», — говорит Томаш Штепин и рассказывает, что Польша подключит и Прибалтику, и Украину к новой газовой сети, идущей не из России.
Польша и Дания рассчитывают вложить в строительство нового газопровода примерно 15 миллиардов крон (правда, совсем непонятно, где их взять - Дания в принципе согласна на строительство, но не на затраты). Они также надеются заменить часть угля, который в больших количествах сжигает Польша, газом.
Это может звучать странно, ведь речь идет о замене одного ископаемого топлива другим, которое так же усиливает парниковый эффект.
«Совершенно верно, мы в каком-то смысле привязываем себя к ископаемому топливу. Но наша проблема состоит в том, что мы получаем большое количество энергии от сжигания угля, а он дает много выхлопов и портит воздух. С помощью газа мы сможем быстро перестроиться и избавиться от большой доли загрязнения в городах», — объясняет Томаш Штепин.
Он преподносит природный газ как способ перехода на более экологичные формы получения энергии, пусть такой переход и продлится, вероятно, немало лет.
Проект затрагивает Швецию во многих отношениях. Например, «Газ-систем» утверждает, что если Польша начнет сжигать меньше угля, это благотворно скажется и на воздухе в Швеции.
Но самые очевидные последствия мы сможем наблюдать на юге Балтийского моря.
По информации Всемирного фонда дикой природы, в Балтийском море осталось всего 500 морских свиней, и их причисляют к видам, находящимся под серьезной угрозой исчезновения.
Однако предостерегают, что прокладка труб может сказаться на рыболовстве. Также предупреждают, что в районе, где по плану должен пройти трубопровод, ранее могло быть затоплено химическое оружие.
«У нас есть решения для всех вероятных экологических проблем. Это касается и морских свиней», — говорит Томаш Штепин. Но это на словах: если "Северный поток 2" предусматривает ряд экологических мер, - то у "трубы" с этим пока тяжело.
Разрешение, конечно,шведы выдадут. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, шведское правительство едва ли может остановить строительство. Однако можно выдвинуть условия реализации проекта.
С точки зрения Польши важнее всего, чтобы разрешение выдали незамедлительно. Ведь иначе Польша не сможет сразу перейти на норвежский газ, когда истечет ее контракт с Россией. А вновь оказаться в зависимости от России «Газ-систем» не хочет.
«Если Швеция хочет помогать другим улучшать климат, ей следует разрешить и наш трубопровод», — говорит Томаш Штепин.
Строительство газопровода по плану должно начаться весной 2020 года. Осенью 2022 года по трубам должен пойти первый газ. Шведское правительство примет решение по заявке, вероятно, не ранее осени 2019 года.
--
Геннадий Орешкин