ЭКОБАТТЛ:
Получили черновой вариант федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности».
Прочитали. Много думали. Ничего не поняли.
Надеялись, что именно в федеральном проекте будет открыта завеса тайны: каким образом «Росатом» и Андрей Лебедев будут наводить порядок в России с чрезвычайно опасными (промышленными) отходами?
К сожалению, ожидания оказались напрасными.
Главный результат нацпроекта — создание федерального оператора и передача к 2024 году 75% отходов 1-2 классов опасности, образующихся в России, данному оператору. По тарифам, установленным «Росатомом» и ФАС России.
Никаких других показателей и результатов в федпроекте нет. А значит, гипотетически «Росатом» сможет накапливать отходы десятилетиями или просто складировать их в отработанные урановые рудники и подземные шахты.
Что будет делать «Росатом» с опасными отходами на самом деле — по-прежнему секрет, доступа к которому у простых смертных экологов нет.
Вроде в 2019 году Андрей Лебедев должен «выбрать технологии», а в 2020-2023 гг. «построить универсальные комплексы».
Какими они будут, мы видимо не узнаем до момента их ввода в эксплуатацию.
Вполне возможно, что это будут «высокотехнологичные полигоны» по захоронению опасных отходов. С чем мы и поздравляем жителей населенных пунктов, где до этого 15 лет утилизировалось химоружие, а последующие 20 лет теперь будут размещаться токсичные отходы.
Чтоб не соврать: разработчики федерального проекта в нескольких строчках описали будущие объекты по переработке отходов. Цитируем:
«Межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, обезвреживанию и утилизации ОПВК (далее – ПТК) - современные производственные объекты производительностью порядка 50 тыс. тонн в год, включающие в себя комплекс специализированного технологического оборудования, машин, механизмов, установок по обработке, утилизации, обезвреживанию, мест накопления и объектов размещения отходов, функционирующих в целях уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств для обеспечения технологически максимально возможного снижения степени экологической опасности, уровня негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду за счет понижения класса опасности отходов, минимизации образования «хвостов» в процессе их переработки, жесткого контроля и обеспечения минимальных сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду».
Занавес!
Ровно 99 бессмысленных слов, поставленных в произвольном порядке, не позволяют и близко представить, что такого «РосРАО» (дочернее предприятие «Росатома») задумало построить на просторах Российской Федерации.
Кстати, от батареек и аккумуляторов будущий «федеральный оператор» умело спрятался. К 2024 году ему предстоит собрать лишь 75% от объема всех образованных отходов. Ну а 25% как нибудь переработаются сами. В том числе — элементы питания.
В общем читайте и запоминайте фамилии тех, кто гарантировал Президенту Владимиру Путину «построение современной отрасли по утилизации отходов 1 и 2 классов опасности».
Кстати, Андрей Лебедев хочет получить на этот проект без малого 37 млрд руб. Включая 18 млрд из федерального бюджета. Остальное — «внебюджетные источники», то есть средства «Росатома».
Никакого обоснования этих сумм нет, ибо нет даже намека на технологии, которые будут применяться при работе с отходами. Но ведь не это главное?
А начнут с освоения первых 500 млн рублей уже в 2019 году. На эти деньги будет создана еще одна информационная система.