Всемирный экономический форум (ВЭФ) признал Россию одной их худших стран мира по качеству автомобильных дорог. В опубликованном ВЭФ докладе (подробнее см. http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf) , посвященном конкурентоспособности экономик мира в 2016 г., с прогнозом на 2017-й, Россия по качеству автодорог занимает лишь 123-е место из 138 стран, включённых в рейтинг.
Исследовались такие показатели, как протяженность дорог с современным покрытием (отвечающем и экологическим стандартам) в расчёте на 1 кв. км территории (в регионам и в среднем по стране); среднее количество ремонтов 1 км дороги по кварталам года; динамика стоимости ремонта 1 км дороги и его частота: динамика транспортных происшействий в расчёте на 1 км дороги; его средняя грузовая и пассажирская нагрузка; средний период износа 1 км дорожного покрытия.
Хуже, чем в России, дороги оказались в Ливане, Коста-Рике, Нигерии, Чаде, Румынии, Йемене, Камеруне, Киргизии, Молдавии, Мозамбике, Украине, Мавритании, Парагвае, Конго и на Мадагаскаре (124-138 места). А выше России в рейтинге оказались такие, например, страны, как Колумбия (120-е место), Габон (121-е) и Сьерра-Леоне (122-е).
Лучшими признаны автодороги Объединенных Арабских Эмиратов, второе место - у Сингапура, третье — у Гонконга; далее следуют Нидерланды, Япония, Франция, Швейцария, Австрия, Португалия и Дания.
На качество дорог влияют и географические их параметры, как и природно-климатические условия. И, конечно, качество материалов, используемых для дорожных покрытий, а вот на высококачественных покрытиях и/или их комппонентах в РФ с 2014-го экономят, ввиду секвестра региональных бюджетов и бюджетов дорожно-строительных организаций. И, потом, "ремонтные" деньги отнюдь не лишние...
Кандидат технических и экономических наук Валерий Чернышев (Москва) пояснил мне, что "на качестве дорожных покрытий и на полосности дорог не экономят в странах, схожих с Россией по размерам территории и по сложности природно-климатических условий: в Канаде, США (включая Аляску и Алеутские о-ва), КНР, Австралии. В результате, количество дорожно-транспортных эксцессов и дорожных ремонтов там несопоставимо меньше, чем в РФ. Негативно в стране сказывается также "безудержное" предписание больше экономить, что называется, на всём и вся в дорожно-строительных и ремонтных работах. Соответственно, трудно в этой ситуации рассчитывать на высокий уровень импортозамещения ввозимых выскококачественных материалов в дорожно-строительном секторе. Похоже, импортироваться, по ценовым причинам, впредь в большем объеме будут низко- и/или среднекачественные материалы этого профиля, в основном, из развивающихся стран. Вдобавок, такие материалы зачастую не отвечают природно-климатическим условиям России, а отсюда - тоже высокий уровень предрасположенности дорожной сети к ремонтам. Так что комплекс взаимосвязанных факторов влияет на реальное состояние российских автодорог".
Кстати, подтвержденим, пусть косвенным, упомянутого мнения является сообщение "Росавтодора" от 3 ноября с.г. (см. http://rosavtodor.ru/activity/operation-of-federal-highways/highways/17115.html ): "Для ликвидации последствий снегопадов и гололеда на федеральных трассах страны в осенне-зимний период задействуют 10 тыс. машин спецтехники и свыше 3,5 млн тонн реагентов. За счет повышения эффективности деятельности подрядчиков и экономии расхода противогололедных и горюче-смазочных материалов прогнозируется снижение затрат на 10-20%".
Такая, словом, диспозиция...
А.Чичкин