С 4 по 5 октября 2017 года в Москве проходил второй фестиваль: «Дни финской архитектуры в Москве», организованный посольством Финляндии в России и Ассоциацией архитектурных бюро Финляндии (ATL) совместно с журналом «Проект Балтия». Темой фестиваля 2017 года была: «Образовательная среда».
В рамках Фестиваля 4 октября состоялась панельная дискуссия: «Инновационные решения образовательной среды: финский опыт, российский контекст». Тема тем более актуальна, так как в России стартует программа: «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы». Регионы России готовятся к масштабному строительству и ремонту школ и детских садов. На выполнение программы в течение последующих 10 лет потребуется 3 трлн руб.
Модераторами дискуссии выступили:
- Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»;
- Мария Фадеева, архитектурный критик, преподаватель школы МАРШ, корреспондент журнала «Проект Балтия».
С приветствием к участникам мероприятия обратился Чрезвычайный и полномочный посол Финляндии в России Микко Хаутала: «Наша дискуссия сегодня пройдет на тему: «Инновационные решения образовательной среды: финский опыт, российский контекст». Эта тема актуальна. Образовательные системы и архитектура, как в Финляндии, так и в России сталкиваются с совсем новыми задачами. Школа требует реформы. В школе дети должны получить все необходимые знания, которые будут востребованы в мире будущего, то есть, не только элементарные знания и навыки. Речь идет о таких понятиях как: учить и учиться, медиаграмотность, межкультурное взаимодействие, ответственность за устойчивое развитие в глобальном мире и так далее. Все эти задачи должны быть решены. Решения, которые выдержат проверку временем, нам необходимы прежде всего.
Говоря о реформе финской образовательной системы, которая уже очень хорошо известна в России, мы часто относим их к явлениям последних лет, но наши реформы уходят корнями глубоко в историю нашей страны. Послевоенные десятилетия стали для Финляндии периодом огромного перелома. Изменение общей атмосферы повлияло так же на педагогические идеалы и, вообще, на назначение воспитания детей. В центре внимания стали уважение к потребностям ребенка и, так же, соответствующая мотивация. Эти идеи живы и по сей день.
Изменения в педагогической идеологии повлияло непосредственно и на архитектуру послевоенных десятилетий. Со временем стал преобладать более низкий тип школьных зданий. Их разместили на местности таким образом, чтобы создать среду, учитывающий детский масштаб. Сейчас образовательные учреждения совмещают в себе не только школу. Кроме классных помещений в новых школах часто можно найти молодежные клубы или, например: районную библиотеку. Возможности не ограничены. Может быть, в течение этих дней вы и успеете обсудить новые функции, которые могли бы присутствовать в финских и российских школах. Возможности не ограничены.
Я уверен, что все финские участники с большим интересом хотели бы услышать общую информацию о перспективах строительства школ в Москве и на территории Московской области. Мы хорошо знаем, через наши контакты с руководством Московской области, что существует огромный спрос на новые школы.
В таком формате Дни финской архитектуры в Москве пройдут во второй раз. У нас есть такая поговорка: «Если что-то пройдет второй раз, это уже традиция». Прошлогодний опыт показал нам, что такое событие пользуется спросом. И, в первую очередь, мы надеемся, что в эти дни будут налажены новые прямые контакты, которые позволят продолжить дискуссию и после этого события. Мы надеемся, что итогом этих дней станут новые проекты и долгосрочное сотрудничество».
В дискуссии приняли участие:
- Аско Такала, партнер бюро Kirsi Sivén & Asko Takala;
- Калле Эуро, Ассоциация архитектурных бюро Финляндии (ATL);
- Елизавета Паркконен, директор проектов в России, бюро Helin & Co;
- Мариитта Хелинева, ведущий архитектор, бюро Helin & Co;
- Ольга Алексакова, партнер бюро BUROMOSCOW;
- Юлий Борисов, руководитель бюро UNK project;
- Анна Шапиро, главный архитектор проектов бюро «Атриум»;
- Джозеф ван дер Стин (Британская высшая школа дизайна (Москва) и бюро O'BRIEN VAN DER STEEN HUNT);
- Алексей Тарашевский, архитектор, HONKA («РОССА РАКЕННЕ СПб»).
Представители и руководители финских бюро рассказали о своем подходе к проектированию школ, детских садов и даже офисов, а их российские коллеги - о своем опыте и контексте, в котором они работают.
Одно из главных отличий в строительстве образовательных объектов - у финских школ отсутствует типизация, и большая часть новых объектов строится или реконструируется по индивидуальным проектам. У каждого из них есть своя идея и цель, подстроенная под конкретные условия.
Как сообщил в своем выступлении Аско Такала, одной из главных идей для школы в Хельсинки стала мысль о том, что у каждого ребенка - свой путь и свое место в жизни. Это особенно важно потому, что само учреждение рассчитано на детей с ограниченными возможностями, жертв аварий и несчастных случаев. «Каждый год в школе ставят театральную постановку, в которой участвую все дети без исключения. Каждый вносит свой вклад в общее дело, в общий путь. Так и появилась идея общего, широкого, но многофункционального коридора, который соединяет между собой все классы и ведет к большому актовому залу», - рассказал он. Вся школа рассчитана на 90 учеников, при этом каждому из них находится и занятие, и должное внимание.
В России удалось найти свой подход к решению вопроса об образовании детей из приемных семей и оставшихся без попечения родителей. Об «Умной школе» в Иркутске, предназначенной для учебы, в том числе, и таких детей, рассказал Юлий Борисов: «Главной ее идеей было не только обучение детей-сирот, но их социальная адаптация. Такое учреждение должно научить не только школьной программе, но и тому, как общаться между собой, как быть полноценной частью общества. Поэтому в школе учатся дети из самых разных слоев населения, включая самые высокие».
Школьный комплекс раскинулся на территории в 20 гектаров, с благоустроенной и территорией. Кровля кругового комплекса выполнена в череде двускатных крыш - как знак того, что здесь любой ребенок может найти свой дом.
Финский опыт нашел отражение в Москве. По словам Анны Шапиро, основатель школы «Летово» перед разработкой проекта лично осмотрел несколько школ в западных странах, включая Финляндию. «В результате у нас получился действительно необычный проект. Например, актовый зал мы постарались сделать универсальным для любого типа мероприятий. А библиотека станет не просто хранилищем книг, куда заходят два раза в год: получить и сдать учебники, а настоящим центром притяжения, где дети смогут с интересом проводить время», - рассказала она.
О финском опыте применения деревянных конструкций при строительстве школ рассказал Алексей Тарашевский. По его словам подавляющее большинство школьных построек и детских садов 60-х, 70-х и 80-х годов имеют проблемы с качеством внутреннего воздуха (сырость, плесень, пыль, аллергенты). Помещения, предназначенные для учебных целей, не отвечают современным требованиям.
Цели, которые ставятся перед проектировщиками и застройщиками новых образовательных учреждений:
- Решить проблемы морально устаревших зданий, в том числе конструктивных, планировочных и архитектурных решений.
- Провести обновление архитектурной жилой среды.
- Обеспечить современную, безопасную и легко модулируемую среду обучения.
- Обеспечить наилучшие условия для обучения и преподавания.
По его словам использование дерева:
- Повышает качество общественного строительства и обеспечивает более длительный жизненный цикл зданий в сравнении с конструкциями из бетона.
- Дерево поддерживает благоприятный баланс внутренней температуры и влажности за счет естественных свойств. Это, в свою очередь, положительно влияет на качество внутреннего воздуха (снижается количество бактерий и содержание аллергенов).
- Дерево является одним из лучших экологических, возобновляемых и биологически разлагаемых строительных материалов. Современная высокотехнологичная обработка дерева позволяет добиться высоких эксплуатационных и конструктивных характеристик зданий построенных с использованием деревянных деталей и элементов.
- Натуральная древесина уменьшает стресс, снижает кровяное давление, генерирует положительные эмоции и имеет уникальные свойства формировать благоприятную акустическую среду.
- Использование цельного дерева в конструкциях здания позволяет связать углерод, накопленный деревом за время роста, и исключить его из экологического цикла на все время жизни самого здания.
По завершению дискуссии, Чрезвычайный и полномочный посол Финляндии Микко Хаутала провел для ее участников прием.
Сергей Козлов