Александр Ефимович Ивкович

Александр Ефимович Ивкович - фото 1В паре километров от белградской Скупщины расположено одно из самых известных и старейших кладбищ Югославии - Novo groblje, или можно перевести как Новое кладбище. 
Здесь лежат многие знаменитые люди как Югославии, так и России : Миловое Живанович, Вьекослав Африч, Милош Црнянский, Бранко Чопич, Коча Попович, на Новом кладбище имеется русский некрополь, расположенный несколько в глубине кладбища, где покоятся многие русские, покинувшие Россию после Октябрьского переворота 1917 года и окончания Гражданской войны (в частности, последний томский губернатор В. Н. Дудинский, генерал Д. К. Абациев), а также их родственники, дети, которые остались жить в Югославии. Поэтому Новое кладбище, ещё называют Русским.
Но есть на Новом кладбище русская могила, расположенная не в Русском некрополе, к которой, как правило, идут югославы и часто с детьми. Она расположена совсем недалеко от место упокоения великого писателя, драматурга, публициста Бронислава Нушича.
- Ты что? - изумился моему вопросу , кто покоится под тем крестом,- Это же Ивкович! Ваш русский! Веселые картинки!
"Веселые картинки" помнилось мне по детсадовским временам, но подойдя к надгробью, убедился, что это не мое детство:
АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ ИВКОВИЧ (это сербская фамилия жены!) родился в Одессе 25 марта 1894 года!

Александр Ефимович Ивкович - фото 2Александр Ефимович Ивкович - фото 3Александр Ефимович Ивкович - фото 4Александр Ефимович Ивкович - фото 5
В Югославии он очутился еще до роковых выстрелов в Сараево - впрочем, для сербов Гаврило Принцип (хотя и избитый после сараевского покушения до такого состояния, что пришлось ампутировать руку) ,Неделько Чабринович и их сотоварищи герои. Но что же Ивкович? Никто не знает, как он отнесся к факту покушения, но по его собственным воспоминаниям в армию пошел вольноопределяющимся. Так появился серб Александр (Йефта) - и тут уместно предположение, что он был сыном одесского торговца и мелкого издателя ,неплохого художника Ефима Ефимовича, сотрудничавшего с Шалом-Алейхемом. В частности Ефим Ефимович был вместе с писателем Шалом-Алейхемом был интернирован в 1914 году из Германии в нейтральной Дании, где он указал, что постоянно проживает вместе с семьей в Белграде.
А вот собственные иллюстрации Ефимович подписывал Йефта.
В дальнейшем в журналах его сына « Мика Миш », «Забавник», «Робинзон», «Маленький забавник Мика Миш», «Маленькая библиотека Мика Миш», «Веселый забавник», «Тарцан» выходило большинство работ русских художников эмигрантов в Белграде.
Во всяком случае снова в Югославии после войны в 1925 году Ивкович объявился из Австралии (там познакомился с сербкой Даринкой, женился, взяв ее фамилию) - первым бизнесом семейной пары стала демонстрация..боксерских боев пары привезенных кенгуру! Ивкович сам рисовал афиши - и объехал с этим аттракционом от Афин до Рима. Вечный город оказался для него важным: именно здесь он издает книжку Марка Твена (право на перевод и издание доказывало письмо американского классика Шалом-Алейхему и Ефиму Ефимовичу - никого уже не было в живых) на сербском. Коммерчески предприятие оказалось выгодным: но особенным успехом стали иллюстрации. Их у Ивковича приобретали отдельно! Так появился серб Александр Ивкович – издатель, владелец типографии «Рус», ловкий бизнесмен и любитель нового, «девятого» вида искусства – комиксов.
Справедливости ради следует сказать, что первые попытки внедрить комикс в печать начались задолго до ноября 1934, т.е. еще до выпуска первого полноценного комикса в газете «Политика», который и считается днем рождения югославского комикса. Впрочем, и за эти первые робкие попытки приучить читателя к новому виду искусства мы также должны благодарить газету «Политика», которая 16 января 1930 года проявила заботу о маленьких читателях и начала выпускать приложение «Политика для детей» (Политика за децу), где кроме рассказов, шарад, загадок и шуток стали появляться рисованные истории, и первой из серии была история «Человек-змея и представление Мии» (Змија-човек и Мијина представа)
Похожие истории печатаются в приложении регулярно и приобретают популярность довольно быстро, поэтому уже в восьмом номере все той же «Политики для детей» в качестве эксперимента появляется комикс-биография президента Чехословакии Томаша Масарика «Детство и молодость одного человека» (Детињство и младост једног човека), а следом за ним и комикс-биография самого значительного сербского святителя Святого Саввы.
Позже образовательную серию продолжили биографии вождя Карагеоргия, сербского просветителя Досителя Обрадовича и югославского скульптора Ивана Мештровича. Но это были лишь отдельные попытки популяризации нового вида искусства, а собственно история югославского комикса начинается в 1934 году с выходом в свет комикса «Тайный агент Икс-9».
Русский и австралийский эмигрант и, к тому времени, хозяин фотоцинкографии «Рус» Александр Ивкович почти сразу понимает возможности жанра и начинает работать в этом направлении настолько активно, что многие исследователи югославского комикса считают, что именно с его именем связан выход специализированных комикс-журналов.
Это и так и не так. Да, действительно, 10 апреля 1935 года в Югославии начинает выходить вкладыш в газете «Политика» с научно-фантастическим комиксом Джордже (Юрия) Лобачева и Владимира Курганского под названием «Луч Смерти» (Зрак Смрти). Вкладыш так и назывался «Стрип» (комикс), включал в себя только комиксы и первый номер его раздавался бесплатно.
Издателем этого вкладыша был тоже русский эмигрант, но не Александр Ивкович, а Анатолий Прицкер , в то время хозяин довольно крупного издательства «Народное просвещение» (Народна просвета) . Приложение просуществовало четырнадцать месяцев: последний выпуск (№ 63) вышел из печати 4 июня 1936 года. И причиной закрытия вкладыша стал Александр Ивкович.
Именно он, обратив внимание на новый жанр и предчувствуя его популярность, делает всё, чтобы стать монополистом в этой области. За четыре месяца 1936 года Ивкович открывает и начинает выпускать несколько специализированных журналов: «Забавник», «Робинзон», «Маленький забавник Микки-Маус» (Мали забавник Мика Миш) «Маленькая библиотека Микки-Мауса» (Мала библиотека Мика Миш), в начале 1937 года открывает еще один – «Веселый забавник», а в марте 1938 года появляется еще одно издание, учреждает которое опять же Ивкович – журнал «Тарцан»
В 1936 году открыл сразу несколько журналов комиксов, быстро став монополистом в издании комиксов королевства Югославия. Тиражи достигали 200—300 тыс. экземпляров комиксов в неделю. Крупнейшим из них был журнал «Мика Миш». Множество русских художников-эмигрантов работали для журнала, Юрий Лобачев , Николай Навоев , Сергей Соловьев , Константин Кузнецов , Алексей Ранхнер , Иван Шеншин , а также югославские художники Джордже Джука Янкович , Мича Димитриевич.
Популярность журнала в конце тридцатых годов была так велика, что позже исследователи истории югославского комикса З.Зупан и С.Драгичевич, в попытке объяснить эту популярность, скажут: «Формирование большого количества авторов вокруг одного журнала представляет собой единственный пример в истории югославского комикса. Тот факт, что из всех существующих в стране на тот момент авторов комикса большая часть сотрудничала с журналом «Мика Миш» делает это издание Ивковича самым значительным довоенным журналом и ядром той движущей силы, которая влияла на бурное развитие графического жанра в нашей стране... Своими произведениями они придавали журналу особую атмосферу, а популярность героев, которых они создавали, была сильнее тех, что являлись лучшими образцами американского комикса»
Редактором журнала был кинематографист Милутин С. Игнячевич . В то же время, Ивкович с бельгийским издателем Лустигом открыл специализированное предприятие «Universum Press» для дистрибуции комиксов за рубежом. В 1939 году Милутин С. Игнячевич начал печатать собственный журнал «Микијево царство». С 4 апреля 1941 года, в связи с войной, издание журналов Ивковича прекратилось.
6 апреля в 6.30 утра сильнейшей бомбежкой Белграда гитлеровская Германия начинает операцию под кодовым названием «Страшный суд» (Strafgericht). Бомбили Белград в четыре рейда: 6 апреля, 7 апреля, 11 апреля и 12 апреля, и во время налётов было уничтожено более чем 6 тысяч зданий . Тогда же пострадало и предприятие Ивковича.
После войны он пробует вернуться к жанру графического романа. В 1945 году Ивкович пытается возродить журнал «Весели забавник», где печатает (и вероятно является и автором, хотя указан лишь как технический директор) комикс «Три шалуна во время оккупации» (Три угурсуза за време окупациje) . Но новая социалистическая власть считает комикс буржуазной отрыжкой, и Ивковича не спасает даже патриотическая тематика произведения. Власти запретили его и арестовавли не напечатанные графические романы «Дочь почтмейстера» (по « Станционному смотрителю » Пушкина) и «Воскресенье» ( по одноименному роману Льва Толстого).О романах «Дочь почтмейстера» и «Воскресенье» сказано, что «величайшие произведения русской классики сбиты во всего 145 картинок». «Три шалуна» подвергаются следующей жестокой критике: «.. речь идет о приключениях трех уродливых личностей»; «фашисты представлены как наивные и глупые люди»; «главные личности устраивают разные засады, дразня глупых немцев и обманывая наивных гестаповцев» . 
Ивковича не спас ни анонс комикса, который был составлен так, что звучал одновременно как реклама, объяснение и оправдание: «...добронамеренные, оптимистичные, способные найти выход из любой ситуации, всегда готовы помочь делом или советом, остро чувствующие чужое горе и яростные противники оккупантов и фашистов, мастера саботажа – это наши Три шалуна, которых ждут разные приключения во время оккупации, и которых мы вам представляем в этой комикс-книге». 
Вышедшая позже в газете «Борьба» (органе ЦК КПЮ) разгромная статья Йована Поповича под названием «Спекулянты и их эрзац-товар на литературном рынке» останавливает не только Ивковича в его желаниях возродить журнал, но и послевоенное развитие комикса, поскольку комикс заклеймен там как «оглупляющий наркотик в литературном виде», который «.. начал пробиваться как сорняк в саду нашей народной культуры, уничтожая ее. В любом случае комикс представляет собой преступное деяние, поскольку фальсифицирует литературу и отравляет читателя. Комикс – это атака на интеллектуальный дух». 
Но попытка Ивковича приучить к комиксу социалистическую Югославию все же не пропала даром: в 1945 году комиксы Ивковича запретили, но буквально через несколько лет (5 января 1952 года) выходит номер «Политикиного забавника» с разрешенным со стороны цензуры комиксом, который, видимо вспомнив патриотическую тематику «Трех шалунов», рассказывает о приключениях героев в годы войны.
И социалистическая Югославия начинает осваивать этот жанр, публикуя сначала «партизанские» комиксы («Мирко и Славко», «Млада партизанка» и пр.), а затем потихоньку возвращаясь к своему славному прошлому, т.е. начиная переиздавать графические романы «золотого периода». Жизнь самого Александра Ивковича превратилась в череду арестов и запретов. 
Но сам Ивкович в развитии комикса социалистической Югославии уже участвовал мало, занимаясь, в основном, делами издательства «Universum Press». О последних годах его жизни мы знаем мало: архивы свидетельствуют, что он умер в Белграде в 1969 году на семьдесят четвертом году жизни.

 
 
 
Геннадий Орешкин
Категория: Новости со всего света
Опубликовано 15.05.2017 16:03
Просмотров: 701