Весна со всей очевидностью овладела пространством нашего обитания, однако, судя по всему, Снегурочка еще не растаяла от любви, и потому погода позволяет себе выделывать кренделя.
Весь день в субботу светило Солнце, радуя москвичей золотыми-стрелами чувственной радости, обнадеживая перспективой теплового постоянства и тем самым заманивая на улицу в легких куртках. Как вдруг к вечеру, сходя за горизонт, оно беззастенчиво подобрало главные свои атрибуты, побуждающие в эти переходные дни к новой жизни, и предоставило землю условиям луны и ночи.
С наступлением сумерек похолодало, и стало уныло. Население все еще густо наполняло Тверскую, почему-то шествуя в основном вниз к Кремлю, где исчезало неведомо куда.
У памятника Долгорукому гремела энергичная современная музыка, звучали песни на иностранном, и там собиралась молодежь. Перед грозным каменным князем была устроена площадка, выделенная от Тверской улицы железным ограждением. Внутри стояла крытая сцена, огромный макет рубильника, маленькая лавчонка в виде домика, из окна которого подавали кофе и чай, деревянный помост, где светился знак «60+», а с другого края – закрытая со всех сторон мягким непрозрачным материалом камера для автофотоснимка.
Прохожие останавливались, чтобы удовлетворить любопытство, рассматривали флаги с эмблемой, на которой изображалась Панда; синие транспаранты, на которых белыми буквами было написано: «Меняй себя, а не планету». Кто-то оставался, чтобы дождаться действия, а кто-то уходил, оборачиваясь по пути все на то же пройденное место, где вот-вот что-то должно начаться.
В восемь вечера можно было зайти внутрь ограждения, устроенного вокруг площадки. Там выпить чай, кофе, сделать снимок фотоавтоматом, потанцевать под музыку... Волонтеры раздавали белые и синие флажки. По площадке ходила огромная, но добрая «Панда», рядом с которой многие делали фото, видео и селфи в обнимку с ней – на память. Все это слегка разогрело публику. И стало повеселей.
Акция «Час земли» приближалась. Вскоре на сцене появился ведущий и взбодрил публику своим громким оптимистичным голосом и содержанием речи. Он рассказал, что собой представляет мероприятие.
Девиз акции «Час Земли» в этом году «Меняй себя, а не планету». По замыслу организаторов, каждый человек, участвуя в ней, должен себе задать вопрос: «Что лично я могу сделать для города, для страны, для планеты? В каком мире я хочу жить: где к природным ресурсам относятся бережно, разумно, и потому окружающий мир прекрасен и полезен, или – равнодушно, и потому мир безобразен, завален мусором, опасен для здоровья и для жизни».
Вести экологический образ жизни, говорил ведущий, совершенно не трудно, и ни для кого не обременительно. Москва – это город, где создаются условия для экономии воды, электроэнергии, здесь появилась возможность активно передвигаться на велосипедах, организованы пункты раздельного сбора отходов. Но усилий только одного города недостаточно. Каждый житель должен принимать участие в экологических инициативах.
И вот начало. Ровно в 20:30 символический рубильник выключили заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Сергей Александрович Мельников и Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Аркадьевич Щварц. Свет, освещавший здания на Тверской, и вся подсветка в Москве погасли. Акция «Час Земли» стартовала.
По возможности выключили токоприемники не только государственные организации и коммерческие компании, но и сами жители.
Одновременно с началом акции на Кремлевской набережной стартовал велозаезд в поддержку «Часа Земли». Финиш – у памятника Долгорукого. Заезд возглавили руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Олегович Кульбачевский и директор Всемирного фонда дикой природы Игорь Евгеньевич Честин.
Символ акции – знак «60+». Ведущий пригласил присутствующих принять участие во флешмобе, и волонтеры раздали всем добровольцам свечи. Вскоре красивыми огоньками засветилась цифра шестьдесят и рядом плюс. Затем на сцену выходили школьные коллективы, чтобы получить награду за участие в экологических проектах и в ответ показать подготовленные к этому случаю художественные номера. Они пели, танцевали, с задором, свойственным их возрасту, и произвели приятное впечатление на публику. Выступил военный оркестр.
В перерывах между концертными номерами ведущий проводил развлекательные игры. Люди довольно охотно участвовали в них и радовались полученным призам.
А между тем стрелки часов, отсчитывающих минуты до окончания темноты, все передвигались.
Через некоторое время финишировали велосипедисты. У памятника Долгорукова собралось много любителей этого экотранспорта. Разнообразие велосипедных моделей поражало, было любопытно их разглядывать. Удивляла, а порой и восхищала фантазия и мастерство иных конструкторов.
Антон Кульбачевский, Евгений Шварц появились на площадке рядом с условным рубильником незадолго до 21:30. Они едва успели ответить на вопросы журналистов, как пробил час...
И когда снова загорелся свет, вновь открывая фасады зданий и памятники культуры на Тверской и по всей Москве, на душе сделалось почему-то необъяснимо радостно. И даже, кажется, теплей. Странно: погашение света и потом его появление – это же всего лишь условность, которая заняла час времени, а все равно приятно. Да и какой-то символический знак во всем этом событии наблюдается: рубильник-то располагался под каменной десницей Юрия Долгорукого, перед твердым духом которого и надо держать ответ за надлежащий порядок в Москве...
***
После окончания акции мы задали вопросы Директору по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, доктору географических наук по специальности «Геоэкология», почетному работнику охраны природы Российской Федерации Евгению Аркадьевичу Шварцу.
- Сегодняшняя акция прошла как праздник. Это неожиданный результат?
– У меня не было никаких сомнений, что получится праздник. Акция так быстро и успешно пошла по планете – мы это видим на протяжении восьми лет, в течение которых проводим ее в Москве и стране. Каждый год добавляем в нее что-то новое. В этом году нас порадовало то, что администрации городов России, организаторы «Часа Земли» в разных городах, сами стали подмечать на своих территориях проблемы, на которые направлена акция. В Калмыкии – лес, в каких-то других регионах – загрязнение и т.д. То есть наше общее совместное действие становится более конкретным. А значит и более эффективным. Чувствуется позитивная мотивация людей.
– Трудно было организовать сегодняшнее мероприятие?
– Не труднее, чем обычно. Мы очень рады нашему партнерству с Департаментом природопользование и охраны окружающей среды Москвы. Организация выключения – это огромный вклад в первую очередь департамента.
– Акция приносит экономический эффект?
– Нет специальной задачи получить экономический эффект от выключения. Хотя он есть. В позапрошлом году, например, удалось очень много сэкономить, но это никогда не было главной целью. Главная цель – внимание к проблемам экологии и, в частности, экономии энергии. Грубо говоря, выключив свет сегодня, человек задумается, а не забывает ли он погасить лампочку в другие дни.
– Что нового было привнесено в этом году по сравнению с акциями прошлых лет?
– Мы в этом году отошли от традиционного обращения президента, власти. Это нужно, но... Мы видим положительные сдвиги: во многих случаях нас услышала власть России. Но сейчас хотим быть услышанными населением страны. Напомню, 70 % экологического следа – это наше потребление, наших домохозяйств. А мы потребляем очень часто экологически безответственно. Потребляем продукцию ворованных биоресурсов, рыбы, нелегально вырубленного леса...
Кроме того, наш экологический след в два раза больше, чем в среднем по планете. Конечно, Россия экологический донор, мы действительно оказываем планете часть экосистемных услуг, но нужно отметить, что размер нашего донорства меньше на 60 процентов, чем наш суммарный след. Чтобы сохранить свою позицию как экономического донора, мы должны серьезно подумать над своим потреблением именно как граждане России.
– А что вы скажете о дальневосточном гектаре? Эта программа не противоречит вашей позиции?
– Это все равно что вопрос о ноже. Им можно убить человека, а можно порезать колбасу. Нас пугает в случае с дальневосточным гектаром то, что программа очень быстро проводится без серьезного изучения местности. Были случаи, когда удавалось зарегистрировать гектар на территории заповедника. Очень много несостыковок с защитными лесами и т.д. Грубо говоря, может я тут не попаду в общий тренд, но считаю, что нужно сначала оптимизировать общую систему законодательства. Попытка сделать исключение ради любой самой святой цели, как показывает наша практика в течение последних 15 лет, приводит к обратному результату. Вот, например, сколько ломали законодательство, чтобы провести для олимпиады санно-бобслейную трассу. Хорошо, что удалось убедить президента, чтобы ее не строили. А закон под это строительство депутаты изменить успели. И в результате это развязало руки недобросовестным дельцам в Самарской области и в других регионах. То есть мы оправдываем какие-то свои действия и тем самым создаем риски и угрозу гораздо большего масштаба. И самое главное, что за вроде бы справедливым желанием решить проблему в какой-то точке, мы создаем гораздо большие и худшие проблемы на территории всей страны. Конечно, никто не призывает к увеличению бюрократии, росту административных барьеров при строительстве нужных объектов. Но часто смягчение в силу объективных причин этого барьера в какой-то конкретной точке создает огромное количество проблем по всей стране. Поэтому, мне кажется, не нужно во имя решения краткосрочной задачи, разрушать систему законодательства в целом.
– То есть в соответствии с лозунгом: сначала поменяй себя...
– Да, именно так.
Юрий АНДРИЙЧУК
Фото Дмитрия ПОТАПОВА