110 лет Вучетичу: знаменитые московские работы великого монументалиста
28 декабря исполнилось 110 лет со дня рождения известного скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. Его работы можно встретить не только в Москве, на и в городах бывшего СССР, а также за рубежом.Именно он создал скульптуры, которые известны каждому: «Родину-мать» в Волгограде, памятник воину-освободителю в Берлине, а также знаменитый монумент «Перекуём мечи на орала» около штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Самая его знаменитая работа в Москве – памятник Феликсу Дзержинскому (он сейчас располагается в парке искусств «Музеон»).
Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы: «Евгений Викторович – выдающийся скульптор: в своих работах – монументах, бюстах, барельефах – ему удавалось точно передать характеры, выражать общую идею эпохи – героизм, волю, мужество. Все они, что называется, очень атмосферные. Не зря многие его работы вызывали такой резонанс.
Он участвовал в строительстве библиотеки имени Ленина, был причастен к проекту Дворца Советов, прошел войну, в 48-м году стал главным скульптором ВСХВ. Масштаб его личности огромен, а произведения, без преувеличения, известны каждому».Среди самых знаковых московских работ скульптора – памятник «железному» Феликсу на Лубянской площади, бюст Михаила Фрунзе, а также горельеф «Знаменосцу мира - советскому народу слава!» на ВДНХ.
Тайна, о которой все знали
Одна из интереснейших работ Евгения Вучетича – горельеф «Знаменосцу мираСоветскому народу – слава!», который расположен в павильоне №1 «Центральный» на ВДНХ (объект культурного наследия федерального значения). Он по праву считается одним из самых интересных экспонатов бывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Его площадь составляет 90 м2, более 1500 человек тщательно выполнены автором на его полотне. Сам скульптор вспоминал: «Над этим рельефом работало восемь человек, в том числе Белугин, Великанов, Демин, Фридман, а также несколько помощников.
Работа продолжалась в течение трех лет, так что если бы ее переложить на плечи одного скульптора, то это могло бы составить целую творческую жизнь. И вот здесь сказалась великая сила коллектива. При правильной организации творческой группы можно создать за сравнительно небольшой отрезок времени огромное произведение, запечатлевающее в вечном материале великое событие». Это был принципиально новый подход для советской монументалистики. К примеру, много споров вызвала глубина рельефа: говорили, что она составляет от двух до шести метров, хотя на самом деле – всего 62 сантиметра.
На горельефе изображена демонстрация: сотни и тысячи советских людей идут под знаменами. Лучшего решения для такой задумки, чем горельеф, придумать невозможно:линейная перспектива лучше всего передавала ощущение масштабности. Вот что пишет сам автор: «... образы, которые нам помогали – хлопкороб, семья шахтера, молодежь, детвора с учительницей. На центральную группу с улыбкой смотрит старый рабочий, лицо которого испещрено морщинами. Это один из тех кадровых пролетариев, которые участвовали в Октябрьской революции, в строительстве социализма, в Великой Отечественной войне и которые продолжают находиться в строю. В центральной группе такие же люди, как и в боковых, но идут они как-то особенно, очень сплоченно, являясь как бы организующей силой».
Горельеф оказался очень «политическим»: призванный превознести славу народа-победителя под предводительством Сталина, после смерти вождя он претерпел немало изменений. Вскоре после повторного открытия выставки в 1954 году он оказался стилистически устаревшим. В конце 1960-х работу закрыли, а в 1990-е и вовсе зашили фанерой. Хотя знатоки и историки ВДНХ знали о его существование, открытие этого произведения в 2014 году, когда началась реставрация, стало настоящим событием. Сейчас реставрационные работы по нему продолжаются. Горельеф украсит интерьеры павильона после открытия.
Нарком и институт благородных девиц
Другая знаменитая работа Вучетича – бюст Михаила Фрунзе, еще одного политического деятеля времен Советского Союза, второго комиссара по военным и морским делам. Он был изготовлен и установлен в 1960 году на площади Коммуны (Суворовская площадь), перед главным входом в Центральный дом Советской Армии им. М. В. Фрунзе. Признан объектом культурного наследия регионального значения. Архитектором этого монумента также стал Григорий Захаров.
Бронзовый Михаил Васильевич представлен в расстегнутой форме и без головного убора. Кстати, здание, перед которым установлен монумент, тоже очень примечательно: это центральный корпус бывшего Екатерининского института, объекта культурного наследия федерального значения. В XVIII веке здесь располагалась загородная усадьба графа Салтыкова, затем, после смены нескольких хозяев здание указом императора Александра I было передано училищу Ордена Святой Екатерины – знаменитому Екатерининскому институту благородных девиц, одному из первых женских учебных заведений в России.
После революции здание передали Красной армии; здесь образовалось нечто вроде дома культуры красноармейцев, где не только проводились концерты, но и велась серьезная образовательная и научная работы, устраивались встречи, читались лекции. Здание по-прежнему является главным военным учреждением культуры и методическим центром действующей армии.
Бронзовый «железный» Феликс
Бронзовый памятник Феликсу Дзержинскому установили на площади Дзержинского (Лубянской) в 1958 году перед зданием Комитета госбезопасности СССР. Относиться к личности создателя ВЧК можно по-разному, однако сам памятник признан объектом культурного наследия регионального значения в первую очередь за художественную ценность. Конкурс на создание монумента был объявлен в 1940 году, в нем кроме прочих участвовала Вера Мухина, а победителем стала Сарра Лебедева, но реализации ее проектапомешала война. В итоге в конце 1950-х идею с памятником реализовали Вучетич (как скульптор) и архитектор Григорий Захаров.
Кстати, памятник располагался на том месте, где прежде бил знаменитейший московский водоразборный фонтан Мытищинского водопровода работы скульптора Ивана (Джузеппе) Витали, снабжавший питьевой водой большую часть тогдашней Москвы. Фонтан демонтировали в 1934 году, когда на Лубянке строили метро, и переместили во внутренний двор Александрийского дворца Нескучного сада (сейчас там размещается президиум Российской академии наук). Фонтан, кстати, до сих пор существует, правда, не работает в настоящий момент. Тогда же на площади было организовано круговое движение и появилась идея создания монумента.
По материалам пресс-службы подготовил Д. Нимгиров.