Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений

 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 1Какие ассоциации возникают, когда слышишь выражение «устойчивое развитие»? Стабильность, некое неспешное, но неподверженное никаким кризисам движение вперед, что-то типа застоя 2.0.

Между тем, понятие это гораздо более сложное.

Термин «sustainable development» или как его неудачно переводят Устойчивой развитие, был введен Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году для обозначения такого развития, при котором «удовлетворение потребностей живущего поколения не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Поэтому наиболее точный смысловой перевод термина должен быть как «неистощающее развитие». Именно так его трактовали и участники Национального форума по устойчивому развитию, прошедшего на этой недел в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В работе форума приняли участие видные ученые и специалисты из самых разных отраслей экономики. Доклады касались различных аспектов устойчивого, а как мы теперь знаем, что  более точно – неистощающего развития.

 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 2 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 3 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 4 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 5 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 6 Устойчивое развитие – это жить не за счет будущих поколений  - фото 7

Если говорить коротко, выводы неутешительны.

То, как после развала Союза развивается российская экономика прямопротивоположно концепции устойчивого развития. Основной статьей российского экспорта являются невозобновляемые природные ресурсы – нефть, газ, минеральное сырьё, драгоценные и редкоземельные металлы. На полученные средства закупаются товары из ресурсов возобновляемых, либо напрямую полученные из проданных нами же – природные и синтетические ткани, продукция химии и нефтехимии, промышленное оборудование, автомобили, вычислительная техника, сельскохозяйственная продукция.

Всё это вызывает труднообратимые структурные изменения в научной области, системе образования, в сельском хозяйстве, промышленности, структуре занятости населения, климате и экологии территорий… Да практически во всех аспектах.

Участники Форума хоть и старательно обходили острые формулировки, высказывались с достаточной степени определенности.

Вот как, например, объясняет нарастание угроз продовольственной безопасности страны  член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, член-корр. РАН, профессор Арнольд Тулохонов: «Сельчане переезжают в города и перестают работать». В отсутсвие внятной программы развития сельского хозяйства и реальных мер по его поддержке даже рекордные урожаи, вызванные позитивными климатическими изменениями, не позволяют решить этих проблем.

Интересные факты о некоторых последствиях наблюдаемого локального потепления были освещены в докладе директора Института глобального климата и экологии Сергея Семенова.

Для жителей московского региона небесполезно, в частности, будет знать, что расширяется ареал обитания энцефалитного клеща, отдельные особи которого уже могут проникать и в Подмосковье.

Каковы требования научно-технического комплекса страны, таково и образование.

Так, пожалуй, вкратце можно обозначить главную мысль яркого выступления последнего министра просвещения СССР, а ныне научного руководителя кафедры экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», д.х.н., профессора, член-корреспондента РАН Геннадия Ягодина.

«Цивилизация может не только развиваться, но и деградировать. Индикатором опасности подобного процесса служит потеря заинтересованности в получении знаний».

Сегодняшнее состояние российского образования внушает тревогу именно по причине утраты детьми интереса к обучению.

На примере ряда оптических иллюзий и занимательных физических и психологических опытов, профессор показал, что механичность, отсутствие творческого подхода, следование стереотипам и примерам вместо следования знанию, присущи не только нынешним детям, но и большинству собравшихся в аудитории.

Закончил своё выступление бывший министр такой иллюстрацией: «Если лягушку посадить в нагреваемую на огне кастрюлю, то сначала ей будет хорошо, потом станет жарко, но она подумает, ну потерплю, не будет же совсем жарко, а потом получается уха из лягушки».

Мораль – выпрыгивать надо было раньше…

Что значит в нашем случае «выпрыгнуть вовремя?»

Начать тотальный переход на современные принципы организации производств и наилучшее из доступного оборудование, как можно быстрее перестать жить практически исключительно за счет невозобновляемых ресурсов, свести отходы производства и жизнедеятельности к возможному минимуму, полностью реорганизовать систему образования, обеспечить рациональный подход к строительству и обустройству жилья, подчинить разработку, планирование и управление строгим математическим моделям, ввести повсеместно автоматизированные системы контроля и регулирования количества и качества потребляемых ресурсов— вот задачи на ближайшее будущее, от выполнения которых зависит сама возможность будущего для последующих поколений.

 Игорь Егоров

Фото Михаила Подобеда

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить