Руки скульптора, взгляд живописца

Руки скульптора, взгляд живописца - фото 1Доктор Юсупов был в Тамбове фигурой если не легендарной, то очень необычной. В самом начале 90­х годов ещё мало кто слышал, например, об иридодиагностике, а он ею уже успешно занимался и одновременно применял какие­то другие очень мало известные тогда методики. Между прочим, один из тамбовских журналистов до сих пор вспоминает Юсупова добрым словом, потому что считает, что именно он каким­то своим особым методом избавил его от хронического бронхита.

Но всё­таки удивляло всех не только это.

Гораздо раньше пациенты Юсупова удивлялись тому, что его кабинет в медсанчасти завода «Ревтруд» выглядел одновременно и кабинетом врача, и, пожалуй, небольшой художественной галереей, где выставлены скульптурные и живописные работы. Об авторе не спрашивали. Все знали, что рисует и лепит сам доктор.

Годы спустя он стал автором памятника архиепископу Луке, установленному на территории больницы, которая сейчас носит имя святителя.

Сейчас Г. Юсупов живёт и работает в Москве, но Тамбов не забывает и с лёгкостью согласился на разговор.

— Гамзат Абдуллаевич, в какой мере, по­вашему, можно считать медицину искусством? Если она и в самом деле искусство, то можно ли найти что­то общее между нею и скульптурой и живописью?

— Медицина — многогранная деятельность, включающая науку, психологию и, безусловно, творчество, для которого необходим талант или хотя бы способности, как и в искусстве. В каких­то врачебных специальностях нужны не только спец ифически «медицинские», но и художественные способности. Так, для пластического хирурга, как мне представляется, необходимы способности скульптора, ведь конечный результат его работы должен не только устраивать «хозяина», но и радовать глаз окружающих.

Если попытаться найти в медицине что­то общее с живописью и скульптурой, то, на мой взгляд, оно заключается в творческом поиске вариантов достижения намеченной цели. В изобразительном искусстве, например, необходимо достичь выразительного и убедительного образа. Известно, что разные художники или скульпторы, создавая портрет одного и того же человека, могут использовать различные подходы для создания произведения искусства: от реалистичного до абстрактного изображения. Шедевром могут быть признаны оба варианта. В медицине также существует много подходов к лечению болезней. Например, больному, страдающему от язвенной болезни желудка, можно провести хирургическую операцию, можно антибиотики назначить, а можно выявить причины возникновения болезни и провести индивидуально подобранное лечение, направленное на их выведение. Исцеление больного при любом варианте можно в определённой мере сравнивать если не с художественным шедевром, то хотя бы с его реставрацией.

— Получается, врач, «реставрирующий шедевр», то есть лечащий пациента, в каком­то смысле возвращает ему красоту совершенства. Романтично... В современной медицине ещё есть место романтике?

— Я начинал работать хирургом и очень любил эту романтическую и творческую специальность, но затем многолетний опыт работы с применением методов энергоинформационной медицины в Тамбове и в Москве привёл к выводу о возможности обойтись при многих заболеваниях без хирургических вмешательств, не назначая фармацевтические препараты, имеющие серьёзные побочные эффекты. К сожалению, в официальной медицине всё меньше места остаётся для творческого подхода к лечению больных, так как врачи вынуждены строго придерживаться утверждённых стандартов лечения.

— Скульптура и живопись являются для вас формой отдыха или способом постижения мира?

— Очень люблю искусство, а изобразительное особенно, но художником или скульптором себя не считаю. Часто бывал в Тамбовском Доме художников, где ко мне относились благосклонно, а с талантливым скульптором Константином Малофеевым, по моим ощущениям, мы даже стали друзьями. Возможность периодически бывать в его мастерской была для меня неоценимым подарком судьбы. Многие произведения Константин Яковлевич создавал на моих глазах.

Особенно запомнился процесс лепки портрета известного врача Фёдорова. Всего 45 минут профессор Фёдоров мог позировать в мастерской скульптора. Я полагал, что будет вылеплен небольшого размера этюд, но Константин Яковлевич «заквасил», как он выражался, портрет в полторы натуральных величины! Только чтобы необходимое для этого количество глины из ящика вытаскивать, как мне казалось, потребуется полчаса! Легендарный доктор сидел на подиуме и что­то всё время рассказывал, а скульптор лепил, поворачивал ногой подиум то вправо, то влево, то на 180 градусов, иногда локтем (руки в глине) подправлял положение головы портретируемого… Это было что­то! Таких эмоций, как при наблюдении за этой работой, не испытывал ни до, ни после этого исторического сеанса, все сорок пять минут я стоял на одном месте и не шевелился. ...Ну а жена доктора и жена скульптора, сидя на старом диване, мирно беседовали... Работу над портретом Константин Яковлевич завершил с точностью до одной минуты. За профессором уже приехали, а он продолжал искренне восхищаться, говоря, что он позировал неделями нескольким известным скульпторам в Москве, но такого результата не видел. Фёдоров воскликнул: «Это я!»

Когда создавался памятник Г. Р. Державину, чувствовал себя членом бригады, куда, кроме скульптора, входили заслуженный архитектор СССР А. Куликов и формовщик Е. Юдин. Я старался помогать чем мог. Эта волшебная обстановка и была для меня школой.

— Какие свои работы любите больше всего, какие считаете важными и значимыми, «знаковыми»? Наверное, к их числу относится памятник архиепископу Луке?

— Невозможно сравнивать памятник святителю Луке с другими своими работами, разве что с замыслами, которые неожиданно возникают периодически. Особое чувство, когда мысленно «создаёшь» скульптурное произведение, представляешь памятник на конкретном месте, а к реализации никак не можешь приступить. Мне очень повезло. Помню день, когда главный врач 2­й городской больницы Яков Иосифович Фарбер с нескрываемой радостью сообщил мне, рядовому врачу, что больнице присвоено имя Архиепископа Луки, чего он добивался в течение нескольких лет! К большому стыду, я на тот момент не знал, о ком идёт речь. Спросил, нет ли фотографий святителя? В конце рабочего дня из музея медицины мне выдали до утра следующего дня две фотографии. Ночь я, естественно, не спал, придумал композицию, вылепил, отформовал, отлил из гипса, а утром подарил Якову Иосифовичу небольшого размера скульптуру, которая и стала прообразом для будущего памятника. Я очень благодарен Я. И. Фарберу за доверие и всестороннюю поддержку при создании памятника. Когда я осмелился сделать такое предложение, Яков Иосифович только спросил: «А получится?» Я ответил, что «вижу» готовый памятник и указал на место, где через полгода он был торжественно открыт.

Через семь лет, в 2000 году, архиепископ Лука был канонизирован.

Невероятно, что даже зимой у памятника святителю часто можно видеть свежие цветы, верующие, проходя мимо, останавливаются и крестятся.

В кабинете, где я веду приём пациентов, в Москве, висит фотография, на которой рядом с памятником стоит Патриарх Алексий II, а у постамента — корзина цветов от Патриарха Всея Руси. Гордости я не ощущаю вовсе, чувствую огромную ответственность и необходимость постоянно заслуживать право называться автором памятника святому Луке, великому хирургу, профессору В. Ф. Войно­Ясенецкому.

— Что для вас важнее: передать внешнее сходство — портретное, пейзажное — или выразить своё отношение к объекту, его внутреннюю сущность?

— Портретное сходство — это задача­минимум, главная цель художника — создание образа. Если говорить именно о памятнике архиепископу Луке, то если у памятника часто лежат цветы, молятся верующие и, как утверждал известный коллекционер и краелюб Н. А. Никифоров, некоторые больные получают чудесное исцеление, то, видимо, образ получился. Я старался, как только мог, но меня не покидает ощущение, что помогал мне сам святитель Лука.

— Каким вам помнится Тамбов, каково ваше отношение к нему?

— Тамбов — это моя молодость, там же я нашёл свою вторую половинку, для нас и детей наших это родной и любимый город. После окончания 2­го медицинского университета и ординатуры дочь Тамила предпочла Москве наш Тамбов и работает врачом, применяя оздоровительную систему «Юпрана», которую я начал разрабатывать в больнице им. архиепископа Луки и совершенствую по настоящее время. Радует, что и сын Рустам осваивает этот современный метод врачевания, который корнями уходит в древность и имеет много общего с искусством. Не сомневаясь, могу сказать, что для меня Тамбов — самый счастливый город на земле! Всегда приятно приезжать и видеть, как он становится краше, уютнее и современнее. Самые добрые воспоминания нередко возникают о своих коллегах, настоящих профессионалах и талантливых тамбовских художниках. Обращаясь к молодёжи, хочется воскликнуть: вы живёте в прекрасном городе, земляки, любите свой город и непременно будете счастливы!

Ольга НОВАК.

 

Справка.

Г. Юсупов родился в 1952 г. в ауле Бацада Гунибского района Республики Дагестан. В медицине с 1972 года. Начинал фельдшером, после окончания Дагестанского мединститута был направлен в Тамбов хирургом, параллельно освоил анестезиологию, затем иглорефлексотерапию, а с 1991 года — гомеопатию. Несмотря на неплохие результаты продолжал искать более эффективные и понятные с точки зрения фундаментальной науки методы диагностики и лечения хронических заболеваний. Последние 15 лет ведёт интенсивный приём пациентов по методу доктора Р. Фолля в авторской модификации. До 1999 года работал в Тамбовской городской больнице им. архиепископа Луки. Затем переехал в Москву. Работал в поликлинике «Медси», главным врачом в клинике энергоинформационной медицины «ЮПРАНА». Проводил научно­исследовательскую работу в лаборатории на базе НИИ вирусологии, НИИ микробиологии им. Гамалеи, в НИИ радиорентгенологии. С 2002 года является вице­президентом по научной работе в ОАО «Холдинг «ЭДАС». Кандидат медицинских наук, академик Российской академии медико­технических наук (РАМТН), действительный член Европейской академии естественных наук (ЕАЕН). За работы, посвящённые научным основам гомеопатии, награждён медалью С. Ганеманна, в 2008 году — медалью Р. Коха за разработку аппаратно­программного комплекса «ЮПРАНА» и энергоинформационных методов диагностики и лечения.

Является автором более 100 научных публикаций, в частности, монографий «Энергоинформационная медицина. Гомеопатия, гомотоксикология, электропунктура по Р. Фоллю» и «Механизм памяти. Недостающее звено». В 2010 избран вице­президентом Российского гомеопатического общества.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить