Медицина российского средневековья

Медицина российского средневековья - фото 1Государству не хватает денег на оказание качественной медицинской помощи гражданам, а принимаемые программы носят декларативный характер. Такие выводы можно сделать из обсуждений во время правительственного часа в Госдуме, на котором выступила министр здравоохранения Вероника Скворцова. Около 50 регионов недофинансировали учреждения здравоохранения на 125 миллиардов рублей. При этом ситуация будет только ухудшаться: к 2016 году бюджетные расходы на поддержание здоровья россиян должны сократиться на 18%.

Немалая часть расходов системы здравоохранения касается госпитализации граждан. Поэтому и решать проблему недофинансирования в Минздраве решили за счет сокращения числа коек. Мотивируется это тем, что благодаря развитию поликлиник люди будут предупреждать болезни на ранней стадии, и им помощь в больнице уже не понадобится. Но при этом не вспоминают о том, что треть медицинский учреждений находятся в плачевном состоянии. Это притом, что на программу по модернизации здравоохранения в 2011-21 годах было выделено 460 миллиардов рублей.

Как считают многие эксперты, причина кроется в том, что ответственность за здоровье граждан по современному законодательству практически полностью лежит на региональных и муниципальных властях. Соответственно, бедные регионы не могут содержать пациентов в больницах. По этой же причине во многих субъектах РФ остается низкой зарплата врачей. Есть регионы, где медики получают всего 10 тысяч в месяц. Кое-где местные власти предоставляют для специалистов льготы по оплате услуг ЖКХ, но такие меры явно не могут решить проблему нехватки кадров.

Выход Минздрав предлагает найти в программе государственных гарантий частным клиникам. По идее, средства на лечения они должны будут получать из фонда обязательного медицинского страхования. Но опять же, если зарплаты низкие, а неработающих много, региональные фонды останутся почти пустыми.

– У нас в стране есть программа оказания медицинской помощи, а возможностей для ее реализации у регионов нет. Фактически, мы обманываем граждан, предоставляя выбор: пользоваться платной медициной или болеть, – говорит член комитета Госдумы по охране здоровья из фракции КПРФ Олег Куликов.

«СП»: – Как можно решить эту проблему?

– Дело в том, что здравоохранение страны катастрофически недофинансировано. В следующем году медицинский бюджет будет еще более сокращен по сравнению с нынешним годом. Говорят, что сокращение расходов на стационарную помощь компенсируется средствами фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Но это – лукавство. Ведь люди лишатся возможности получить высококвалифицированную и высокотехнологичную помощь.

Решить проблему можно только сделав здоровье граждан национальным приоритетом. Значит, денег надо выделять в два раза больше. Я имею в виду консолидированный бюджет медицины, получающий деньги из трех источников: федерального бюджета, региональных бюджетов и ФОМС. Общие расходы должны быть на уровне 5% от ВВП. И никуда от этого не деться: здравоохранение очень дорогое. Но у нас это не учитывается.

«СП»: – Снизить расходы обещают за счет программы госгарантий частным клиникам.

– На мой взгляд, это чистая декларация. Не могут частные клиники оказывать помощь по тарифам ФОМС. Помощь будет неполноценной. В фонде страхования просто нет денег.

Территориальные фонды складываются из двух источников: 5,1% фонда оплаты труда платит работодатель, бюджеты платят за неработающих. Но в некоторых региональных бюджетах сложно найти копейку, так как они по большей части финансируются из федерального бюджета.

Поэтому у нас разная зарплата у врачей в регионах. Заработок доктора на 30% составляет базовая часть, а остальное – стимулирующие выплаты и премии, которые идут из ФОМС. В результате, в Москве врачи получают по 80 тысяч, а в Дагестане – 14 тысяч. Это за одну и ту же работу. Получается, наша медицина разбита на 83 субъекта здравоохранения.

«СП»: – То есть, государство только говорит о качественной медицине?

– Государство что-то, конечно, делает. Построено 20 высокотехнологичных центров, будут дальше строиться перинатальные центры, кое-где отремонтированы поликлиники и больницы. Но государство должно честно признать, что у нас нет денег на качественную медицину. А государство лукавит: «Там улучшили, здесь улучшили». Но денег надо в два раза больше.

95% лекарственных назначений – лекарственные препараты. А у нас бесплатно их получают только 10 миллионов граждан. Значит, остальные 130 миллионов ограничены в получении качественной медицинской помощи. А ведь лечение некоторых болезней стоит десятки миллионов рублей в год. Вот больные и умирают, их болезни просто не регистрируют. Их лечение переложили на регионы, а там таких денег нет.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что средства на медицину найти можно. Решить проблему нехватки денег в регионах можно изменением правил налоговых сборов.

– Сегодня налоговая система построена таким образом, что налоги, которые собрать труднее всего, идут в местные бюджеты, а федеральный бюджет себе забирает самые простые с точки зрения сбора. К примеру, налог на прибыль с крупных предприятий идет в центр, а местные власти должны бегать за индивидуальными предпринимателями. Но основное бремя социальных трат ложится на плечи региональных бюджетов. Сейчас даже у регионов-доноров возникли большие проблемы с социальными обязательствами.

С другой стороны, если отдать налоги с крупных объектов на местный уровень, то это будет большой почвой для коррупции.

Президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский пришел к выводу, что сделать отечественную медицину эффективной сможет только смена государственных приоритетов:

– Современная система здравоохранения работает плохо. Это видно по тому, какое большое число людей обращается в платные клиники. Много людей ездит лечиться в Белоруссию. Медицинский туризм буквально на глазах развивается огромными темпами: за год почти 100 тысяч человек отправляются лечиться за границу.

Сейчас под разговоры о модернизации сокращают число коек в больницах. Но это сокращение свидетельствует не о том, что граждане стали более здоровыми, – они просто обращаются в частные учреждения. Людей фактически выталкивают из государственных клиник.

На вопрос, можно ли что-то сделать, ответ простой: надо менять экономическую модель государства. Ведь нести риски за заболевших людей – одна из немногих функций государства. Таких же, как обеспечение людей хлебом насущным, жильем, безопасностью. За выполнение этих функций люди и платят налоги. Когда государство перестает выполнять эти функции, мы возвращаемся в средние века.

Если человек заболел, то он вынужден платить. Понятно, что долго за себя человек, который лечится, а не работает, платить не может. Поэтому возникает необходимость в создании всяких страховых фондов. Государство не работает, если не берет на себя затраты по страхованию.

В нормальном государстве пациент не должен попадать в положение, когда он вынужден доказывать, что у него нет денег, или разбираться в том, есть ли средства на его лечение в бюджете.

«СП»: – Министр здравоохранения Скворцова говорит о некоей оптимизации процесса госпитализации.

– Речь просто о сокращении койко-мест и объемов помощи.

«СП»: – То есть возникает ситуация, не когда человека кладут в больницу и не лечат, а ставят в очередь на попадание в госпиталь?

– Именно так. Хотя очереди в больницы уже давно есть, меньше они не становятся. И люди вынуждены уезжать в другие страны на лечение.

«СП»: – В нормальной системе немалое внимание уделяют профилактике.

– Возможно, Скворцова и имела ее в виду. В том плане, что некоторую часть объема медицинской помощи переместить из больниц в поликлиники. Но даже в Москве сокращают объемы стационарной помощи, еще не усилив амбулаторного звена. Людей в больницах стало лечиться меньше. Это должно происходить за счет усиления поликлинической помощи, но не за счет простого сокращения мест в стационарах.

Источник

Категория: Залог здоровья
Опубликовано 25.10.2013 21:19
Просмотров: 1963