Приключения ёлочки в Стране Советов

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 1В запутанную донельзя историю про запреты и реабилитацию рождественской/новогодней ёлки в России, РСФСР и СССР "ЭкоГрад" хочет внести свою логическую лепту и приглашает читателей присоединиться к замене "белых пятен" реальным жизненным спектром, ведь долгие каникулы - это время, благоприятное для интеллектуальных поединков. Со своей стороны, учитывая нынешний период подготовки и принятия оливье, обещаем меньше букв и больше картинок.

В России Рождество издавна было вторым, после Пасхи, христианским праздником, но вот ёлка как непременный атрибут этого праздника появилась относительно недавно. Да, известно, что Пётр I после возвращения из-за границы издал 20 декабря 1699 года указ, коим предписывалось летоисчисление вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и первым днём года считать 1 января, а не 1 сентября.

Этим же указом предписывалось пускать фейерверки, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Правда, после смерти царя-реформатора про ёлку практически забыли. Вернули её к жизни в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге. Дело в том, что Германия считается первой страной, где была введена рождественская ёлка специально для детей. Обжившись в России немцы, естественно, продолжали соблюдать обычаи своей родины, в том числе и рождественскую ёлку. А за ними эту моду воспринял и высший свет Петербурга.

Вот как об этих событиях пишет доктор филологических наук Е. В. Душечкина:

«И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении. Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью. «Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа».

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 2

“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”. С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века.

В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском вокзале была устроена первая «публичная» ёлка. А к концу XIX века рождественская ёлка стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 3Известный педагог того времени Е. Швидченко в 1898 году писал:

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России. Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке… способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.

Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки…

А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней… Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».

1910-е годы : ОТ ЦАРСКОГО ЗАПРЕТА ДО "ЛЕНИНСКОЙ ЕЛКИ"

Как известно, во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 г., в стране началась антинемецкая кампания. Весной 1915 г. Николай II утвердил «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем», ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь. Плюс к этому можно отменить переименование Санкт-Петербурга в Петроград – явление сугубо символическое. Новый год тогда воспринимался тоже как нечто, привнесенное из Германии.  В канун 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это «вопиющим фактом», журналистов поддержали святейший Синод и император Николай II. Вслед за общественным мнением царь назвал традицию Нового года  "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Однако после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. запрет отменили. В Германии, как известно произошла революция и теперь эта страна стала нам ближайшим другом. Судя по всему, в среде самих большевиков единого мнения насчет нового года не было. Как всегда в их рядах нашлись крайние «леваки», которые считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком досоветского прошлого» и т.д.  С другой стороны, есть свидетельства, что сам Ленин любил новогодние празднества. Взять, к примеру, знаменитые ленинские елки в Сокольниках, которые Владимир Ильич устраивал лично. Несмотря на некоторый идеологизм, писатель Александр Терентьевич Кононов все-таки вполне достоверно описал это событие в рассказе «Ёлка в Сокольниках» http:// http://www.modernlib.ru/books/kononov_aleksandr/elka_v_sokolnikah/read_1/

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 4Кстати, именно по пути на такую елку 6 января 1919 года, когда Ленин ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю «Бутырку». Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. В общем, вел себя как настоящий Дед Мороз.

Известно, что 7 января 1923 года в большом зале санатория «Горки» состоялась ёлка с участием В. И. Ленина и Н. К. Крупской, организованная М. И. Ульяновой.

1920-е.: ГУБЛИТ И ЕГО "КРАСНЫЕ ЕЛКИ"

Однако после смерти В.И. Ленина в 1924 г. позиция правящей партии к Новому году начало меняться.  Как происходила трансформация отношения к Новому году в 20-е годы в Вятке?  Наиболее ярко это можно увидеть на основе архивных фонов Гублита. Этот орган регламентировал  мероприятия, которые происходили в области культуры и просвещения. Так, в 1925 г. среди документов много прошений и просьб разрешить проведение Нового года. К примеру, вот таких:

 Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 5

В большинстве документов того периода используется термин «Красная елка». Само празднование нового года в середине 1920-х гг. фактически превращалось в предельно регламентированное заседание, разбавленное докладами на актуальные социально-политические темы и художественной самодеятельностью. Конечно, главным мотивом, проходившим через все праздничные программы, была тема отказа от традиционных религиозных праздненст. Вот пример типичного расписания новогодних торжеств из 1925 г., в 1 отделении – доклад «Нужна ли пролетариату религия?», во втором – концертные номера и игры.

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 6

Приведу еще один интересный пример, который позволит понять как проходили новогодние елки в учебных заведениях Вятки. В 1924 г. Гублит разрешил постановку 11 января 1925 г. в одной из школ Вятки детскую оперу «Сон старого года».

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 7

Сценарий и текст оперы сохранился в фонде Гублита, это, конечно, очень интересное чтиво. Противостояние старого и нового года сопрягается с острой классовой борьбой, осуждением буржуазии, призывами вступать в МОПР и развивать сельское хозяйство. Приведу Вам сканы начала и конца оперы, они достаточно яркие чтобы отразить содержание этой детской сказки, поставленной на новогоднем утреннике:

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 8

так начиналась новогодная сказка...

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 9
....а так заканчивалась

1927 г.: НОВЫЙ ГОД КАК ДЕРЗКИЙ БОЛЬШЕВИК

В 1927 г. тональность риторики в отношении праздника Нового года изменилась. Если открыть газету «Вятская правда» за январь 1927 г., то уже в первом номере можно найти несколько статей  и фельетонов направленных против устоявшихся представлений о Новом годе. Самая сильная по смыслу из них помещалась на первой полосе. Там повествовалось о том, что «рабочий класс имеет новое летоисчисление – октябрь 1917 г., свой действительно Новый Год, когда впервые тов. Ленин стал у кормила пролетарского государства». Далее шло повествования о бесконечных проблемах капиталистического мира, внешнеполитических угрозах молодой большевистской стране и перспективах победы коммунизма во всем мире. На второй странице  весьма забавный фельетон, новый год в образе всепроникающего большевика поочередно приходит к врагам СССР и выводит их на чистую воду. Приведу цитату:

«Новый год на приеме у госпожи эмиграции.

Старенькая, поседевшая эмиграция, с явными праздниками неврастении, нетерпеливо ждала его визита. Он вошел торопливо и без доклада:

- Ах, это вы? 1927-й? Ну, наконец-то, вы меня обрадуете новостями! Что там, на родине?       

- О, там каждый день отмечается колоссальными достижениями. Пущен в ход Волховстрой. Начинаются сооружения на Днепрострое. Берутся всерьез за индустриализацию страну.

Госпожа эмиграция забилась в нервной лихорадке и томно попросила – «воды».

Первая полоса "Вятской правды" от 1 января 1927 г. Крайняя слева - статья про Новый год

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 10

Конец 1920-х годов - время широкой антирелигиозной пропаганды, одной из жертв которой стала и рождественская ёлка.

Вот некоторые лозунги того периода:

«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!»

«Родители! Не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку!»

«Не надо елки детям, елки — поповские сети».

«Что елка для ребят? — Яд!»

В числе первых борцов за новый быт были пионеры и комсомольцы, мнения активистов антирелигиозной пропаганды публиковались в центральных газетах. Вот скажем, что писал некто Е. Гордиенко в газете «Правда» за 23 декабря 1928 года:

«Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает елочные украшения. Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

Спустя год, 22 декабря 1929 года, «Комсомольская правда» писала:

«Комсомол проводит в настоящее время подготовительную работу к антирелигиозной кампании во время рождественских праздников. Всем ячейкам дано конкретное задание — организовать кружки безбожников, устроить антирелигиозные вечера-постановки, создать добровольные группы организаторов антирелигиозной работы, а также организовать карнавалы, на которых будет распространяться антирелигиозная литература».

Развернулась антиёлочная кампания и в детских садах, где ребятишки разбивали ёлочные украшения и ходили с плакатами «Нам не нужно рождество, не нужна нам елка!».

А вот что писал про ёлку известный в те времена поэт Демьян Бедный:

«Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!»

1935 г. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЕЛКИ.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Неожиданно для всех Сталин согласился. Судьбы сложились по-разному. Елки постепенно начали приживаться и с течением времени отмечание Нового года стало в СССР нормой

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 11Интересно, что у «отца» новогодней реформы Постышева судьба сложилась плачевным образом. В конце 30-х гг. его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал кампанию арестов и разоблачений и в итоге сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис, конечно, спорный. Многие мемуаристы писали, будто Постышев рассказывал, как в детстве с завистью засматривался в окна богачей, где на рождество стояли нарядные елки, светившиеся огнями. Стоял и думал: “Неужели никогда мне не придется побывать у такой елочки?”» . Помня о своем тяжелом детстве, Постышев  и задумал подарить всем детям праздник елки

Однако наиболее взвешенным и близким к объективному кажется мнение историка Елены Душечкиной, которая вписывала возрождение новогодних елок и традиций в общий курс политики «сталинского традиционализма» середины 1930-х гг. Так или иначе постепенно сформировалась легенда о Поспышеве как о человек, вернувшем советским людям елку и фактически Новый год как праздник. В 1937 г. в СССР прошла первая новогодняя елка, а к середине 1950-х гг. праздник Нового года окончательно сформировался и сейчас сложно представить жизнь населения стран бывшего СССР  без него.

Так вот, 28 декабря 1935 года газета «Правда» на первой полосе публикует заметку под заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Вот её содержание:

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 12

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1963 г.

Под заметкой стояла подпись — П. Постышев (напомню, что П. П. Постышев в это время был кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и вторым секретарём ЦК КП(б) Украины). Н. С. Хрущёв в своих мемуарах писал об этом так:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». <…> Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

Надо сказать, что первыми идею Постышева поддержали комсомольцы, уже на следующий день «Комсомольская правда» опубликовала Постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года», где говорилось:

«Рекомендовать комсомольским и пионерским организациям провести 31 декабря с. г. в школах вечера учащихся 7, 8, 9 и 10 классов, посвященные встрече нового, 1936 года.

Вечера, посвященные встрече нового года, должны пройти весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декларация, музыка, физкультурные выступления и игры, самодеятельные спектакли и инсценировки, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы, об общих задачах наступающего года и т. п.

1 января для учащихся младших классов устроить силами комсомола и пионеров елки в школах, детских клубах и детских домах. К организации елок необходимо привлечь родителей, шефов школ, и организовать различные подарки детям».

Одобренная на советском политическом Олимпе реабилитация ёлки состоялась. Правда, теперь ёлка превратилась из рождественской в новогоднюю, и на её вершине место восьмиконечной вифлеемской звезды заняла пятиконечная красная звезда (любопытно, что именно в 1935 году пятиконечные красные звезды появились на пяти башнях Московского Кремля).Приключения ёлочки в Стране Советов - фото 13

Первая в СССР новогодняя ёлка прошла во Дворце пионеров и октябрят в Харькове (тогда столице Советской Украины) 31 декабря 1935 года. В следующем, 1936 году, новогодняя ёлка прошла и в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Собственно говоря, с тех времён новогодняя ёлка и начала своё триумфальное шествие по нашей стране «от Москвы до самых до окраин». Естественно, с неразлучной парой — Дедом Морозом и Снегурочкой.

 http://topru.org/31226/reabilitaciya-yolki/; http://kasanof.livejournal.com/50768.html;

Категория: Социальная экология
Опубликовано 31.12.2015 14:02
Просмотров: 1427