Парадоксы системы: это не баг — это фича, или Что у нас нынче с доступностью знаний

Парадоксы системы: это не баг — это фича, или Что у нас нынче с доступностью знаний - фото 1Те, кто в теме, говорить об этом уже устали. Со дня подачи заявлений в 1 класс в Петербурге минуло теперь уже три недели — достаточный срок, чтобы СМИ перестали интересоваться проблемой и можно было спустить ее на тормозах...

Чуда не произошло. Прокуратура не усмотрела состава преступления в случившемся 1 февраля сбое работы портала госуслуг, так что в возбуждении уголовного дела городскому родительскому комитету (как и депутатам Госдумы) ведомством отказано. Ни глава Комитета по образованию Жанна Воробьева, ни пообещавший взять на себя персональную ответственность председатель Комитета по информатизации и связи городского правительства Иван Громов своих постов не покинули. А что? Никто из потенциальных первоклашек пока без места в школе не остался, очереди рассасываются, приказы издаются. Расстроенным и лишенным возможности повлиять на процесс родителям повернуть запущенную государственную машину вспять не удалось. Как и дождаться справедливости.

Выполнение работ по развитию Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде для государственных нужд Санкт-Петербурга обошлось городу почти в 143 млн рублей. Цель работы системы была заявлена однозначно: сделать все бюрократические процедуры максимально прозрачными и понятными. И вот тут-то и возникли парадоксы.

Не будем говорить о том, что интерактивная карта образовательных учреждений (ОУ) до сих пор не отражает реального положения дел, хотя процесс синхронизации должен бы происходить автоматически. Стандартная ситуация, с которой столкнулись родители — те школы, что были указаны в качестве «запасных», часто работали оперативнее и разослали приглашения раньше, чем с этой задачей справились «основные» школы. Десятки людей, боясь потерять хоть какое-то место, отнесли документы в «запасные» учебные заведения, не дожидаясь приглашения из приоритетной школы. Спасибо им: те, кто был в хвосте, получили шанс попасть в нужный класс несмотря на время подачи заявления. Стоит ли этому факту радоваться? Если цель оправдывает средства, то, конечно, да. Если мы говорим о прозрачности и справедливости системы — есть над чем задуматься.

Задуматься стоит и над тем, почему родители будущих первоклассников вдруг лишились права распоряжаться собственным заявлением: отозвать его из школы, пока до твоего номера не дойдет очередь, невозможно, даже если ты вдруг передумал подавать документы в данное образовательное учреждение. Снова парадокс? Или непродуманность системы, в которую были вложены немалые средства?..

С 16 февраля в городе начали работу районные конфликтные комиссии. Тем родителям, чьи дети не смогли поступить в желаемую школу, будут предложены другие учебные заведения, находящиеся поблизости. Право на выбор, так же, как и затраченные на подбор школы и учителя силы, учитываться при этом не будут. Саму систему менять никто не собирается: в приоритете по-прежнему остается тот, кто успел нажать на кнопку или в числе первых попасть в МФЦ.

Что ж — что случилось, то случилось. Но лично наш печальный родительский опыт наводит на весьма грустные размышления. 1 февраля 2015 года — черная дата для российской культуры. В этот день в Москве огонь уничтожил бесценные материалы библиотеки ИНИОНа. У ученых на протяжении десятилетий не оказывалось достаточно средств, чтобы оцифровать хранящиеся в институте документы. Единственный сервер был расположен там же, в здании библиотеки, и сгорел. Фонды, сопоставимые с фондами Библиотеки Конгресса, стали недоступны российским ученым. Печальное, но, кажется, очень знаковое событие. Не это ли же самое произошло и с поступлением в 1-е классы в Петербурге? Сделать качественные знания недоступными — только так удается объяснить мне, простому родителю, вакханалию с очередями, списками, снова очередями и бесконечным ожиданием решения судьбы своего ребенка. В какой момент хозяином положения перестала быть я, а мое место заняли безликие цифры на виртуальной бумажке? (Напомню, что очередь формировалась по времени поступления заявления в электронную очередь). Зато вот на это лишение меня права выбирать образовательное учреждение для своего сына, от которого зависит его интерес к обучению в школе вообще, сотня миллионов рублей в казне нашлась...

О чем этот разговор? Хочется верить в светлое будущее и в справедливость. Хочется знать, что наш опыт станет кому-то полезным уроком. Очень хочется, чтобы образование в нашей стране оставалось государственным приоритетом. Ибо в знании — сила. А чиновники, которые пренебрегают интересами тех людей, которых представляют, должны нести за это ответственность.

 

Елена Хвостова

Категория: Социальная экология
Опубликовано 17.02.2015 23:46
Просмотров: 1767