О велотранспорте в России

 О велотранспорте в России  - фото 1

 

 

 

Что мешает развитию велотранспорта в России? Сразу подчеркну: речь пойдет не о производстве велосипедов, не о велоспорте, а именно о велотранспорте. О транспорте, который должен стать существенным дополнением, а в городах даже и некой альтернативой транспорту автомобильному. Что нужно сделать для того, чтобы велосипед был не просто средством для активного отдыха, а привычным средством передвижения?

Об этом много говорят, но все ограничивается пока прокладками велодорожек в парках, что говорит о том, что велосипед у нас рассматривается как средство отдыха, а не передвижения, каковым он вообще-то в основном является.

Велосипед завоевал массовое признание более века назад. Массово признается его полезность. Особенно в крупных городах, а также в сельской местности. Но почему ж тогда Россия по степени насыщения национальных дорог велосипедами плетется в хвосте у всего мира! Постараюсь изложить свои соображения по этому поводу.

Давным-давно, когда деревья были большими, мне, вместе с родителями, довелось жить в ГДР, в утопающем в соснах военном городке Мальвинкеле. Память детства хранит многое, но почему-то из множества тамошних социальных технологий мне больше всего запомнилась велопарковка возле нашего военторга. Это простейшее приспособление, состоящее из ячеек для велосипедов, позволяло оставлять своих двухколесных коней у входа в магазин. Опасаешься угона? Пристегни педального коня замком на цепи к стойке. То есть секрет того, что не только жители нашего полусекретного городка, но и всей Германии, а точнее, всей Европы, активно разъезжали на велосипедах по хозяйственным делам, был в том, что велосипедистам просто было где припарковаться, причем с гарантией сохранности.

Схожая ситуация и в Канаде, где мне также довелось побывать, но там вообще подошли к вопросу кардинально, запретив, например, в Оттаве, ездить по воскресеньям на автомобилях (кроме специальных), полностью отдав дороги велосипедам. И там еще по каналам зимой многие на работу на коньках ездят. Представить, что зимой по замерзшей Москве-реке катят в МГУ профессора и студенты просто невозможно.

А вот ни в Союзе, ни в России нигде и никогда мне таких велостоек видеть не доводилось. Думается, что в том и есть первая причина неразвитости российского велотранспорта.

Лишь относительно недавно кое-где стало у нас появляться нечто подобное, правда, крайне неудобное.

Вторая причина не менее банальна. Недавно мой коллега решил проехать на велосипеде по Москве в воскресный день. Ехать довелось километров пятнадцать. Но он проклял все на свете. Ехать даже по безлюдным тротуарам у нас невозможно. Высокие бордюры вынуждают, жалея велосипед, постоянно соскакивать с седла. То есть надо сделать бордюры на переходах в городах, да и во всех иных населенных пунктах удобными для спуска и подъема малого колесного транспорта. При этом будет решена и еще одна значимая социальная задача — города окажутся доступными для движения инвалидных колясок, за что Всероссийское общество инвалидов тщетно ратует с момента своего создания.

Есть и третья причина неразвитости у нас велотранспорта: негде хранить велосипеды.Площади квартир большинства россиян не позволяют держать транспорт дома. Что делать? В Канаде, например, строят специальные велосипедные хранилища, особенно у студенческих общежитий. Видимо, и нам следует идти по этому же пути — предусматривать в новых домах или при модернизации старых специальные помещение для хранения велосипедов.

Кроме того, надо снять запрет на провоз велосипедов в метро. По крайней мере, в выходные дни. И разрешить их провоз хотя бы не в часы пик.

«Покататься на велосипеде в Сокольниках, живя в том же Выхино - проблема-проблем (в метро не провезешь - надо откручивать колесо!!!!!!, а машину водить не каждый умеет,» – написала мне корреспондент МТРК "МИР" Анна Мальцева, когда узнала, что я пытаюсь «пробить тему».

Также надо разрешить бесплатный и беспрепятственный провоз велосипедов в другом общественном транспорте.

Кроме того, в качестве велостоянок вполне можно использовать автомобильные стоянки, в том числе «пересадочные узлы», построенные ныне возле многих станций метро.

Там же можно организовывать и прокат велосипедов, а может и подзабытых ныне, но весьма удобных мопедов.

То есть необходим целый комплекс мер, прежде всего, административного характера, для того, чтобы велосипед в России стал не только средством времяпровождения для экстремалов, но и помогал нам в хозяйственных делах. Да, это потребует определенных материальных затрат. Ведь ликвидация слишком высоких бордюров, строительство дополнительных дорожек, расширение имеющихся тротуаров, возведение около общественных зданий — школ, кинотеатров, стадионов и т.п. — велопарковок (магазины, особенно супермаркеты, наверное, и сами их сделают) потребует денег. Но эти траты окупятся сторицей для общества.

И последнее. На мой взгляд, назрел вопрос о принятии специального закона о велотранспорте как на местных, так и на федеральном уровнях.

Данное предложение уже обсуждалось в 2008 году в Государственной Думе, но за другими неотложными заботами, было забыто.

А ведь этот закон, вместе с комплекс соответствующих мер, учитывающих опыт других стран, значительно облегчат жизнь граждан России.

И, что не маловажно, развитие велотранспорта будет способствовать развитию массовой физической культуры, которой, как показала Лондонская Олимпиада, так в нас не хватает.

 Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство"

Категория: Социальная экология
Опубликовано 02.07.2014 14:48
Просмотров: 3142