Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев

Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 1Фотоотчет собственного корреспондента Владимира Супруна о ходе экспедиции "Севастополь-230" из городов России Украины и Белоруссии. Как уже сообщал журнал "Экоград", 18 марта 2013 года, из Санкт-Петербурга стартовала экспедиция - "Севастополь-230". Экспедиция приурочена 230-летию г. Севастополя и Черноморского флота

26.03.13 - 27.03.13

 

г. Николаев. Встречали и обеспечивали нашу работу: советник генерального директора 61 комунара Ставицкий В.М. - ветеран завода с 57-летним стажем, прошедшего должности от мастера до заместителя директора завода; доцент кафедры истории Украины николаевского национального университета им. В.А.Сухомлинского Горбуров Е.Г., заместитель председателя фонда Ушакова Машкин Н.Г. Посетили музеи музей флота и судостроения, музей Черноморского завода, музей завода им. 61-го комунара, отсняли памятники Ольшанцам, памятник портовикам и др. Погода нас не баловала.
Проехали свыше 3 000 км;

 

1.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 2 

2.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 3 

3.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 4 

4.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 5 

5.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 6 

6.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 7 

7.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 8 

8.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 9 

9.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 10 

10.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 11 

11.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 12 

12.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 13 

13.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 14 

14.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 15 

15.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 16 

16.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 17 

17.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 18 

18.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 19 

19.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 20 

20.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 21 

21.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 22 

22.
Экспедиция собирает памятники воинской славы моряков. Николаев  - фото 23

 

Цель экспедиции сбор материалов для книги посвященной истории Черноморского флота и Севастополя в памятниках морской славы».

 

Маршрут экспедиции пройдет через Россию, Беларусь и Украину, с посещением городов: Пинск, Киев, Одесса, Измаил, Очаков, Николаев, Херсон, Саки, Евпатория, Севастополь, Балаклава, Феодосия, Керчь, Тамань, Анапа, Новороссийск, Азов, Таганрог, Воронеж, Липецк, Тула, Измайлово, Переславль-Залесский, Вологда.

 

Организаторами запланировано, что в ходе экспедиции будет заснято на фото и на видео около 1000 памятников морской славы. Будет издана книга-альбом, она войдет в серию «Морская слава России».

 

Инициатором экспедиции выступила общественная организация «Севастопольский городской координационный совет российских соотечественников» (СГКСРС) -председатель правления Зиновьев А.Н, председатель попечительского совета Амелин В.В, при поддержке Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников - президент адмирал Сучков Г.А, 1-й вице-президент контр-адмирал Манастыршин В.М., генеральный директор капитан 1 ранга Мамайкин В.П., а также при поддержке Международного Союза общественных объединений «Киевская Русь» - председатель правления Герой Социалистического Труда Бакланов О.Д.

 

В состав экспедиции вошли: Доценко В.Д - профессор, историк; Доценко Л.Г- референт; Супрун В.Н- заместитель председателя попечительского совета СГКСРС; Богданов А.О - консультант.

 

Продолжительность экспедиции 2-3 недели. Протяженность маршрута более 5 000 км

 

Напомним, в этом году исполняется 230 лет г. Севастополю и Черноморскому флоту. Планируется, что юбилей будет широко отмечаться в России и на Украине. Экспедицию из Санкт-Петербурга, пояснил журналистам один из организаторов экспедиции Вячеслав Амелин, вполне можно считать одним из официальных мероприятий в рамках юбилейных торжеств в честь города Севастополь и Черноморского флота

 

Николаев - город караблестроителей 

 

Pассказывая о кораблях, построенных в городе Николаеве, нужно рассказать и о том, как основался этот город в Северном Причерноморье. Как в этом "Диком поле", видавшем в разные времена кочевые племена киммерийцев, скифов, сарматов, хазар, печенегов, половцев, татаро-монгол, подданных Крымского ханства и оккупированном, наконец, в XV веке могущественной Османской империей, появился город, ставший одним из крупнейших судостроительных центров России, а потом и Советского Союза?


Петр I, искавший морские пути в Европу, пытался сначала пробиться в Южном направлении и даже сумел взять в 1696 году турецкую крепость Азов, однако после других неудачных попыток преодолеть турецкое сопротивление, оставил эту затею и обратил свой взор к Балтийскому морю.


К идее южного пути в Европу вернулась императрица Екатерина II, давшая клятву во всем следовать заветам Петра. Екатерина и Потемкин намеревались осуществить полный разгром Турецкой империи и на ее обломках создать новую Греческо-Византийскую православную империю с центром в Константинополе, во главе с внуком императрицы, которому предусмотрительно дали имя Константин. Россия двинула свои армии на Юг и отправила флот в Средиземное море. Были одержаны ряд блестящих побед. Однако, вмешались Европейские страны, боявшиеся усиления России, которые не позволили ей закрепить успех.


После русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в соответствии с мирным договором, заключенным в болгарском селении Кючук-Кайнарджа, Черное и Азовское моря, а также Черноморские проливы - Босфор и Дарданеллы открывались для нашего судоходства. К России были присоединены крепости Керчь, Азов, Еникале. Османская империя признала независимость Крымского ханства. Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом вместе с крепостью Кинбурн при выходе из Днепровско-Бугского лимана на его левом берегу. И это все, что получила Россия после многолетних кровопролитных войн. Цель достигнута не была. На правом берегу Южного Буга сохранялись турецкие поселения и крепость Очаков. Северная часть Причерноморья, где располагаются нынешние земли Херсонской, Днепропетровской, Запорожской и Николаевской областей Украины, назвали Новороссийским краем. Перед правительством России встал вопрос о создании базы судостроения для будущего Черноморского флота.


В 1776 году императрица Екатерина II назначила своим наместником в новом обширном крае и генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний своего ближайшего советника генерал-аншефа 37-летнего князя Григория Александровича Потемкина. Указом Екатерины II от 18 июня 1778 года в устье Днепра был заложен новый город Херсон, имя которому дала сама императрица. Он стал центром зарождавшегося судостроения и флота на Черном море. За 40 лет существования херсонского Адмиралтейства там было построено более 170 кораблей и судов, в том числе 35 линейных кораблей, 16 фрегатов, 3 бомбардирских судна, 8 транспортных и 110 мелких.

 

Следующим шагом России стало присоединение Крыма. Это обошлось без военных действий, благодаря дипломатическим усилиям Потемкина. 8 апреля 1783 года Крым был переименован в Таврическую губернию, а 2 мая 1783 года в Ахтиарскую гавань вошла первая русская боевая эскадра, сформированная на базе Азовской флотилии в составе 11 кораблей и судов. Гром артиллерийского салюта и грохот отдаваемых якорей свидетельствовал о включении Крыма в состав России и основании города-крепости, получившего, по указу Екатерины от 10 февраля 1784 года, имя Севастополь. После путешествия Екатерины в Крым в 1787 году Потемкину был пожалован к его фамилии титул "светлейшего князя Таврического".

 

В 1787 году Потемкин понял, что место для верфи в Херсоне выбрано неудачно: из-за песчаных отмелей, наносимых в устье мощным течением Днепра и его обмеления в летнее время, крупные боевые корабли приходилось проводить из Херсона в Днепровско-Бугский лиман на камелях - деревянных понтонах, и там их довооружать. Те же проблемы были и при постановке кораблей в ремонт. Летом 1787 года Михаил Леонтьевич Фалеев, ближайший помощник и друг Потемкина, обследовавший Лиман, доложил князю, что в устье Ингула, впадающего в Буг, есть хорошее место для новой корабельной верфи.

 

В июле 1787 года турецкое правительство предъявило ультиматум России: возвратить Крым, вывести русские войска из Грузии, отказаться от права свободного прохода судов через Босфор и Дарданеллы. Началась очередная русско-турецкая война 1787 1791 годов, в ходе которой Потемкин 21 июля 1788 года приказал заложить в устье Ингула казенную судостроительную верфь - будущее николаевское Адмиралтейство.

 

Генерал-аншефу А.В.Суворову, направленному командиром корпуса в армию Потемкина, была поручена оборона левобережного Херсон-Кинбурнского района. В октябре 1787 турецкие войска предприняли попытку высадки десанта на Кинбурнской косе, который был отбит войсками Суворова, получившего в этом сражении тяжелое ранение. В середине 1788 года Турция начала стягивать свои войска к Южному Бугу. Выход из Днепровско-Бугского лимана запирался мощной турецкой крепостью Очаков, ставшей преградой на пути русских кораблей к морю. Русская армия и флот летом 1788 года с суши и моря блокировали Очаков, расположенный в 50 км южнее только что заложенной верфи и будущего города Николаева (по лиману - 80 км). В течение полугода состоялось несколько ожесточенных морских сражений в Лимане и в Крыму, в которых турецкий флот понес большие потери. 27 июля 1788 года во время одного из штурмов Очакова был вторично ранен Суворов.

 

Ученик и соратник А.В.Суворова - М.И.Кутузов, командовавший колонной, тоже получил здесь два тяжелейших ранения, каждое из которых врачи считали смертельным, но он выжил. Врачи тогда сказали, что он оставлен Судьбой для последующих больших свершений. Оба полководца находились в госпитале, когда 6 декабря 1788 года в 23 градусный мороз, в день Св.Николая - покровителя моряков, войска под командованием Г.А.Потемкина после стремительного штурма овладели крепостью Очаков.

 

Князь Потемкин верил в покровительство Святого Николая Чудотворца и потому 27 августа (7 сентября) 1789 года повелел "нововозводимую верфь на Ингуле именовать город Николаев". Первому построенному здесь 50-пушечному фрегату, вступившему в строй в ноябре 1790 года, по указанию князя, дали имя "Св.Николай". В марте 1790 года в командование Черноморским флотом вступил контр-адмирал Ф.Ф.Ушаков, под руководством которого был одержан ряд блестящих побед. В 1791 году в городе Николаеве состоялась закладка 90-пушечного флагманского линейного корабля Ушакова - "Св.Павел".

 

Теперь трудно представить, как при существовавшем тогда уровне дорог и транспорта управлял Потемкин в необъятном крае от Ставрополя до Днестра. Однако связь действовала все же превосходно. Почта из С. Петербурга в наши края доходила за 10-12 дней, а срочная - за одну неделю. Доставлялась она фельдъегерями на перекладных лошадях в фаэтонах на мягком ходу из расчета 25 км за два часа. По сохранившимся документам, ежедневно уходившим от Потемкина в различные концы подчиненной ему территории, видно, каким энергичным, целеустремленным и дальновидным был этот государственный деятель.

 

Потемкин умер 5 октября 1791 года в степи по дороге из молдавского города Яссы в Николаев в возрасте 52-х лет. Незадолго до смерти он сказал: "Я хочу умереть в моем Николаеве". Потемкин основал в Новороссийском крае четыре города: Екатеринослав (Днепропетровск), Херсон, Севастополь и Николаев, но самым любимым его детищем был Николаев, расположенный на полуострове, омываемом водами Южного Буга и Ингула. У города был выход в Черное море, защищенный от противника 80 километровым Лиманом. Он имел идеальное географическое положение и закладывался, как будущий крупный судостроительный, военный и административный центр. Россия стремительно завоевывала южные земли и Потемкин мечтал, что город Николаев станет южной столицей империи.

 

Друг и правая рука Потемкина - Михаил Фалеев, руководивший строительством Николаева, прожил после него чуть больше года и скончался 18 ноября 1792 года. В 1796 году умерла и императрица Екатерина II, которую потомки назвали Екатериной Великою. Город Николаев лишился своих могущественных покровителей. В 1797 году император Павел I, подвергавший ревизии все начинания своей матери - императрицы Екатерины выразил неудовлетворение расходованием огромных средств, идущих на освоение нового края. Финансирование было сокращено, судостроение свернуто. Но начало было уже положено.

 

На протяжении почти всего XIX столетия город Николаев был главной базой Черноморского флота. Здесь размещался главный командир Черноморского флота, являвшийся одновременно Николаевским и Севастопольским военным губернатором. В его руках была сосредоточена вся военная и гражданская власть. Отсюда велось военное снабжение и находились все флотские службы. В разные годы здесь служили выдающиеся русские флотоводцы - Ф.Ф.Ушаков, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.Б.Берг, Г.И.Бутаков, А.С.Грейг, М.П.Лазарев, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, В.А.Корнилов.

Категория: Социальная экология
Опубликовано 07.04.2013 11:02
Просмотров: 2594