"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия

Что такое "великая сила искусства" Алексей Геннадьевич Гуськов познал в студенческую пору - вроде серьезный народ и вуз МВТУ, а приклеилось к нему прозвище "Гараж"!

"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 1И гаража-то, тем более машины тогда и не предвиделось, - но на экраны страны вышел фильм Рязанова "Гараж", где героиня Немоляевой чересчур часто произносила эту фамилию "ГУСЬКОВ"! Лет 10 назад, играя в франко-румыно-бельгийско-российском проекте Рада Михайляну дирижера Филиппова, Алексей Гуськов удовлетворенно констатировал, что наконец в галерее создаваемых им образов приличный интеллигентный человек, хоть и пьет. "Представляете, вот такой путь - от прозвища "Гараж" , сколько раз был соблазн подойти к Рязанову и рассказать про тот студенческий случай с надеждой, что получишь хотя бы эпизод у мэтра,- через всяких "волкодавов" , - и вот в дирижеры! Жаль, конечно, что с "сезаром" и прочими премиями , где фильм номинировали, не состоялось - но это впереди!"
За маской негодяя, бандита и прочих отрицательных героев скрывается хороший семьянин, мягкий, душевный, интеллигентный человек, замечательный отец троих детей и верный муж. Несмотря на свою огромную популярность, этот мужчина не был замечен в порочащих его похождениях на стороне. И это очень хорошо его характеризует! Не так ли?
Родился Алексей 20 мая 1958 года в семье военного летчика. Уже в семилетнем возрасте он остался без отца, который погиб при исполнении служебного долга. Алексей Геннадьевич вспоминает: "Я рано потерял отца, в семь лет. От меня скрывали, что он погиб, но я нашёл траурную телеграмму. Точно помню, что у меня буковки сквозь слёзки плясали, потому что там я прочитал: "...тр...гически погиб". И вот эта буква "а" упала, и мне так было обидно. Артист вспоминает, что в то время его маме пришлось все тяготы взвалить на себя, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.
В первый раз Алексей задумался об актерской профессии в девятом классе. Он вспоминает: "Математичка, очень театральная женщина, так сказала: "Алексей, у тебя хорошая фактура". Я даже затаился: "Что это такое - фактура?" А дальше она сказала: "Ты бы мог попробовать поступить в театральный ВУЗ". Ну и всё. Но это тоже куда-то запало...".
Мама отнеслась к выбору сына спокойно. Она вообще старалась не подталкивать сына к выбору какой-то конкретной профессии, действовала по принципу "Уважать выбор детей". Как рассказывает сам актер, "Мама, помню, однажды только, когда я уже в классе девятом учился, произнесла такую фразу: "Сынок, приобрети сначала ПРОФЕССИЮ, а потом уже иди в театр". Но это было не неуважение, а... в общем, понимание нестабильности этого дела, актёрского".

"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 2"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 3"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 4"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 5"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 6"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 7"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 8"Злодей, бандит" и просто хороший человек Алексей Геннадьевич Гуськов на пороге 60-летия - фото 9Сложное детство быстро заставило его повзрослеть и расставить правильные приоритеты в жизни. Свое актерскую карьеру он начал еще в 1984 году. Но любимым актером для широкой публики он стал после выхода на экраны в 2000 году российского телевизионного сериала «Граница. Таежный роман» Митты. Но как бы там не было у его Голощекина чувствовалась биография..
После окончания школы Алексей поехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана. Там он проучился четыре года, одновременно занимаясь в студенческом театре.
В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на премьеры - "Соло для часов с боем" и "Серсо" Анатолия Васильева, "Дон Жуан" и "Женитьба" Эфроса. Алексей под впечатлением увиденных спектаклей и, особенно, увиденной на сцене игры замечательного актера Алексея Петренко принял решение бросить учебу в Бауманском училище и сменить профессию. В 1979 году он подал документы в Школу-студию МХАТ и поступил с первого раза.
Алексей был зачислен на курс В. Монюкова. О своих учителях актер отзывается с теплотой: "У меня были замечательные учителя: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская. Я считаю себя актёром "мхатовской школы". У Станиславского написано, что нужно идти от себя, от своих чувств, от своих обид, от своих радостей, от того, что ты пережил в жизни, что тебе знакомо, чтобы не соврать. Но вторая часть его слов звучит так: "От себя и как можно дальше". Я стараюсь дальше идти, чтобы создать, вылепить образ".
Окончив в 1983 году учебу в Школе-студии МХАТ, Алексей Гуськов пришел в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Первую роль он сыграл в спектакле "Я - женщина" по пьесе Виктора Мережко. Его герой был влюблён в главную героиню, которую играла Вера Алентова.
В 1986 Алексей Гуськов перешел в Театр на Малой Бронной. В том же году он написал пьесу "В лесу" по мотивам произведений Леонида Андреева, по которой был поставлен спектакль.
Затем Гуськов работал в театре "Детектив" (1988-1991) - интересное, увы, недолговечное начинание Василия Борисовича Ливанова, Театре им. Н.В. Гоголя (1991-1994). В 1994 году актер вновь вернулся Московский драмтеатр им. А.С. Пушкина, где начинал свою карьеру. А с 2003 года работает в МХАТе им. Чехова.
Из-за чего же актер так часто менял свое место работы? Алексей Геннадьевич объясняет это так: "У меня были периоды, когда я сбегал в другие театры. Не мог сидеть и ждать ролей. Для актёра невостребованность губительна. По-моему, Александр Калягин однажды сказал в интервью, что когда он на сцене начинал думать о посторонних вещах, например, о котлетах, профессия заканчивалась. Появлялось ощущение бессмысленности. А с этим ощущением нельзя ни работать, ни жить. Я не хотел думать на сцене о котлетах. И если не получал достойную работу в своём театре, уходил".
В роли продюсера Алексей Геннадьевич начал пробовать себя еще с 1993 года. Впервые это получилось, как признается актер как-то само-собой. Произошло это следующим образом: "В 1993 году мне предложили роль в фильме "Дорога в рай", но съёмки застопорились из-за отсутствия денег. Несколько моих друзей, бывших сокурсников по Бауманскому училищу, предложили: "Открой счёт, мы дадим тебе на кино деньги..." Обратился к одному из своих приятелей-актёров, тоже хотевшему в 91-м завязать с миром кино, и предложил: "Давай попробуем поиграем: ты - в генерального директора, а я - в продюсера и президента кинокомпании". Так началось моё продюсирование художественного кино. Это была одна из первых картин режиссёра Виталия Москаленко, замечательного ныне оператора Серёжи Мачильского... Нашим редактором стал Валерий Семёнович Фрид. По тем временам мы сделали очень удачный фильм, учитывая, что создавали его безо всяких связей: не было тех людей, которые бы позвонили куда надо и подстраховали... "Дорога в рай" участвовала в XI Венецианском фестивале, откуда мы вернулись с призом ФИПРЕССИ (международный федерации кинопрессы)".
Впоследствии Алексей Геннадьевич был продюсером таких известных фильмов, как: "Граница. Таежный роман", "Мусорщик", "Раскаленная суббота".
В 1994 году Алексей Гуськов стал Президентом анимационной кинокомпании "Фрист.А.Фильм" ("F.A.F.Entertainment"). Увлёкшись анимацией, он в качестве продюсера участвовал в создании анимационных фильмов "Волшебная свирель", "Незнайка на луне" и других.
И все же при выборе конкретного сценария, актер в Алексее Гуськове пересиливаетПродюсер. "Раньше я в этом публично не признавался, а теперь махнул рукой, - говорит актер. - Слабости есть у всех, у меня тоже, и пусть мне это простят. Поверьте, из тех 30-35 картин, в которых я сыграл, действительно стоящих не наберётся и пяти. А ведь актёру небезразлично то, что останется после него. Кроме этого, у меня появляется возможность прожить вместе с героем целый этап его жизни, от какого-то переломного момента и фактически до его смерти, и мне нравится длительность этих дистанций. Хотя я достаточно часто гибну на экране. Один буддист меня этим озадачил, но я его успокоил: ведь где-то у меня всё-таки сохраняются открытые финалы".
Алексей Гуськов женат во второй раз. Его жена - Лидия Вележева - популярная актриса кино ("Воровка", "Следствие ведут знатоки", "Идиот") и театра (играет в театре им. Евг. Вахтангова).
"Я женат на женщине, которую увидел по телевизору, еще будучи далеким от актерского пути, - говорит Алексей Гуськов. - Она мне так понравилась, что невольно мысль пробежала: "Как жена она была бы очень даже ничего!" А через 11 лет, уже окончив театральный, я ее встретил. Бежал на репетицию в театре "Детектив", а мне сказали: у тебя новая партнерша. Я кивнул, взглянул на нее на бегу, и только когда мы уже начали вместе репетировать, сообразил, что это та самая, "из телевизора", которую я себе мысленно в супруги наметил".
Лидия Вележева вспоминает о своей первой встрече с будущим мужем: "Это было в театре "Детектив", куда нас с Лешей пригласил Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Я пришла пораньше и стала ждать партнера. Вижу торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо меня, вдруг останавливается и говорит: "Девушка, у вас есть спички?" Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить. Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное... Когда я увидела Лешу в первый раз, то сказала себе, что этот человек станет моим мужем.
Свадьба была скромная, не очень хотели пышной, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились".
У актерской четы два сына - Владимир (1989) и Дмитрий (1994).
"...у нас очень крепкая семья, мы не так часто видимся, не надоели друг другу... - говорит Алексей Гуськов. - Это тыл мой - я точно могу сформулировать. Ничего другого не приходит в голову умнее, оригинальнее... Мне с ней хорошо... Мы с ней прошли очень много: от общежития до комнаты в коммуналке, до двух комнат в коммуналке, до полностью квартиры, первой машины... У нас много совместных радостей. Это хорошая такая формула, мне нравится, что надо стареть вместе...".
Кроме того, Алексея Гуськова дочь Наташа от первого брака, с которой он не теряет связь. "Есть у меня и общение со старшей дочерью - от первого брака. Очень плотное. В неделю по два раза. Пусть оно по касательной, пусть чуть-чуть. Но, по крайней мере, дочь знает, что я её друг. И это замечательно. Она знает работу отца - где это находится. И если ей нужна помощь, она обращается смело. Вот это, наверное, важно".
И слова накануне 60-летия: "Доволен ли я, как складывается моя творческая судьба?.. Так ведь кто ж доволен?.. Судьбу гневить нельзя, но... довольных же всем, по-моему, нет. Остановил мгновение персонаж у одного великого человека, сказал, что оно прекрасно, и все на этом закончилось, и умер... Так что я нахожусь в постоянном поиске, в постоянных сомнениях... Это не рефлексия такая, знаете... нервная, а просто путь, мой путь, который я сам себе прокладываю. И я осознаю, что сейчас у меня много сил, энергии и, самое главное, понимания в профессии. А я её чем дальше, тем больше люблю и ПОНИМАЮ... И, кстати, не скажу, что у меня много предложений в кино. Это вот заблуждение. Кажется, что Гуськов вот ТАК востребован, ТАК засыпан сценариями и, дескать, вообще не вылезает со съемок - ничего подобного. Мне, конечно, хочется не терять ни дня, ни месяца, но, увы, к сожалению, жизнь это жизнь. Не всегда идут к тебе роли ТАКОГО масштаба, ТАКОГО уровня... А я мечтаю. Мне очень хотелось бы поучаствовать в картине уровня "Война и мир", "Рублев", "Они сражались за Родину". Я говорю о масштабе и о вопросах, которые в этих фильмах ставились".

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 24.05.2018 23:21
Просмотров: 901