"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов

Биография писателя Константина Симонова указывает, что семилетку он закончил в Саратове и вместо восьмого класса выучился на токаря и пошел работать. Его зарплата, хоть и небольшая, была хорошей поддержкой для их скудного семейного бюджета. Потом все семейство переехало в Москву. Случилось это в 1931 году. Несколько лет Симонов был токарем на авиационном заводе. В эти годы он начал сочинять свои первые стихи. В 1934 году юноша поступил в Литературный институт им. Горького. В 1936 году Константин Симонов впервые опубликовал свои стихи в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь»

"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 1Кирилл Михайлович Симонов (это его настоящее имя) родился в тогдашнем Петрограде в 1915 году 15 (28) ноября. Отца он своего совсем не знал, так как тот ушел в Первую мировую воевать и пропал без вести. Хотя уже позже его родственники утверждали, что отец его действительно эмигрировал в Польшу и намеревался забрать жену и сына, но, видимо, их интересы не сошлись. Когда Симонову было четыре года, он с мамой переехал жить в Рязань. И там у Кирилла появился отчим - Иванишев А. Г. Это был бывший офицер царской армии, полковник. После революции он вступил в ряды Красной армии и сначала преподавал тактику в военном училище, но в дальнейшем стал командиром РККА. Как и в любой военной семье, жизнь Иванишева, его жены и приемного сына проходила в постоянных переездах по гарнизонам и командирских общагах. Своего отчима Симонов побаивался, так как тот был очень строгим, но одновременно очень уважал, потому что именно он дал ему ту закалку, которая пригодилась потом. Поэт даже посвятит ему в дальнейшем свою трогательную поэму «Отчим».
Вообще происхождение Симоново явно не пролетарское: Михаил Агафангелович Симонов – генерал-майор, выпускник Императорской Николаевской академии, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством». Последние данные о нем датируются 1920-1922 годами.По материнской линии фамилия писателя происходит от Рюрика. Мать Симонова звали Александрой Леонидовной Оболенской. Была она княжной. Родоначальником этой фамилии стал князь Оболенский Иван Михайлович. Все дворяне, носившие ее, были его потомками.
В 1939 году Симонова направили военным корреспондентом на Халкин-Гол. Свое настоящее имя Кирилл, он сменил на «Константин» из-за того, что плохо выговаривал букву «р». С того момента он – Симонов Константин.Когда началась война с Германией, ему было 25 лет. В первую же командировку он вместе со своими боевыми товарищами принял главный удар мощнейших танковых частей немецкой армии.
В июле 1941 Симонов прибыл в стрелковый полк, который находился в 6 км от Могилева. Задачей подразделения была оборона этого города. Бой шел 14 часов на Буйническом поле. В этом сражении немцы понесли колоссальные потери техники – 39 танков было просто сожжено. Погибшие однополчане Симонова навсегда остались у него в памяти и стали образцами мужества и настоящего героизма. Когда он вернулся в Москву из окружения, первым делом в газете «Известия» от 20 июля появился его первый военный репортаж – очерк «Горячий день» и фотографии подбитых танков. По окончании войны Симонов искал своих сослуживцев, участвовавших в сражении на Буйническом поле, но ни его командир Кутепов, ни те, кто был с ним в страшные минуты рядом, живыми не остались. Они дрались до конца и положили свои жизни на алтарь общего дела.
Ему пришлось побывать в осажденной Одессе, он ходил в бой на подводной лодке, в атаку с пехотой, с разведчиками высаживался во вражеский тыл, попал в бомбежку в Феодосии. А победу над немцами встретил в Берлине корреспондентом «Красной звезды» , награжденный в 1942 году орденом "Красного Знамени", подполковником стал в 1943 году. Фронтовики, сталкивающиеся с ним в годы войны, отмечали, что это был очень смелый и надежный человек. Так воспитал его отчим, который, может, и не был настолько ласковым, как хотелось тогда ребенку, однако он привил своему пасынку чувство долга и чести настоящего офицера. Писатель сам признавался, что весь материал ему давала работа военного корреспондента. За время войны Симонов Константин (биография его это удостоверяет) написал три пьесы, два сборника стихов «Война» и «С тобой и без тебя», повесть «Дни и ночи».
Он рано взрослел во всех отношениях: первой его супругой стала Евгения Ласкина, филолог по образованию. Она же заведовала одним из отделов журнала «Москва». В 1939 году у супругов родился сын Алексей. В 1940 году у Симонова начался роман с Валентиной Серовой. Случилось это незадолго до смерти ее мужа – героя Испании Анатолия Серова. За этим романом следила вся страна. Она – красивая и яркая кинозвезда, эталон самой женственности, а он – популярный поэт и писатель, который не пропускал ни одного ее спектакля и всегда сидел в первых рядах с цветами. Они прожили в браке 15 лет. Это был сложный союз - но ей он посвящал лучшие стихи. Но у Константин, у которого не складывались отношения с Анатолием Серовым, сыном актрисы от первого брака, настоял на отправке мальчика в интернат за Урал, хотя родственники погибшего Анатолия Серова просили отдать Толика им. Жизнь Анатолия Серова сложилась трагично: он попал в колонию и вернулся в Москву тяжёлым алкоголиком, после чего вскоре умер в 36-летнем возрасте. На всю страну прогремел роман красавицы-актрисы и 100-процентного кавалера будущего маршала Константина Рокоссовского (кто не вспомнит предложение Верховного Сталина завидовать товарищу Рокоссовскому?!) Когда в декабре 1975 года Валентины Васильевны не стало - она была найдена мёртвой в своей разворованной московской квартире (смерть произошла при невыясненных обстоятельствах в ночь с 11 на 12 декабря ) ,- Константин Михайлович Симонов прислал к гробу 58 роз.
Третьей женой Константина Симонова стала Лариса Жадова, дочь Героя Советского Союза Алексея Жадова и вдова поэта Семена Гудзенко, друга Симонова. Он удочерил ее дочь, а потом у них родился общий ребенок. Девочку назвали Александрой. Свой прах третья супруга литератора тоже завещала развеять над Буйническим полем, что и случилось через полтора года после смерти мужа. Очень искренним поэтом и писателем был Константин Симонов. Полная биография его содержит еще массу очень интересных фактов, которые и до сих пор используют в своих документальных и художественных фильмах современные режиссеры. Однажды писателя спросили, что было самым тяжелым в годы войны. Он отвечал: «Уезжать от людей в самые критические для них ситуации»
Поздней осенью 1949 года Симонов был в Южном Китае, в провинции Гуаньси в качестве корреспондента «Правды». Здесь ему довелось стать свидетелем одной из последних крупных операций, которую вели войска Китайской Народно-освободительной армии против войск Чан Кай-ши. В своей автобиографии К.М. Симонов записал: «Между этими последними слышанными мною выстрелами невдалеке от вьетнамской границы и теми первыми выстрелами, которые я когда-то, совсем еще молодым человеком, слышал в Монголии на реке Халхин-Гол, прошло больше десяти лет. Естественно, что во всем, что я написал за эти годы, в том числе и в стихах, война заняла очень большое место. Естественно также, что я, как и многие другие поэты и писатели, видевшие войну своими глазами и хорошо знавшие, что это такое, стал после войны активным участником движения сторонников мира, неоднократно ездил за границу в составе наших делегаций, выступал в защиту мира в печати, писал об этом стихи».
В 1952 году выходит роман «Товарищи по оружию» о событиях 1939 года на Халхин-Голе. По первоначальному замыслу автора, он должен был стать первой частью задуманной им трилогии о войне. Однако получилось иначе. Чтобы полнее раскрыть начальный этап войны, понадобились другие герои, другой масштаб изображаемых событий. Часть персонажей этого романа читатель встретит в трилогии, но в целом «Товарищам по оружию» суждено было остаться лишь прологом к монументальному произведению о войне.

"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 2"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 3"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 4"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 5"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 6"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 7"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 8
В 1955 году Константин Михайлович Симонов приступает к работе над романом «Живые и мертвые». С 1958 по 1960 год писатель живет в Ташкенте. Вернувшись в Москву, он привозит законченный роман. Завершена первая часть большого правдивого произведения о Великой Отечественной войне, найдены герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой. А через пять лет, в 1965 году, Константин Михайлович закончил свою новую книгу «Солдатами не рождаются», который является новой встречей с героями романа «Живые и мертвые». Сталинград, неприукрашенная правда жизни и войны на новом этапе - одолении науки побеждать. В дальнейшем Симонов предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где оно начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» - эти события легли в основу третьей книги, которую Симонов назвал «Последнее лето». Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мертвые».
Главный герой трилогии - генерал Серпилин. Образ этот, по словам самого писателя, воплощает его «представление о положительном герое этой войны, этого общества, в эту эпоху...» Трилогия Константина Михайловича Симонова «Живые и мертвые» была удостоена Ленинской премии за 1973 год. В сентябре 1974 года К.М.Симонову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Одновременно с работой над главным своим произведением Симонов продолжал писать рассказы, повести, пьесы, стихи, публиковал дневники и критические статьи. В том числе цикл повестей «Из записок Лопатина...».
«На мой взгляд, - писал в своей автобиографии К.М. Симонов, - поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело. Без этого поэзия не заслуживала бы своего названия ни в дни войны, ни в дни мира».
В годы войны Симонов написал целый ряд замечательных стихотворений: «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь...», «Над черным носом нашей субмарины...», «Мы не увидимся с тобой...», «Атака», «Смерть друга» (памяти Евгения Петрова), «Дом в Вязьме», «Далекому другу», «Майор привез мальчишку на лафете...», «Если бог нас своим могуществом...», «Хозяйка дома», «Старая солдатская», «Не той, что из сказок...», «Умер друг у меня» (памяти Бориса Горбатова) и другие.
Но наиболее известны и любимы всеми следующие строки из стихотворения «Родина»:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать;
И строки, посвященные А.Суркову из стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»:
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
А самым значительным стихотворением Симонова военных лет считается стихотворение «Жди меня, и я вернусь...», посвященное любимой женщине артистке Валентине Серовой. Здесь автор утверждает, что солдат из любого пекла вернется, если любимая будет его верно ждать. Он допускает возможность, что все близкие (даже сын и мать) поверят в то, что он убит, и справят поминки. А любимая пусть все равно верно ждет, и тем самым спасет его, и он обязательно вернется. Особенно сильно звучат последние строки:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Когда было опубликовано это стихотворение, оно стало, как молитва или заклятие для всех тех, кто воевал, и тех, кто остался ждать.
Через несколько дней после кончины Сталина К. Симонов опубликовал в «Литературной газете» статью, в которой провозглашал главной задачей писателей отразить великую историческую роль Сталина. Хрущёв был крайне раздражён этой статьей. Он позвонил в Союз писателей и потребовал смещения Симонова с поста главного редактора «Литературной газеты»)

"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 9"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 10"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 11"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 12"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 13"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 14"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 15"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 16"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 17"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 18"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 19"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 20"Жди меня, и я вернусь", - Константин Михайлович Симонов - фото 21
В 1963-67 в качестве корреспондента «Правды» побывал в Монголии, на Таймыре, в Якутии, Красноярском крае, Иркутской обл., на Кольском полуострове и др. В 1970 был во Вьетнаме, издал книгу «Вьетнам, зима семидесятого...» (1970-71). В драматических стихах о войне во Вьетнаме «Бомбежка по площадям», «Над Лаосом», «Дежурка» и другие возникают сопоставления с Великой Отечественной войной: «Сидят ребята, Ждут ракеты, / Как мы когда-то / В России где-то...» В 1978 году Союз писателей назначил К. Симонова председателем комиссии по подготовке к 100-летию со дня рождения поэта Александра Блока. Депутат ВС СССР 2—3 созывов (1946—1954). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952—1956). Член ЦРК КПСС в 1956—1961 и 1976—1979 годах.
Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве.Причиной смерти стала злокачественная опухоль легкого. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. В процессии участвовали семь человек: вдова Лариса Жадова, дети, могилёвские ветераны-фронтовики. Через полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Симонова — Ларисы. Она пожелала быть рядом с мужем. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков...» Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны». На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «...Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О'Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» — вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были ещё и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного не отвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить