"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова

"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 1Почему Сергей Герасимова предложил поступать пареньку не к нему в режиссерскую мастерскую ВГИКа, а через год - к Михаилу Ромму? Может, намеревался проверить,серьезны ли намерения? Но намерения и упорство у родившегося 19 июня 1928 года в Верхнеудинске Бурят-Монгольская АССР Евгения Фирсовича Шерстобитова были хоть куда!
В дошкольном возрасте Евгений с семьей переехал в Москву, учился в ремесленном училище, обучился профессии электрика и работал вожатым в школе и детском доме. В 1962 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа одним из лучших. На прощание Герасимов сказал, что тот молодец, что послушал,и...
Его однокурсники Тарковский и Шукшин успели стать гениями, а когда-то завидовали тому, что курсовую работу по мотивам стихотворения Маршака «Ищут пожарные, ищет милиция» сразу же показали по телевизору,а он сидел в отделе по производству фильмов, где вместо кино снимал концертные программы! Они сняли во ВГИКе с Тарковским пять работ - и вот он позвонил:"Жека, чем занят?" И рассказал про предложение в Ташкенте.. Но по-настоящему Шерстобитова выручил Юрий Чулюкин (режиссер знаменитых картин «Девчата» и «Неподдающиеся»),учившийся на пару курсов выше - и тоже любивший детское кино! Уже его звонок: «Женя! Ты еще не передумал снимать кино? Я написал сценарий детского фильма, но снимать времени у меня нет. Ты поедешь в Киев?» Что Евгений мог ответить? Конечно, согласился. Через месяц по приглашению киевской киностудии прилетел снимать приключенческий фильм «Юнга со шхуны «Колумб». Взял с собой небольшой чемоданчик (думал ведь, что ненадолго приехал) и... остался в Киеве на 45 лет.
О киевской киностудии он знал только то, что Пырьев снял здесь «Богатую невесту», Савченко – «Богдана Хмельницкого», а Френкель – детворой любимого «Тома Сойера». Больше хороших картин не было. Да и откуда им было взяться, если даже «Мосфильм» до 1962 года выпускал всего 15-20 фильмов в год и то в основном революционных? Ему же поручили снимать приключенческую ленту, поэтому, конечно, молодой режиссер немного волновался. Но, когда приехал на киностудию и познакомился со съемочной группой, страх как рукой сняло. Правда, не все на киностудии сразу захотели с ним работать. «Познакомьтесь со своим ассистентом», - сказал директор, представляя молодую женщину необыкновенной красоты. Она как раз закончила работу над двумя фильмами Сергея Параджанова и очень хотела пойти в отпуск, а тут некий - да с детским фильмом своим приездом её все планы поломал. Евгений Фирсович спросил, что ему оставалось делать, чтобы загладить перед ней свою вину? "Только жениться!" - рассмеялась она.И вот так у них с Жемой Степановной сложился творческо-семейный союз на 45 лет. Она не только помогала снимать фильмы и подбирать актеров, но и сама снималась в картинах супруга. Правда, из-за этого сын так много проводил времени на съемочной площадке, что в конце концов решил связать свою профессию с... математикой.

"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 2"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 3"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 4"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 5
После "Юнги.." Шерстобитову с ходу дали экранизацию «Сказки о Мальчише-Кибальчише»: и он долго пробивал на Плохиша Сережу Тихонова , прославившегося в гайдаевском "Вожде краснокожих"! Сергей Мартинсон, тоже сыгравший в «Мальчише-Кибальчише» одну из главных ролей, сначала ни за что не соглашался сниматься. Как его ни уговаривали – нет, говорит, и все. Тогда решили, познакомить его с Сережей Тихоновым. Съемочная группа в этом мальчике души не чаяла, такой был заводила. И ужасный сладкоежка: между дублями умудрялся умять весь наш запас сладкого – «целую бочку варенья да целую корзину печенья!» И Сергей Мартинсон, величайшая на то время звезда экрана, тоже его полюбил и потому согласился на роль. «Просто удивительно! С этим мальчиком у нас любая сцена с первого дубя получается», - говорил он и радовался, как ребенок.
Все режиссеры на киностудии, кроме, пожалуй, Сергея Параджанова, считали Шерстобитова выскочкой и любимчиком. И нагадить исподтишка были горазды: например, снимали мы в Сочи картину «Только ты», в которой Спартак Мишулин играл Яшку Наконечникова. По сценарию Спартак должен был прыгать в море, якобы удирая от преследователей, и весело помахать им из воды рукой. Но на улице – январь, вода, естественно, ледяная, и перекошенному судорогой Мишулину никак не удавалось выдавить из себя улыбку. А снимать все равно надо, и тогда придумали. Чтобы Спартак в кадре непринужденно смеялся, пятеро настоящих водолазов во время съемки... щекотали ему пятки под водой!Но еще не вернулись из Сочи - а уже лежали доносы на "верхах", де , режиссер Шерстобитов едва не угробил артиста Мишулина, да еще допустил перерасход на водолазов!
Или - "Туманность Андромеды": и вот тут Евгению Шерстобитову до Совмина пришлось дойти,., чтоб дали нейлон!Со взрослыми он мог быть ироничным, даже язвительным, мог поддеть так, что человек обалдевал. С детьми никогда. На съемочной площадке, объясняя ролевую задачу юному исполнителю, Шерстобитов сам становился подростком. Удивительно, как из хмурого, озабоченного, раздраженного человека он становился легким, озорным и дети верили, включались в эту игру, скованность исчезала и они могли выполнить любую его задачу.
Это ведь особый талант - быть детским режиссером. Многие начинали свою кинобиографию с детских кинокартин - это был самый простой способ дебютировать в качестве режиссера-постановщика, потому что в плане каждой студии было 2-3 детских фильма каждый год, а желающих их снимать маститых режиссеров практически не существовало. После удачного или не очень, дебюта 99.9% режиссеров уходили во "взрослое" кино. Престижнее, материально выгоднее и больше шансов попасть на фестивали и прочие кинофорумы.
Евгений Фирсович Шерстобитов всю свою творческую жизнь оставался режиссером детского кино. Именно поэтому с концом советского кинематографа он уже ничего не снимал. В новом коммерческом мире уже не было места для фильмов, не рассчитанных на денежную прибыль при минимальном вложении средств.
Как ни относись к той советской стране, но лозунг "всё лучшее детям" там действовал и государственные деньги на это выделялись. Но это так, к слову.

"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 6"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 7"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 8"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 9
«Сказка о громком барабане» снималась осенью 1986 года, уже в почти другой стране, сразу после трагедии Чернобыля. Но история мальчишки, спасшего в далеком 1918 году ценой собственной жизни жизнь своих товарищей, звучала по-прежнему громко, честно и бескомпромиссно. Но она уже не нужна была тем, кто занимался кинопрокатом. В стране веяли иные ветра, но Мастер не мог отказаться от своих убеждений. Он любил свою профессию, своих героев, свои фильмы. Абсолютно бесплатно всю жизнь он устраивал премьеры своих фильмов в школах, детских домах, пионерских лагерях, воинских частях. Для него было важно, чтобы у вступающих в жизнь подростков были идеалы и принципы. Он сделал всё, что смог для своей страны. И даже не был народным артистом Украины. Чиновники объясняли это тем, что подобное звание дают только актерам. Ложь. Пусть она остается на их совести.
Время даёт точную оценку человеку и его делам. Сегодня можно любить творчество Евгения Фирсовича или относиться к нему равнодушно. Но нельзя не уважать его верности на протяжении всей жизни своему зрителю, своей тематике и не считаться с тем, что его киногерои помогли многим выбрать свою дорогу жизни. Об этом неоднократно говорили зрители на творческих встречах. Нельзя не признавать факта – большинство фильмов Шерстобитова имели кассовый успех. Правда, в те годы это кинокритиками не одобрялось, ставилось режиссеру в укор. А сегодня, когда на телеканалах диктует правила рейтинг, фильмы Евгения Фирсовича, как и прежде, востребованы. Их включают в кинопоказы телеканалы России в удобное для просмотра время. К сожалению, телеканалы Украины делаю это реже – «нет пророков в своем Отечестве». А новых фильмов, воспитывающих патриотизм и морально-этические черты характера, нет.
Его знали и любили пограничники, для которых Шерстобитов устраивал кинофестиваль. И не случайно, что последние свои два фильма "Проект "Альфа" и "Прорыв" мастер снял о них и при их участии.
Он обожал Крым и завещал развеять свой прах над морем. Сын и жена выполнили его последнее желание, когда 20 октября 2008 года режиссера не стало. Фирсович, как его называли, стал единым целым со стихией, которую воспевал.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 21.06.2017 12:45
Просмотров: 631