"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова

"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 1Почему Сергей Герасимова предложил поступать пареньку не к нему в режиссерскую мастерскую ВГИКа, а через год - к Михаилу Ромму? Может, намеревался проверить,серьезны ли намерения? Но намерения и упорство у родившегося 19 июня 1928 года в Верхнеудинске Бурят-Монгольская АССР Евгения Фирсовича Шерстобитова были хоть куда!
В дошкольном возрасте Евгений с семьей переехал в Москву, учился в ремесленном училище, обучился профессии электрика и работал вожатым в школе и детском доме. В 1962 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа одним из лучших. На прощание Герасимов сказал, что тот молодец, что послушал,и...
Его однокурсники Тарковский и Шукшин успели стать гениями, а когда-то завидовали тому, что курсовую работу по мотивам стихотворения Маршака «Ищут пожарные, ищет милиция» сразу же показали по телевизору,а он сидел в отделе по производству фильмов, где вместо кино снимал концертные программы! Они сняли во ВГИКе с Тарковским пять работ - и вот он позвонил:"Жека, чем занят?" И рассказал про предложение в Ташкенте.. Но по-настоящему Шерстобитова выручил Юрий Чулюкин (режиссер знаменитых картин «Девчата» и «Неподдающиеся»),учившийся на пару курсов выше - и тоже любивший детское кино! Уже его звонок: «Женя! Ты еще не передумал снимать кино? Я написал сценарий детского фильма, но снимать времени у меня нет. Ты поедешь в Киев?» Что Евгений мог ответить? Конечно, согласился. Через месяц по приглашению киевской киностудии прилетел снимать приключенческий фильм «Юнга со шхуны «Колумб». Взял с собой небольшой чемоданчик (думал ведь, что ненадолго приехал) и... остался в Киеве на 45 лет.
О киевской киностудии он знал только то, что Пырьев снял здесь «Богатую невесту», Савченко – «Богдана Хмельницкого», а Френкель – детворой любимого «Тома Сойера». Больше хороших картин не было. Да и откуда им было взяться, если даже «Мосфильм» до 1962 года выпускал всего 15-20 фильмов в год и то в основном революционных? Ему же поручили снимать приключенческую ленту, поэтому, конечно, молодой режиссер немного волновался. Но, когда приехал на киностудию и познакомился со съемочной группой, страх как рукой сняло. Правда, не все на киностудии сразу захотели с ним работать. «Познакомьтесь со своим ассистентом», - сказал директор, представляя молодую женщину необыкновенной красоты. Она как раз закончила работу над двумя фильмами Сергея Параджанова и очень хотела пойти в отпуск, а тут некий - да с детским фильмом своим приездом её все планы поломал. Евгений Фирсович спросил, что ему оставалось делать, чтобы загладить перед ней свою вину? "Только жениться!" - рассмеялась она.И вот так у них с Жемой Степановной сложился творческо-семейный союз на 45 лет. Она не только помогала снимать фильмы и подбирать актеров, но и сама снималась в картинах супруга. Правда, из-за этого сын так много проводил времени на съемочной площадке, что в конце концов решил связать свою профессию с... математикой.

"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 2"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 3"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 4"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 5
После "Юнги.." Шерстобитову с ходу дали экранизацию «Сказки о Мальчише-Кибальчише»: и он долго пробивал на Плохиша Сережу Тихонова , прославившегося в гайдаевском "Вожде краснокожих"! Сергей Мартинсон, тоже сыгравший в «Мальчише-Кибальчише» одну из главных ролей, сначала ни за что не соглашался сниматься. Как его ни уговаривали – нет, говорит, и все. Тогда решили, познакомить его с Сережей Тихоновым. Съемочная группа в этом мальчике души не чаяла, такой был заводила. И ужасный сладкоежка: между дублями умудрялся умять весь наш запас сладкого – «целую бочку варенья да целую корзину печенья!» И Сергей Мартинсон, величайшая на то время звезда экрана, тоже его полюбил и потому согласился на роль. «Просто удивительно! С этим мальчиком у нас любая сцена с первого дубя получается», - говорил он и радовался, как ребенок.
Все режиссеры на киностудии, кроме, пожалуй, Сергея Параджанова, считали Шерстобитова выскочкой и любимчиком. И нагадить исподтишка были горазды: например, снимали мы в Сочи картину «Только ты», в которой Спартак Мишулин играл Яшку Наконечникова. По сценарию Спартак должен был прыгать в море, якобы удирая от преследователей, и весело помахать им из воды рукой. Но на улице – январь, вода, естественно, ледяная, и перекошенному судорогой Мишулину никак не удавалось выдавить из себя улыбку. А снимать все равно надо, и тогда придумали. Чтобы Спартак в кадре непринужденно смеялся, пятеро настоящих водолазов во время съемки... щекотали ему пятки под водой!Но еще не вернулись из Сочи - а уже лежали доносы на "верхах", де , режиссер Шерстобитов едва не угробил артиста Мишулина, да еще допустил перерасход на водолазов!
Или - "Туманность Андромеды": и вот тут Евгению Шерстобитову до Совмина пришлось дойти,., чтоб дали нейлон!Со взрослыми он мог быть ироничным, даже язвительным, мог поддеть так, что человек обалдевал. С детьми никогда. На съемочной площадке, объясняя ролевую задачу юному исполнителю, Шерстобитов сам становился подростком. Удивительно, как из хмурого, озабоченного, раздраженного человека он становился легким, озорным и дети верили, включались в эту игру, скованность исчезала и они могли выполнить любую его задачу.
Это ведь особый талант - быть детским режиссером. Многие начинали свою кинобиографию с детских кинокартин - это был самый простой способ дебютировать в качестве режиссера-постановщика, потому что в плане каждой студии было 2-3 детских фильма каждый год, а желающих их снимать маститых режиссеров практически не существовало. После удачного или не очень, дебюта 99.9% режиссеров уходили во "взрослое" кино. Престижнее, материально выгоднее и больше шансов попасть на фестивали и прочие кинофорумы.
Евгений Фирсович Шерстобитов всю свою творческую жизнь оставался режиссером детского кино. Именно поэтому с концом советского кинематографа он уже ничего не снимал. В новом коммерческом мире уже не было места для фильмов, не рассчитанных на денежную прибыль при минимальном вложении средств.
Как ни относись к той советской стране, но лозунг "всё лучшее детям" там действовал и государственные деньги на это выделялись. Но это так, к слову.

"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 6"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 7"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 8"Юноша с шхуны "Колумб", "Туманность Андромеды" и другие перепитии Евгения Шерстобитова - фото 9
«Сказка о громком барабане» снималась осенью 1986 года, уже в почти другой стране, сразу после трагедии Чернобыля. Но история мальчишки, спасшего в далеком 1918 году ценой собственной жизни жизнь своих товарищей, звучала по-прежнему громко, честно и бескомпромиссно. Но она уже не нужна была тем, кто занимался кинопрокатом. В стране веяли иные ветра, но Мастер не мог отказаться от своих убеждений. Он любил свою профессию, своих героев, свои фильмы. Абсолютно бесплатно всю жизнь он устраивал премьеры своих фильмов в школах, детских домах, пионерских лагерях, воинских частях. Для него было важно, чтобы у вступающих в жизнь подростков были идеалы и принципы. Он сделал всё, что смог для своей страны. И даже не был народным артистом Украины. Чиновники объясняли это тем, что подобное звание дают только актерам. Ложь. Пусть она остается на их совести.
Время даёт точную оценку человеку и его делам. Сегодня можно любить творчество Евгения Фирсовича или относиться к нему равнодушно. Но нельзя не уважать его верности на протяжении всей жизни своему зрителю, своей тематике и не считаться с тем, что его киногерои помогли многим выбрать свою дорогу жизни. Об этом неоднократно говорили зрители на творческих встречах. Нельзя не признавать факта – большинство фильмов Шерстобитова имели кассовый успех. Правда, в те годы это кинокритиками не одобрялось, ставилось режиссеру в укор. А сегодня, когда на телеканалах диктует правила рейтинг, фильмы Евгения Фирсовича, как и прежде, востребованы. Их включают в кинопоказы телеканалы России в удобное для просмотра время. К сожалению, телеканалы Украины делаю это реже – «нет пророков в своем Отечестве». А новых фильмов, воспитывающих патриотизм и морально-этические черты характера, нет.
Его знали и любили пограничники, для которых Шерстобитов устраивал кинофестиваль. И не случайно, что последние свои два фильма "Проект "Альфа" и "Прорыв" мастер снял о них и при их участии.
Он обожал Крым и завещал развеять свой прах над морем. Сын и жена выполнили его последнее желание, когда 20 октября 2008 года режиссера не стало. Фирсович, как его называли, стал единым целым со стихией, которую воспевал.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить