"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин

«Я отличный болельщик "Спартака", хороший конник был в прошлом, я не самый плохой актер и поставил несколько качественных спектаклей, а еще - немного обжора, немного игрок - и в жизни,и в шахматы,и в карты, я постараюсь сделаться лучше - лучше времени, не щадящего нас!» - МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯНШИН

"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 1Это незадолго до 17 июля 1976 года произнес уже неизлечимо больной народный артист.Последний из «могикан» прославленного русского театра и кино тяжело и долго болел, но почти до самого конца не расставался со сценой, а за два года до смерти снялся в замечательной роли старого лифтера Абеля в телеспектакле «Соло для часов с боем».
Этот удивительный человек успел за свою не очень длинную жизнь создать огромную галерею прекрасных актерских образов, освоить профессию режиссера и плодотворно поработать на этом поприще в трех театрах. Помимо этого он увлечено открывал новые таланты, с удовольствием делясь с ними своим бесценным опытом. Неподражаемо озвучивал кино и мультипликационные фильмы. А еще увлекался футболом, прекрасно играл в шахматы и даже... выигрывал призы в соревнованиях по конному спорту. Актер был чрезвычайно музыкальным. Его пение под гитару завораживало своеобразием исполнительской манеры. А гитары, коих в его арсенале было множество, впоследствии переходили как раритет из рук в руки его поклонников.
Личная жизнь актера была также тесно связана с его творчеством. Все три брака Михаила Яншина случались с актрисами того театра, в котором он на тот момент работал. И все его жены были красавицы, наделенные природным актерским даром...
Михаил Михайлович Яншин родился в семье банковского служащего в городе Юхнове Калужской области 2 ноября 1902 года.(и моя супруга заметила , глядя на фото "О как вы похожи со всей родней на него!"- а поглядев на место рождения:"Да и земляки почти!") Поначалу об актерском поприще он и не помышлял. Осваивал технические профессии. Уехав в Москву, поступил в Высшее техническое училище (ныне — Бауманская академия). Уйдя добровольцем в Красную Армию, служил в войсках внутренней охраны. И только вернувшись, в 1922 году, внезапно оставил все и поступил во вторую студию МХТ, где прошел азы актерского мастерства, участвуя практически во всех массовках в спектаклях театра, выступая в многочисленных концертных программах. В 24-м году Михаил вошел в труппу этого прославленного театра, где сразу получил роль Добчинского в спектакле «Ревизор». Были еще роли, но настоящий успех пришел к нему лишь в 1926 году, когда он сыграл роль Лариосика в «Днях Турбиных». Спектакль постоянно проходил при полном аншлаге и очень скоро Яншина стали узнавать на улице. А он тем временем... покорил сердце учащейся студии МХАТ Вероники Полонской, с которой вскоре и обвенчался. Шафером Яншина на свадьбе был писатель Михаил Булгаков. К сожалению, имя Вероники Полонской вошло в историю, скорее, благодаря Владимиру Маяковскому, музой которого она являлась перед его трагической кончиной. Именно Вероника Полонская посетила поэта накануне рокового выстрела. Он умолял ее уйти от Яншина и из театра к нему, а Вероника не хотела столь решительных перемен в своей жизни. Они и Яншин познакомились с Маяковским совсем незадолго на скачках. Поэт сначала подружился с актером, а потом увлекся его женой. Михаил Яншин разошелся с Полонской лишь спустя два года после гибели Маяковского.
Следующей любовью великого актера стала знаменитая цыганская танцовщица Ляля Черная (Н. Киселева). Об их отношениях слагались легенды. Страсть перекинулась и на творчество. В 1937 году Яншин возглавил театр «Ромэн», оставаясь актером МХАТ. Ляля Черная была в «Ромэн» бессменной примой. За годы работы в «Ромэн» Яншин существенно повлиял на творческий рост театра. Стали появляться спектакли на русском языке. К работе со студийными артистами он привлек профессионалов самого высокого уровня. На спектакли: «Кровавая свадьба», «Макар Чудра», «Чудесная башмачница» повалил народ. Так продолжалось до 41-го года. Потом театр возглавил Николай Сличенко. В 1942 году Яншин разошелся с Лялей Черной.
Первая роль в кино была сыграна Яншиным еще в 1928 году. Он сыграл скромного телеграфиста в фильме «Кочерга». С тех пор он снялся в 55 фильмах, большую часть которых составляли телеспектакли из «золотого фонда» театра. Его считали идеальным чеховским актером, но с той же убежденностью его можно было назвать и лучшим горьковским, толстовским артистом. А если вспомнить его роль из «Ярмарки тщеславия», то и лучшим исполнителем зарубежной роли, наверное, тоже. Амплуа Яншина определяли и как лирического простака, и как эксцентрического комика, но ближе всего, наверное, определение — трагический комик. Так можно, по крайней мере, охватить диапазон его уникальных возможностей.
В 1950 году Михаил Яншин возглавил театр имени К.С. Станиславского и за тринадцать лет работы сумел сделать театр модным для московской театральной публики. В этом театре он встретил свою третью жену, актрису Нонну Мейер, с которой прожил до конца своей жизни - 21 год. В том же театре Яншин открыл талант Евгения Леонова, рассмотрев в застенчивом, неловком юноше огромный творческий потенциал. Впоследствии ученика даже находили похожим на его учителя. И неслучайно именно Евгению Леонову досталась дебютная роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных». Невероятным успехом пользовались спектакли театра Станиславского «Грибоедов» и «Трехгрошовая опера».
На последние годы работы Михаила Яншина во МХАТе пришлись те крутые перемены, которые привнес с собой Олег Ефремов, возглавивший этот коллектив. Яншин был одним из немногих «стариков», поверивших в грядущий переворот. Он поддержал молодого реформатора в его творческом поиске.
Отяжелевший, с одышкой, резко упавшим зрением, Яншин увлеченно лазал по всем сложным сценическим конструкциям, с огромным интересом познавая новый театральный мир. Работал великий актер почти до самого конца. Даже в больнице он не переставал надеяться на выздоровление. Ему приносили туда новые пьесы и сценарии.

"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 2"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 3"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 4"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 5"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 6"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 7"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 8"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 9"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 10"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 11"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 12"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 13"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 14"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 15"– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?" - Михаил Яншин - фото 16
ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ВЕСНИК вспоминал:
"Однажды он сказал:
– Я не понимаю четырёх вещей. Первое. Зачем нужно было делать революцию? Второе. Как на радио вырезают буковку из слова? Третье. Как по воздуху передают цвет? И четвёртое. Зачем Бог придумал гомосексуалистов?
– А что для вас самое непонятное, Михаил Михайлович?
– Первое. Зачем было делать революцию?
Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чём-то незащищённый, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», неспособный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики – дорогой Михаил Михайлович Яншин!"

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить