Вспоминая Инну Ивановну Ульянову

В последний июньский день ей бы исполнилось 85..
«Я читала и заливалась смехом на каждой строчке». Инна Ульянова определила свое амплуа комедийной актрисы еще на вступительных экзаменах в Щукинское училище.

Комиссия встрепенулась сначала на басне Крылова, а затем и на стихотворении Ходасевича с «сомнительными девами в непотребном хороводе». Девушку приняли с оговоркой «если не разочарует преподавателей в течение полугода». Не разочаровала никогда в творчестве, а вот в судьбе...
Детство Инны Ульяновой можно назвать околокинематографическим. Инженерно-строительная семья из донецкой Горловки переехала в Москву и поселилась в доме Совета министров. Соседи по министерскому дому были по-настоящему звездные. Целых три подъезда известных работников кино, и тротуар возле дома словно красная дорожка кинофестиваля: Сергей Герасимов, Инна Макарова, Марина Ладынина, Иван Пырьев и даже принц... из «Золушки» — Алексей Консовский. Ну какая девочка не желала себе Принца?
В театральных кружках Инна Ульянова не занималась и все же после школы отправилась в Щукинское училище. Не слишком рассчитывая на успех, девушка приемную комиссию все же не оставила равнодушной. «Я стала громко — как научили другие абитуриенты — читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке». Хохотунью приняли с условием — если не разочарует преподавателей в ближайшие полгода. Благополучно доучилась.
«Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!» — говорил режиссер Николай Акимов, руководивший Ленинградским театром комедии, в который Инна Ульянова пришла работать после окончания училища. Актриса много играла и лирических, и комедийных героинь, порою вызывая смех одним появлением на сцене. Одна из лучших работ ее ленинградского периода — Юлия Джули в спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца, написанной специально для акимовского театра.
«Шесть с половиной лет в Ленинградском театре комедии — это была не школа и даже не университет, это как черный пояс у каратистов. Да с таким учителем передо мной ни один мужчина не мог устоять — весь Невский у ног лежал!» — вспоминала актриса.
Невский-то лежал: но и тут все не так просто - это были годы сплошного кутежа, праздник успеха , но только не в личном! Она даже не могла разобраться, когда актер Вениамин Смехов привез ее в Псков к Юрию Петровичу Любимову, - там "Таганка" была на гастролях.
Коллеги называли актрису на испанский манер Инезилья и любили, по словам Вениамина Смехова, за «неподдельную радость». Но с режиссером отношения складывались непросто. Особенно после Ленинграда, где Николай Акимов видел в каждой актрисе женщину.
«Он одевал нас сам, он рисовал и создавал все костюмы. Он все знал о женской красоте! И если у кого-то были красивые ножки — будьте уверены! — зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь — это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась. Конечно, по шпалам в тундру я не пойду, и тетка в бушлате и телогрейке, которой я потом оказалась у Любимова на Таганке, — не мое».

00881008820088200883008840088500886
В начале 90-х Инна Ульянова ушла из Театра на Таганке вместе с Николаем Губенко. Но и в «Содружестве актеров Таганки» сыграла всего одну роль, уйдя в свободное антрепризное плавание. Играла и у Сергея Арцибашева в Маяковке. «Актриса удивительного дарования и широкого диапазона, от легкой комедии вплоть до трагедии. Отточенные, яркие, сочные работы», — говорил об Ульяновой Арцибашев. Они очень и очень поздно нащли друг-друга: Арцибашев готов был ставить на Ульянову, но у потрясающей необыкновенной актрисы было много проблем - в личной жизни, болезни, алкоголизм.
Домашний диктатор, «генерал в юбке». В роли авторитарной женщины Инна Ульянова оказалась очень убедительна, хотя по признанию самой актрисы в жизни ей не хватало самоуверенности и властности — «жуткая трусиха, и в отношении с мужчинами тоже». К тому же не умевшая обращаться с деньгами.
Одна из любимых историй актрисы — о французском летчике эскадрильи «Нормандия-Неман». Жан-Пьер Константен после войны остался жить и работать в России. Любил и русскую женщину, и русскую кухню — картошку с луком. Роман в письмах, стихах и встречах продолжался четыре года. Но браком так и не закончился, как и во многих других случаях в жизни Инны Ульяновой. Актриса всегда выбирала театр и все силы тратила на творчество.
Кинематограф тоже не мог дать Ульяновой своего режиссера! Первое мимолетное появление на экране даже без указания в титрах — в «Карнавальной ночи» в 1956 году. Актрису приглашали лишь на эпизоды: «Цветы запоздалые», «Чудак из пятого «Б», «Переступи порог», «Когда я стану великаном», «Иванцов, Петров, Сидоров», «Бархатный сезон», «Где находится нофелет?», «Утомленные солнцем».
Небольшие, как правило, характерные роли. Но даже эпизод Инна Ульянова могла сыграть с блеском. «Дама с лисой» в картине Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» сделала актрису узнаваемой, а роль Маргариты Хоботовой принесла настоящий экранный успех — уже в 48 лет. Хотя значительных киноролей не добавила.
Изначально в роли Маргариты Павловны режиссер картины «Покровские ворота» Михаил Козаков видел Наталью Гундареву, и остальной состав — более звездным: с Андреем Мироновым и Никитой Михалковым. Но затем выбрал не столь известных актеров, за исключением Леонида Броневого, предложившего себя сам.
«Покровские ворота» вообще ставились тяжело; ради того, чтобы дали постановку - в которую телевизионное начальство не верило - Михаилу Михайловичу пришлось играть Дзержинского. Андрей Миронов откровенно устал ждать и отказался. Наталья Георгиевна Гундарева тут же попробовала настоять, чтобы Хоботова сыграл Виктор Павлов. Двух прекрасных артистов связывали замечательные отношения: именно Виктор Павлов убедил комплексовавшую Наташу попробовать свои силы и поступать. Она не раз пыталась убеждать режиссеров, чтобы ее партнером стал Виктор Павлович - в "Труффальдино из Бергамо", "Гарантирую жизнь", "Хозяйка детского дома" , - и каждый раз неуспешно. И тут, поспорив с Казаковым, она вспылила. Казаков размышлял, что пригласит на роль Хоботова или Алексея Эйбоженко или Николая Гринько или готов был сыграть сам. Талантливые и очень разные актеры - и это раздражало Гундареву, - не смотря на разницу в возрасте, они дружили с Ульяновой - и ее смерть вызвало депрессию, сведшую меньше чем через месяц в могилу Инну Ивановну, - Гундарева бесцеремонно заявила режиссеру Казакову, что если тот хочет успеха - то должна сыграть Ульянова! И уже та предложила попробовать знакомого по ленинградскому периоду Равиковича. Равика, как его все называли! В последний момент сама Ульянова могла остаться без роли - в Гостелерадио пытались навязать Софико Чаурели!
Ульянова говорила: «Главное в том, что продолжается моя актерская жизнь». И даже когда сама актриса покинула этот мир 9 июня 2005 года — продолжают жить ее героини, на экране.

--
Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 30.06.2019 11:40
Просмотров: 74