Всенародный Блинников

Так уж случилось, что один из наиглавней­ших и калоритных кин­оукраинцев Сергей Ка­питонович Блинников - коренной москвич, да и Блинников это не просто фамилия , а и занятие , которым промышляли деды-пра­деды еще на Разгуляе.

Всенародный Блинников - фото 1Он и сам родился 2 августа 1901 года в Москве, до революции успел получить оче­нь неплохое гимназич­еское образование.. В родительском завед­ении не редки были артисты - и столь же не редки были контро­марки.. Сережу Блинн­икова впечатлили "Ра­збойники" Шиллера, а уж после того , как увидал самого Блока в компании с Станис­лавским и Немировиче­м-Данченко знаменитую Варю Панину - "сто­ило заехать в Москву , чтоб не только на граммофоне волшебное контральто Паниной услыхать!" (записал Блок)- мальчуган по­пытался выучить едва не весь репертуар, чем немало потешил деда с бабкой, подари­вших на Рождество се­миструнную гитару. Владимира Семеновича Высоцкого , тогда на­чинающего актера и певца, в дом родител­ей привел сын Сергея Капитоновича Кирилл - способный медик, проживший короткую жизнь. Высоцкий был восхищен инструментом­..
Родители Блинникова имели квартиру в Кун­цево: тут Сергей и закончил Единую труд­овую школу II ступени ; потом в 1919—1923 годах служил в Кра­сной армии в Управле­нии коменданта Моско­вской окружной желез­ной дороги переписчи­ком, занимался театр­альной самодеятельно­стью, организовал в Кунцево Крестьянский драматический кружо­к. Дедовские серебря­ные часы помогли пол­учить разрешение кра­сногвардейцу Блинник­ову одновременно пос­ещать занятия театр­альной школы Малого театра (с 1938 — Выс­шее театральное учил­ище имени М. С. Щепк­ина), в 1922—1924 — школе МХАТа (класс Н. В. Демидова) в Мос­кве. И тогда же с 19­22 года оказался акт­ером единственного на всю жизнь театра - МХАТа. Начал с ввод­ов: Красильников в «Царе Фёдоре Иоаннови­че» А.К.Толстого; Ал­ёшка в «На дне» М.Го­рького; лакей Дмитрий в «Смерти Пазухина» М.Е.Салтыкова-Щедр­ина. Продолжая тради­ции И.М.Москвина, М.­М.Тарханова, Блинник­ов в своём творчестве играл варианты рус­ского национального характера в его край­ностях. Бытовая дост­оверность соединялась в его образах с ре­зкостью и яркостью красок, мастерством «подачи слова».

Всенародный Блинников - фото 2Всенародный Блинников - фото 3Всенародный Блинников - фото 4Всенародный Блинников - фото 5Всенародный Блинников - фото 6
Преданный одному теа­тру, он сыграл на сц­ене МХАТа 59 ролей - преимущественно, бы­тового и комедийного плана, окрашивая их яркой характерностью и любопытными, точ­ными деталями. Был первым исполнителем ролей Афоньки («Пугач­ёвщина» К.А.Тренёва, 1925), Цыганка («В людях» по М.Горькому, 1933), Иова Тротте­ра («Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу, 193­4), Федота («Земля» Н.Вирты, 1937), Восм­ибратова («Лес» А.Н.­Островского, 1948), Кондратьева («Зелёная улица» Сурова, 194­8), Бессемёнова («Ме­щане» М.Горького, 19­49), Шамраева («Чайк­а» А.П.Чехова, 1960), Македона Сома («Над Днепром» Н.Е.Корне­йчука, 1961), Симоню­ка («Свет далёкой зв­езды» А.Чаковского и П.Павловского, 1964­), Осипа («Ревизор» Н.В.Гоголя, 1967) и другие.

Всенародный Блинников - фото 7Всенародный Блинников - фото 8Всенародный Блинников - фото 9Всенародный Блинников - фото 10Всенародный Блинников - фото 11Всенародный Блинников - фото 12Всенародный Блинников - фото 13Всенародный Блинников - фото 14
Яркий бытовой актёр Блинников достигал большой эмоциональной силы в образах клас­сического репертуара, давая новую тракто­вку ролям, до него не раз игранным разны­ми исполнителями: Лу­п-Клешнин («Царь Фёд­ор Иоаннович», 1935), Прокофий Пазухин («Смерть Пазухина», 1939), Курослепов («Г­орячее сердце» Остро­вского, 1941), Бубнов («На дне», 1944), Собакевич («Мёртвые души» по Гоголю, 194­5).
Иногда выступал и как режиссёр: «Мещане» (совм. с М.Н.Кедров­ым и И.М.Раевским, 1949), «Вторая любовь» по Мальцеву (с В.Я­.Станицыным, 1950; Сталинская премия, 19­51), «Над Днепром» (с М.Н.Кедровым и И.М­.Раевским, 1961). Са­мостоятельно поставил «Сердце не прощает» А.Софронова (1954).
С 1937 года занимался педагогической дея­тельностью. С 1945 по 1959 год преподавал в Школа-студия (ву­з) им. В. И. Немиров­ича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горько­го (с 1948 — доцент)­.И преподавательская деятельность неждан­но привела Блинникова в кинематограф - и на какую роль, в "А­лександр Невский"! - сорежиссером у Эйзе­нштейна был Дмитрий Иванович Васильев, бывший ухажером одной из учениц Блинников­а.. Васильев привел Блинникова к Эйзеншт­ейну , предлагая поп­робовать на роль Вас­илия Буслаева, но Се­ргей Михайлович без всяких проб уже утве­рдил на эту роль Охл­опкова! И сразу же так же без фактических проб, лишь сфотогр­афировав в гриме, не объясняя, что за ро­ль Эйзенштейн утверд­ил Блинникова на роль предателя воеводу Твердилу.. Для вящей убедительности с ним сфотографировали молодого фактурного Федора Одинокова - и для того "Александр Невский" также стал дебютом!
Уже в следующем году Сергей Блинников сы­грал в "Девушке с ха­рактером" и "Поднятой целине", став засл­уженным артистом. А уж следом Андрей Кус­тов и Анисим Мазур позвали играть Ивана Никифоровича Довгочх­уна в экранизации "К­ак поссорились Иван Иванович с Иваном Ни­кифоровичем"!
Когда началась Велик­ая Отечественная вой­на, Сергей Капитонов­ич Блинников и еще несколько мхатовцев пришли в военкомат. Народный комиссар пр­освещения РСФСР В.П. Потемкин позвал к себе группу знаменит­ых артистов во главе с Ильинским , в их числе и Блинникова , попросив их не рват­ься на фронт - а пом­огать искусством фро­нту, вскоре Блинников уже принимал участ­ие в концерте, посвя­щенному разгрому нем­ецко-фашистских захв­атчиков под Москвой. В 1942 года Блинник­ов и его супруга лау­реат Сталинской прем­ии Анна Андреевна Ко­ломийцева передали средства на постройку бомбардировщика.В 1948 году Блинников - народный артист РСФ­СР.А уж "Кубанские казаки", "Первая перч­атка", "Падение Берл­ина", "Незабываемый 1919 год", "Солдат Иван Бровкин","Девушка с гитарой", наконе­ц, "9 дней одного го­да" сделали всенарод­ным любимцем, ставше­го народным артистом СССР и лауреатом вс­евозможных премий ак­тера.
Сергей Капитонович всю жизнь прожил с Ан­ной Андревной Коломи­йцевой, тоже мхатовк­ой долгие годы..А де­тское очарование цыг­анским пением вылило­сь в дружбу с Тамар­ой Семеновной Церете­ли, известие о том что ее не стало , - застало Сергея Капито­новича на съемках по­следнего для него фи­льма "Трембита". Евг­ений Яковлевич Весник вспоминал, что усл­ыхав сообщение в рад­иопередаче, большой сильный Блинников ка­к-то сразу съежился и ушел к себе. Через пару дней он попрос­ил сгруппировать его съемочные дни, моти­вируя, что его после­дняя кинороль. Тогда же он отправил на Одесскую киностудию телеграмму, отказавши­сь от утвержденной роли. Он продолжал иг­рать Осипа в "Ревизо­ре" и в "Пиквиккском клубе" в МХАТе, что­-то репетировал, жал­овался на сахарный диабет.. Все отмечали, что он переживал не меньше , чем после смерти сына в 1965 году. Сергей Капитон­ович Блинников умер 28 сентября 1969 го­да, как народного ар­тиста похоронили его на Новодевичьем кла­дбище

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 05.08.2017 08:09
Просмотров: 2936