Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть

Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 1Ему бы исполнилось только 65. Сколько несыгранного в этом притягивавшем человеке, собравшем столько всего, казалось бы, несовместимого и очень русского. О своей семье Авилов рассказывал: «Родился я, можно сказать, на Красной Пресне. А потом, когда мне было где-то шесть лет, переехали в Востряково. Я, в общем-то, рос без отца. Потому что тогда, в те годы, в шестидесятые было, так сказать, модно «завербовываться на Северá», для того, чтобы заработать денег. И мой отец восемь лет был на Севере. Я в армию уходил без него. И сейчас... мне трудно определить, но где-то лет, может быть, с двенадцати, с тринадцати я был уже без отца. Только по письмам. Ну, и деньги он присылал, естественно! Я помню, он привез целый трехлитровый бидон красной икры, — он иногда приезжал, — и мать меня заставляла есть. «Витя, ешь икру! Это полезно! Ешь икру!» Вот с тех пор я икру есть не могу, я ее не люблю. Мама работала на заводе».
Витя непостижимым образом повторил отцовскую судьбу, когда уже уйдя из семьи, прямо из аэропорта ехал и вез любимым дочкам эту самую полезную икру..Не трехлитровыми бидонами, - ведрами! За них готов был порвать, а следы боевого детства и юности у родившегося 8 августа 1953 года Виктора Васильевича Авилова были буквально отпечатаны на лице. Виктор Авилов был призван в армию, и отслужил с 1972-го по 1974-й год в батальоне обеспечения учебного процесса химвойск, а после демобилизации учился в Московском индустриальном техникуме.
После окончания техникума он пошел на работу в НИИ, где проработав год - уволился, и начал работать шофером. Авилов год работал водителем на 29-м автокомбинате Мосстройтранса на автомобиле «МАЗ», возил песок из Рублева на новостройки Москвы, и снова вернулся на работу в институт. Такие постоянные перемены мест работы были в жизни Авилова с 1974-го по 1979 год. Но судьбе Виктора было суждено сложиться иначе...
В школе Виктор Авилов учился в одном классе с Сергеем Беляковичем. Когда его брату Валерию Беляковичу пришла идея создать новый самый лучший театр, Сергей привел к брату Виктора Авилова.
А сам Валерий Белякович - или, увы, тоже покойный великий Романыч, - вспоминал о судьбоносной встрече так «Раз не может, второй и третий. Потом жду уже поздно вечером после занятий во Дворце пионеров в Театре юных москвичей у подъемника метро тогда "Ленинские горы". С небес хлябь сплошная: и вот из этого мокрого сумрака появляется в комбиниезоне, промасленной какой-то рубашке, от него мазутом, маслом каким-то несет за версту, тут же сует руку, тянет на лавку, плюхнувшись, спрашивает: "Ну чего делать нужно? Только стихов не проси - не люблю я их!" - и тут я Виктора ошарашил, начав разговор на "вы"!»

Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 2Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 3Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 4Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 5Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 6Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 7Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 8Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 9Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 10Приняв приглашение Валерия Беляковича, Авилов, фактически, стал одним из создателей знаменитого театра на Юго-Западе. Виктор Авилов рассказывал: «Сначала мы разыгрывали этюды, потом поставили «Женитьбу» Гоголя, водевили. Несколько лет я продолжал работать водителем. После работы шел на репетицию или во время работы играл спектакль. Подгонял свой «МАЗ» к театру. Зима, глушить двигатель нельзя — вода замерзнет. «МАЗ» там тарахтит, я играю спектакль, выхожу со спектакля и на всю ночь еду песок возить. Такое бывало. Но театр рос, и с 1979 года я окончательно перешел сюда работать. Люди, знавшие меня раньше, и которых давно не видел, говорят, что я очень сильно изменился, просто стал другим человеком с 1980 года. Весной 1980 года мы поставили «Мольера» Булгакова. Начался другой отсчет времени. Потом мы еще сделали «Лекаря поневоле» самого Мольера. Нам все это было близко - мы тоже находились в положении бродячей труппы. Летом самостоятельно устроили гастроли по Крыму. Нас пригласила Крымская обсерватория. Благо, стояла теплая погода, можно было ночевать на травке возле моря. С «Мольером» произошло нечто удивительное. Помню, я по-другому стал ощущать жизнь. Мне вообще 80-й запомнился: проходила Олимпиада, умер Высоцкий... «Мольер», я считаю, и по сей день — самый сильный спектакль в репертуаре. Это неописуемое чувство, когда держишь в напряжении зал, когда в воздухе заряд силы шаровой молнии. Каждый раз после спектакля что-то происходило. То мужчина в мороз один ушел к метро, забыв одеться, то женщина рыдает у рояля минут пятнадцать, не может успокоиться».
Организаторы театральной труппы буквально строили театр собственными руками. Когда сформировался репертуар труппы, и зрителям были представлены первые спектакли – Авилов в них играл не только Мольера, но и парня из народа, и ехидную старуху, и героев рассказов Чехова и гоголевских комедий. При этом Авилов совершенно не сожалел об отсутствии профессионального актерского образования: «Если бы не пришла перестройка, меня, возможно, и грыз бы вопрос о дипломе. Что сейчас мне дал бы ВГИК или ГИТИС, окромя «корки»? Многие актеры с мировым именем не имеют дипломов и, тем не менее, считаются профессионалами «высшей пробы». Иннокентий Смоктуновский тоже не учился в театральном, а как играл Гамлета и Мышкина».

Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 11Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 12Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 13Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 14Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 15Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 16Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 17Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 18Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 19Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 20Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 21Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 22Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 23Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 24Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 25Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 26Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 27Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 28Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 29Виктор Васильевич Авилов - он мог все, кроме обмануть смерть - фото 30
Дарование Виктора Авилова было настолько уникально, что не позволяло отнести его ни к одному актерскому типу. Большая часть ролей Виктора Авилова – комедийные и фарсовые. В них царила стихия игры. Репертуар театра на Юго-Западе начался с представления по мотивам старинных русских водевилей «Уроки дочкам». В этом спектакле Авилов сыграл свою первую роль. Валерий Белякович поставил этот спектакль как задорное представление, до предела насыщенное музыкой, танцами и буффонадой. В постановке все было рассчитано на постоянную импровизацию.
Во втором, поставленном в театре водевиле «Беда от нежного сердца» - беспорядочной, наполненной недоразумениями истории борьбы за богатого жениха Авилов сыграл Дарью Семеновну Бояркину, маменьку одной из невест. Первое же появление этой тощей, сутулой старухи в очках, постоянно путающейся в огромной шали, вызывало хохот зрителей. Актер с азартом разыгрывал новые водевильные ситуации, а зрители не успевали опомниться от каскада его трюков, жестов и забавных гримас.
Возможности Виктора Авилова были максимально использованы режиссером в гоголевских спектаклях театра-студии. Авилов сыграл роли в четырех спектаклях по произведениям Гоголя - «Женитьба», «Игроки», «Владимир III степени» и «Ревизор». В каждой постановке смешные моменты оборачивались фантасмагорией. В «Женитьбе», наиболее близкой к водевилю, местами улавливалась откровенная чертовщина особенно благодаря тому, как сыграл Авилов Илью Фомича Кочкарева. Кульбиты, скорченные рожи и разыгранные скетчи неутомимого беса Кочкарева надолго запоминались зрителю и вызывали дикий смех.
Режиссер Валерий Белякович помог развить Авилову дар перевоплощения и глубокого, заразительного переживания, помог найти выход сильному природному темпераменту актера и его тонкой интуиции. Авилов проживал сценическую жизнь своих героев как свою собственную - с безоглядной самоотдачей и душевными затратами.
Другой этапной ролью для Авилова стала роль Гамлета. В исполнении Авилова Гамлет был ссутулившимся и усталым человеком. Этот Гамлет не был аналитиком. Мучительно пытаясь осмысливать происходящее, он твердо понимал одно: так больше продолжаться не может. Он не брался соединять порванную связь времен, а лишь ожесточенно разрушал ненавистное королевство Клавдия. Он ненавидел так же яростно, как жестоко страдал от неизбежности этой ненависти в мире, где любовь наталкивалась на стену непонимания. Игра Авилова в этой роли была настолько проникновенна, обнажение души было таким полным, что в истории театра остались легенды о потрясениях, испытанных зрителями на спектакле. Авилов всегда подготавливал себя к контакту с залом морально и физически. Он прочел много книг по философии, психологии и парапсихологии. Экстрасенсы утверждали, что актер обладал сильнейшим биополем. Друзья Авилова вспоминали случай, когда в разгар семейного торжества одной из женщин стало плохо с сердцем. И Виктор с помощью непонятных манипуляций направил свою энергию на сердце женщины. Через две минуты она ожила. Через пятнадцать — уже плясала. На вопрос её: «Витенька, что же это ты делаешь?» — был ответ: «Колдую, тетушка, колдую!»
Его Гамлет был признан лучшим в мире на родине Шекспира. Он получил премию Лоуренса Оливье..Но родина самого Авилова официально признавать не спешила и должным образом не признала никогда!
В кино Виктор Авилов начал сниматься в 1987 году, хотя предложения от режиссеров были и раньше. Виктор Авилов вспоминал: «В нашем театре существовал запрет на съемки. До того как сняться в «Господине оформителе», я отклонил много хороших предложений. Сниматься в «Оформителе» я поехал, несмотря на запрет, в свой отпуск. Белякович изо всех сил боролся с популярностью своих актеров».
В фильме «Узник замка Иф» Георгия Хилькевича Авилов сыграл Монте-Кристо в зрелом возрасте. Виктор Авилов рассказывал: «У Хилькевича сниматься было интересно. Мы тогда широкую географию охватили. Снимали в Одессе, выезжали в экспедицию в Гурзуф, на море. Там работа сочеталась с отдыхом. Солнце, море... Меня дублировал мешок набитый каким-то сеном. Это в сцене, когда меня кидали со скалы. Да, и потом, когда я погружаюсь на дно, 15 метров. Там был профессиональный каскадер-аквалангист. Его загримировали под меня, он вдыхал глоток воздуха и вылезал из мешка. А мне подниматься с глубины просто запретили. Опасно, кессонная болезнь... Когда съемки шли ближе к поверхности, я уже сам нырял. Там были камни, глубина - метра два. Стояла камера, и я мимо нее проплывал...»
Настоящий замок Иф снимали в Марселе. Там Авилову пришлось работать без дублера. Он рассказывал: «Представьте себе: вода в море — двенадцать градусов, а мне говорят: «Ныряй, Витя». Мы снимали настоящий замок Иф в Марселе. Так вот, режиссер говорит, что, как только стемнеет, поедем снимать сцену побега. Замок прямо в море, на вершине небольшой скалы. Стены тюрьмы сразу же переходят в скальный обрыв. Высота там будь здоров... А уже ноябрь. В море вышли — там ветер холодный дует, французские моряки в бушлатах. Мы все на посудине типа прогулочного катера, которые ходят по Москве-реке. Катерок встал на якорь напротив замка, подсвеченного прожектором. Мне говорят: «Давай, ты прямо на нас поплывешь, а мы тебя снимать будем». Поплыл. В одежде тюремной, с бородой... Отплыл метров на пятнадцать-двадцать, развернулся — и обратно. Тяжело грести, волна высокая. Сняли! А мне снова: «Умоляем: вдруг брак пленки — царапины... Мы сейчас другую зарядим, новую. Ну, пожалуйста, понимаем, что тяжело. Давай!» Что делать, надо так надо. Отплываю, устал уже, и вдруг вспыхивает в голове такой вопрос: «Интересно, а в этом море водятся акулы?» Ночь. Холодрыга и мысли про акул. У меня все похолодело... И я скорей на корабль! А его борт от волны довольно высоко. На катер вешают баллон от машины — для причаливания. Я за этот баллон уцепился, только хочу подняться — вдруг волна как нахлынет, и я повисаю... Тем, кто на борту, тоже до меня не дотянуться. Ноги уходят под борт, а он весь в мелких ракушках... Кое-как меня втащили. После этих съемок у меня все ноги были в крови. Французские моряки смотрели на меня как на идиота».
Одна из лучших ролей Авилова в театре последнего периода - Актер в пьесе Горького «На дне» стала ролью-исповедью. Любимыми ролями в театре, по признанию Авилова, были Мольер, Гамлет и Ланцелот в «Драконе» Шварца.
Весной 1999 года врачи обнаружили у Виктора Авилова туберкулез. О своем здоровье актер рассказывал: «Я почти год провалялся на больничной койке. Сейчас вроде болезнь отступила. Надеюсь, надолго. Я знаю, что с туберкулезом люди живут десятилетиями, срок жизни у них не укорачивается. «Тубики» доживают и до ста лет. Кстати, недавно узнал, что палочка Коха живет во всех людях, но далеко не в каждом активизируется. Мне не повезло. Пил я, действительно - очень много, и болезнь этому не мешала. Но некоторое время назад решил бросить. Полгода спиртного в рот не беру. Я столкнулся с пьянством до того, как стал актером, когда работал водителем «МАЗа». Все мужики у нас на автобазе пили. Выбиваться из общей массы было как-то неудобно. Когда надоедало пить, я увольнялся, лето гулял, ловил рыбу, вел здоровый образ жизни, потом устраивался снова, и снова приходилось выпивать. Ну, вы из меня законченного алкаша-то не делайте...»
Он позвонил летом 2004 года, трезвый и спокойный, я обрадовался и начал зазывать на семейный праздник. И услыхал спокойное: "Геныч, мне хана. Рак - IV стадия. Но не думай, я выскочу!" Это потом я узнал, что в безумном гастрольном графике, устроенному ему самому себе, в какой-то миг он просто не смог выйти на сцену. Рядом не было его единственного театра, в котором Белякович не смог содержать артиста-инвалида, не было верной Галины, с которой расстались. Другая позвонит ей из Новосибирска и утром 21 августа объявит , что нужно забрать тело. Это тело и душа не выдержали термального курса разрушения раковых клеток: так спасли нескольких знакомых, и он всё могший Виктор Авилов до последнего верил , что "выскочит", - ведь ему только исполнился 51 год.
Он как-то удивленно рассказывал, как на съемках "Господина оформителя" Казаков лег в гроб: "Оттуда же не встанешь", - и не один раз вдруг начинал рассказывать, что и кого из окружающих ожидает: его нет - а видения сбываются. Впрочем, как это его нет, - он остался: в гроб положили только измученное тело.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить