Век Юрия Петровича Любимова

Век Юрия Петровича Любимова - фото 1Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября 1917 года в зажиточной семье. Его отец был купцом из Данилова и владел магазином в московском Охотном ряду. Мать по образованию была педагогом. Когда образовалось государство рабочих и крестьян, в 1922 году семья подверглась репрессиям со стороны новой власти. Отца арестовывали несколько раз, бизнес его пошел прахом, семья осталась практически без денег. Чтобы как-то сводить концы с концами, будущему театралу пришлось бросить школу и приобрести рабочую специальность. Дед по матери был цыганом, и много лет спустя Любимов вспоминал: «Меня однажды привели в театр „Ромэн". И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!»
Любимов поступает в электромеханический техникум и учится не только азам профессии, но и выживанию в тяжелейших условиях разгулявшейся в те годы преступности. Порой на улицу Юрий отправлялся, вооружившись финкой и однозарядным пистолетом. Таким образом он завоевал уважение дворовой шпаны.
В 1934 году Юрий Петрович стал студентом школы-студии МХАТ. Через год он попробовал себя на сцене мальчиком на побегушках у парикмахера в спектакле «Мольба о жизни». Затем он перевелся в Щукинское училище, где сыграл роли в пьесах «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе», «Соломенная шляпка». Дипломной работой стал пекарь в «Мещанах».
В 1941 году Юрий Петрович был призван в Красную Армию. участвовал в Советско-финской войне. Когда началась Великая Отечественная, он в составе ансамбля песни и пляски поднимал боевой дух солдат, часто выступая на передовой. В это же время состоялся его дебют в кино. Свинопас в одноименном фильме – это первая его роль. В 1944-м он сыграл начальника штаба Мишу Масленникова в военной драме о героической обороне Сталинграда «Дни и ночи».
А после войны ему досталась роль французского летчика Жака Лярошеля из кинокомедии «Беспокойное хозяйство» (1946) - встреча с Михаилом Ивановичем Жаровым и тогда его женой Людмилой Целиковской.
После демобилизации и Юрий Петрович возвращается в театр имени Вахтангова. До первой режиссерской постановки он сыграл еще порядка 30 ролей. Съемки в кино были редкими. Среди знаковых ролей этого периода были театральные работы: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис из драмы «Все мои сыновья», Шубин из спектакля «Накануне», Кирилл Извеков по произведениям К. Федина, Сирано де Бержерак из одноименной комедии Ростана. В 50-е годы Юрий Петрович снова снимается в кино. Так в 1951-м он сыграл роль врача Фролова в историческом фильме «Белинский», корреспондента Блейка из кинокомедии «Прощай, Америка!», в 1952-м – композитора Даргомыжского из биографического фильма «Композитор Глинка», в 1953-м – судебного клерка Степана Тятина из драмы «Егор Булычов и другие», в 1958-м – бывшего фронтовика, инженера и декана факультета в институте Алексея Ивановича Бойкова в мелодраме «Город зажигает огни» и Петра Петровича Бабурина из исторического фильма «Человек с планеты Земля». Эти годы Юрий Петрович плодотворно работает как педагог в Щукинском училище.
Первой режиссерской работой стал спектакль по А. Галичу «Много ли человеку надо» в 1959-м.В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Все актеры были студентами театральной студии этого вуза. Постановка была неординарной и только благодаря ходатайству влиятельных особ ее не закрыли. В 1964 году Юрий Петрович возглавил Театр драмы и комедии, переросший в знаменитый Театр на Таганке, и вывел его в разряд ведущих.
Лучшими постановками по праву признаны «Жизнь Галилея» по Брехту, «Гамлет» Шекспира, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь...». Его стиль определяют как манеру контрастов, чередование лирики в движении, экспрессию на протяжении всего акта.
а бескомпромиссные и смелые постановки театр называли «островом свободы в несвободной стране». Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание» в 1983-м был удостоен премии Evening Standard.

Век Юрия Петровича Любимова - фото 2Век Юрия Петровича Любимова - фото 3Век Юрия Петровича Любимова - фото 4Век Юрия Петровича Любимова - фото 5Век Юрия Петровича Любимова - фото 6Век Юрия Петровича Любимова - фото 7Век Юрия Петровича Любимова - фото 8
Смелые названия театральных работ не могли не привлечь внимание властей. Его спектакль «Мастер и Маргарита» еще больше обнажил проблему положения художника и политизированной толпы, а Гамлетовское «разлажен жизни ход» и «прогнило все в датском королевстве» проводило прямые аналогии с современным Любимову общественным строем. После смерти В. Высоцкого ставятся спектакли о безысходности судьбы и несостоятельности государства. Все это пахло скандалом, который не замедлил разразиться как гром посреди ясного неба. В 1984 году - после смерти Андропова, который по признанию самого Юрия Петровича много лет опекал Таганку -, Юрия Любимова лишили гражданства СССР заочно. Режиссер в это время находился в Лондоне. Указом, подписанным Черненко, его отстранили от руководящей должности в театре, афиши с его именем были уничтожены и упоминание о нем было под запретом.
Во время вынужденной эмиграции Юрий Любимой работает в Америке, Израиле, Англии, странах Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Только в 1989 году ему возвращают гражданство. Москва приняла его как победителя, и снова в Театре на Таганке стали ставиться его спектакли. Но тут в труппе назрел раскол. Несмотря на внутренние дрязги и метания знаменитый режиссер поставил «Пир во время чумы» (1989), «Самоубийцу» (1990), «Электру» (1992), «Живаго» (1993 и 2001), «Медею Еврипида» (1995), «Подростка» (1996) и «Братьев Карамазовых» (1997), «Марат-Сад» (1998), «Шарашку» (1998), «Хроники» (2000), «Евгения Онегина» (2000), «Театральный роман» (2001), «Сократа/Оракула» (2001), «Фауста», (2002), «До и После» (2003), «Идите и остановите прогресс» (ОБЭРИУТЫ)(2004), «Суф(ф)ле» (2005), «Антигону» (2006).
В 1990-е годы премьеры Театра на Таганке, поставленные при финансовом содействии иностранных продюсеров, проходят на родине меценатов: премьера «Электры» и «Медеи» состоялась в Греции, «Живаго» – на Венском фестивале.
Ю. П. Любимов награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «800 лет Москвы» (1947), «50 лет победы над Германией» (1995), медалью Жукова (1996), «За труды и Отечество» I степени (2003) за выдающиеся заслуги перед Отечеством; орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997), Трудового Красного Знамени (1977), Отечественной войны II степени (1996), Святого Константина Великого (1998). Среди зарубежных наград – Кавалерский крест ордена Заслуги Республики Польша (Москва, 2004), Королевский орден Полярной Звезды Командорской степени 1 класса (Москва, 2004), Офицерский крест ордена за заслуги перед Федеративной Республикой Германией (2005), Почетная золотая медаль Президента Венгерской Республики (1997), Национальный орден Венгерской Республики Средний крест, украшенный Звездой (2002), орден Командора Искусств и Литературы (Франция) (2002), орден «Звезда Солидарности Италии» (2003), орден «Звезда Земли Святой Девы Марианны» (Эстония, 2003), орден финского «Льва» (2006).

Век Юрия Петровича Любимова - фото 9Век Юрия Петровича Любимова - фото 10Век Юрия Петровича Любимова - фото 11Век Юрия Петровича Любимова - фото 12Век Юрия Петровича Любимова - фото 13Век Юрия Петровича Любимова - фото 14Век Юрия Петровича Любимова - фото 15Век Юрия Петровича Любимова - фото 16Век Юрия Петровича Любимова - фото 17Век Юрия Петровича Любимова - фото 18Век Юрия Петровича Любимова - фото 19Век Юрия Петровича Любимова - фото 20Век Юрия Петровича Любимова - фото 21Век Юрия Петровича Любимова - фото 22Век Юрия Петровича Любимова - фото 23Век Юрия Петровича Любимова - фото 24Век Юрия Петровича Любимова - фото 25
Ю. П. Любимов – народный артист России (1991), лауреат Государственной премии СССР (1952) и Государственной премии России (1997) и многих других престижных титулов и почетных званий. Он действительный член Американской академии искусств имени Пушкина (Нью-Йорк, 2001), почетный доктор нескольких всемирно известных университетов, почетный гражданин ряда городов США, Израиля, Польши Испании, Португалии, Финляндии, Франции и Японии.
В 2011-м Юрий Петрович подал в отставку. Однако в 2012-м он поставил на сцене Театра им. Вахтангова «Бесы», чем наделал немало шуму в культурной среде. В июле 2013-го состоялась премьера оперы «Князь Игорь» в Большом театре. Зал аплодировал стоя.
Последней его женой была венгерская переводчица и журналистка Каталин Кунц. Их общий сын 1979 г.р. – Петр.
Жемчужины мысли от Юрия Любимова:

«Женщины настолько безумны, могут ходить на шпильках даже там, где шпильки проваливаются».
«Школа жизни – очень сильная школа, не хуже театральной. Бывалые люди, которые прошли все, надежные».
«Кто не понимал в 60-70-х, что вокруг происходит, — и сейчас ничего не понимает. Но в обстановке надо ориентироваться даже просто ради выполнения того, что ты задумал».
«Чтобы быть адек4ватным, надо перечитывать «Портрет» Гоголя. Там все сказано.Если ты продаешься, то, во-первых, надо сознавать это. Ну, заработать тебе надо».
«90 лет – это возраст, когда ты уже всем очень доволен. Ничего не болит – уже хорошо. Хорошо пообедал – приятно. В хорошую компанию попал – отлично».
«Жена гения – наверное, очень русское явление. Кубинец, скажем,

пошел ведро выносить и сразу – компания. И& начинают чечетку и степ бить. Россия – страна холодная, огромная, и это влияет на людей подсознательно. В России жена создает пространство, где человек может быть спокойным».
«Мы промокашки. Русских чем ни промокнешь – всё воспринимают. И все ликуют и танцуют, и все патриоты».
«Я для молодежи как пещерный житель: родился в 1917 году. Для меня «современное» – это то, что было и тридцать, и сорок лет назад.
«Я человек сомневающийся. В каких-то вещах. А в каких-то – уже поздно. Не сомневаюсь я в стадности, в том, насколько она сильна».
«Если актер сам себе что-то режиссирует на сцене, он теряет непосредственность, наив пребывания в обстоятельствах. Мне надоело быть актером в сорок пять – я вдруг стал видеть результат».
5 октября 2014 года сердце Юрия Петровича Любимова перестало биться. 8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище Москвы.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 30.09.2017 16:48
Просмотров: 1000