"Умна как бес..." - Вера Марецкая

«Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как», - писал о Марецкой Юрий Александрович Завадский.

"Умна как бес..." - Вера Марецкая - фото 1Вера родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха под Москвой в семье предприимчивого, но небогатого коренного москвича Петра Марецкого. Ближе всех девочке была родная сестра Таня, но и родителей она очень любила. Отец, специалист, как бы сейчас сказали, по торговой части, заведовал буфетом во Введенском народном доме, но ему очень не нравился вид постоянно подвыпивших мужиков, а потому он перебрался в цирк Никитиных, где стал заведовать фруктовым буфетом. Само собой, одними из самых частых посетительниц цирка были Верочка и Танечка, вот только разрешали им посмотреть представление, если они вели себя хорошо. Для них самым страшным наказанием был запрет на посещение цирка...Возможно, именно тогда Верочка и почувствовала горячую потребность постоянно находиться на публике, вызывать у людей восторг, радость, эмоциональный всплеск. Но когда она окончила школу, почему-то решила поступать в МГУ на философское отделение. Ее завораживало само слово: фи-ло-со-фия!На деле же оказалось, что все эти рассуждения древних греков, римлян, средневековых французов, итальянцев, англичан – совершенно не укладываются в Вериной светлой голове. Она не могла понять, какое отношение эти мудрствования могут иметь к современной жизни. Ну какая, собственно, разница, как характеризовали свою эпоху Софокл и Платон, Плиний-старший и Аристотель. С ужасом Марецкая осознавала, что все, о чем вещает на лекции седой профессор, ей в одно ухо влетает, а в другое вылетает...И она бросила МГУ, отправившись к знаменитому Вахтангову в его студию. Но и здесь ее не хотели брать, рассеянность, постоянные опоздания, легкомысленность и ненадежность – вот те четыре качества, которые могли завершить карьеру Веры Петровны практически сразу.Но на симпатичную Верочку «положил глаз» известный тогда режиссер Юрий Александрович Завадский. Он был старше Марецкой на целых 12 лет и 20-летней Верочке казался почти что старым человеком. Но Завадский обладал необузданной энергией, он, как динамо-машина, мог завести весь коллектив. Он и стал практически главным учителем Марецкой, заставляя ее работать не то, что до седьмого пота – до полного изнеможения...Впрочем, симпатичная девочка привлекла внимание режиссера не только красотой. Она свободно изъяснялась по-немецки и по-французски, была остроумна, при случае умела «ввернуть» интересную фразу (не прошли даром лекции по философии). Мог ли он устоять перед такой женщиной?Они поженились, она родила ему сына. Но семейная жизнь не сложилась: когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в молодую, блистательную Галину Уланову и ушел из семьи.Тот брак у Завадского, хотя по штампу и продолжался до кончины, фактически прекратился почти сразу после эвакуации в Средней Азии.. Позже Завадский столько раз предлагал Вере Петровне руку и сердце, умоляя восстановить этот союз. Но она была непреклонна: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако их теплые, дружеские отношения продолжались вплоть до смерти Юрия Александровича, а случилось это в далеком от середины 20-х годов 1977 году. Марецкая дала ему значительно больше: каким бы талантливым и гениальным ни был режиссер, без вдохновенной, взрывной, завораживающей игры актеров он так и не сумеет реализоваться. А Вера Петровна умела на сцене все. Рассказывают, что когда она, играя роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля, подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», – зрители просто сгибались от смеха.Именно тогда, в 20-е годы, сложился творческий дуэт Вера Марецкая – Ростислав Плятт. Их связывала не только сцена, но, как шептались в театре, еще и ложе. Но Плятт был женат на женщине старше его, актрисе театра, которая всегда ему грозилась: «Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!». Он имел основания полагать, что это не пустые угрозы. Мучился сам и страшно мучил Веру.Много-много позже, когда она была вынуждена практически переселиться в Кунцевскую больницу,а он регулярно навещал: из окна палаты Вера Петровна увидала, как забывший букетик Плятт оборвал больничную клумбу - и была очень горда этим "подвигом"! В конце концов, она вышла замуж за другого актера театра Завадского – Георгия Троицкого. Перед самой войной родила ему дочь Машу. Троицкий, или как его называла Вера Петровна Троша, в творческую жизнь жены не вмешивался, занимаясь в основном устройством быта и уходом за дочкой. Но в 1941 году Георгий ушел добровольцем на фронт и в 1943 году погиб где-то под Орлом. Больше Вера Петровна замуж не выходила...Перед войной у Марецкой была еще звездная роль в фильме «Член правительства», где она просто блестяще сыграла свою героиню Александру Соколову. Как тонкой и столичной «штучке» Вере Марецкой удалось сыграть роль обыкновенной сельской труженицы Саши Соколовой – особый разговор. Актриса готовилась серьезно: она поселилась в крестьянской избе, городского платья не носила и после съемок ходила в одежде с плеча одной колхозницы. Более того, однажды Хейфиц застал ее на берегу Волги за стиркой белья, она лихо била вальком, стоя по колено в воде. Ей дали коня (так требовалось по фильму), и она скакала на нем, сидя на ватнике, заменившем седло. Роль удалась!Мало кто знал, что за всем этим в жизни Веры Марецкой скрывалась страшная трагедия. Ее братья Дмитрий и Григорий, окончившие Институт красной профессуры, были партийными деятелями, близкими к Бухарину. Это и погубило их. В 30-е годы один за другим они были арестованы и расстреляны.В первые дни войны была арестована сестра - и никакое заступничество вроде обласканной властями актрисы не помогло: Татьяна вышла из тюрьмы в канун нового 1944 года года и еще 20 лет была лишена возможности проживания в столице.В годы войны Вера Петровна снялась в фильме «Она защищает Родину». Фильм буквально рвали на части на всех фронтах, он поднимал бойцов и командиров не хуже, чем боевой клич «Ура!». За роль Прасковьи Лукьяновой Марецкая получила вторую Сталинскую премию в 1946 году (первая была в 1942 году за театральную работу). А третьей государственной премией она награждена за роль Варвары Мартыновой в фильме «Сельская учительница», который вышел на экраны в 1947 году. Рассказывают, что после фильма выпускницы педагогических институтов уезжали на село куда более охотно..."Эх ты, дура! Да супротив тебе ни одна баба не звучить..."-так гениальный Ванин «успокаивал» Саню Соколову в исполнении Марецкой в знаменитом фильме Зархи и Хейфица «Член правительства». Против Марецкой действительно, никто «не звучал». Мужчины по ней умирали. Иногда в буквальном смысле. Как известно, у Эйзенштейна предпоследний инфаркт произошел во время танца с Верой Петровной...После странной смерти зятя-ученого (он ушел из жизни добровольно), дочь Марецкой попала в клинику с тяжелым нервным расстройством. От всех этих переживаний и сама Вера Петровна почувствовала сильнейшие головные боли. Она старалась заглушить боль работой, но потом Завадскому и Плятту удалось совместными усилиями заставить Марецкую обратиться к врачу. Оказалось, что у великой актрисы рак мозга...А далее были операции, бесплодные попытки Завадского спасти ее методом «театротерапии». Для Юрия Завадского Вера Марецкая всегда оставалась актрисой номер один. Однако в театре были еще две великие актрисы: Фаина Раневская и Любовь Орлова. И режиссеру нередко приходилось лавировать между этими тремя глыбами, обладавшими, кстати, непростыми характерами. В 70-е годы все это вылилось в страшный конфликт.Он ввел ее в спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем сначала исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Раневская отказалась от роли в пользу Любови Орловой. И практически тут же Завадский доверил роль тетушки Сэвидж Марецкой. Отношения между этой троицей великих актрис зашли в тупик... Последовал взрыв. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов».Тем временем Вера Петровна, измученная химиотерапиями, буквально на зубах вытаскивала эту роль. Она даже куражилась над своей болезнью, над своей внешностью. Как рассказывали, приглашенная на творческий вечер одного известного актера, Ве-Пе появилась в вестибюле, быстрым движением сорвала с головы парик, обнажив лысую голову, и через секунду водрузила его на место. На одном из спектаклей Марецкая расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак) Константин Михайлов поклонился ниже обычного. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом. За кулисами плакал Завадский...Затем была вторая операция, короткое возвращение на сцену и снова больница. Вскоре в ту же Кунцевкую больницу попала и Любовь Орлова. Они лежали в разных палатах. Марецкая периодически писала ей записки, но обиженная Орлова не отвечала. 26 января 1975 года Любовь Орлова скончалась. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду. Она долго стояла у гроба, а затем, говорят, тихо произнесла: «И тут она первая...»Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но - не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», - шутя говорила потом. Измученная болезнью, Марецкая и в больнице продолжала работать. Она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон..А потом в палате, где умирала Орлова оказался Завадский - и они снова обменивались записочками..Вновь между ними был Плятт, после честно говоривший,что от увиденного дал себе зорок умереть в своей ,а не больничной постели! Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна... Похоронена в г. Москве на Новодевичьем кладбище.

"Умна как бес..." - Вера Марецкая - фото 2"Умна как бес..." - Вера Марецкая - фото 3"Умна как бес..." - Вера Марецкая - фото 4

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить