Убитый здоровым образом жизни Крамаров

..Он всю жизнь трепетно согласно заветам матери относился к своему здоровью!

Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 1Настольной книгой была монография «Активное долголетие или моя система борьбы со старостью» академика Микулина, а еще папочки с самиздатовскими перепечатками книги американского натуропата Поля Брэгга «Чудо голодания». В середине 70-х она активно распространялась в СССР в самиздате: листочки с бледным шрифтом, перепечатанные под копирку энтузиастами на пишущих машинках. В нынешний век Интернета в такое трудно поверить, но так было! Самиздатовская книжка Брэгга многих в Советском Союзе тогда впечатлила. Сам Брэгг, кстати, ставил цель прожить 120 лет. Он стал его фанатичным поклонником, строго исполнял все рекомендации. И по этой в том числе причине решил уехать из СССР. Жить до 120 лет полгалось на берегу океана , пробелая по его прибою несколько миль ежедневно, питаясь 100% чистыми продуктами..Все это получил сполна. Человек с железным здоровьем, он никогда не простужался, гордился своим накачанным гибким телом без единой капли лишнего жира. В Америке женился на эмигрантке-одесситке Марине, чьи воспоминания я приводил выше. В 53 года стал отцом дочки Баси. В Советском Союзе ему позволялось все и даже больше - но не было "чуть-чуть" - восприниматься всерьез, например, никто не дал бы даже попробоваться в роли Гамлета.. Он даже уверял, что в Америке вырос как актер, но когда в 1992 году появился на Арбате , толпа подхватила на руки и понесла прежнего любимого Савелия Крамарова..
Савелий Викторович родился 13 октября 1934 года; его отец был известным адвокатом, попавшим в лагеря в 1938, да там и сгинувшим.. Узнав спустя годы о том, что горячо любимый муж погиб в лагере , Бенедикта Соломоновна слегла, и очень скоро её не стало.Но перед этим произошел знаменательный случай! Частенько вместо уроков маленький Савва бегал в кинотеатр, куда его часто бесплатно пускала соседка по коммуналке тётя Дуся. А однажды вместе с приятелем зашёл в кассы художественного театра. На столике администратора лежал пропуск в театр. Мальчик подошёл к администратору и заплетающимся от волнения языком назвал фамилию, увиденную на одном из пропуске. Такой трюк он проделывал не один раз, пока его не выследили. Администратор провёл его в свою комнату, хотел вызвать милицию, но почему-то передумал и вместо милиции вызвал маму Савелия.
Та приехала, опусти в голову, покорно выслушала администратора, а потом вдруг вскинула брови, ни к кому конкретно не обращаясь, уверенно произнесла:
- Мой сын станет артистом!
— Ты чего, мама? – вздрогнул Савелий. – Я больше не буду! Честное слово!
..Когда он пришел получать паспорт, на него свирепо поглядела женщина в окошке:
- Чего это ты не похож на еврея?
— Разве? – удивился Савелий.
— Точно,- уверенно сказала она, – отец и мать евреи, а ты – типично русский парень. Я оставила свободным место для твоей национальности. Кем ты хочешь быть: русским или евреем?
— Не знаю, — растерялся Савелий. – Пишите, как вы считаете нужным.
— Значит, ты русский! – утвердительно сказала женщина и сделала соответствующую запись.
Савелий мечтал стать юристом, как папа. Но в соответствующие институты детей «врагов народа» не брали. Да и во многие другие вузы с его анкетными данными вход был закрыт. На семейном совете у дяди было решено, что по окончании школы Савелий будет поступать в Лесотехнический институт, что он и сделал.
В кино Савелий Крамаров попал совершенно случайно. Однажды, возвращаясь из института, он увидел, что часть улицы оцеплена заграждением. Выяснилось, что снимают кино. Протиснувшись в толпу, он стал наблюдать за происходящим. Объявив пятиминутный перерыв, режиссёр нервно обходит оцепление и вдруг останавливается напротив Крамарова: « Молодой человек, идите ко мне... Вы можете сыграть удивление, испуг?» — «не знаю, — признался Савелий. – Но вообще-то испугаться могу. Когда страшно» Режиссёр улыбнулся: « сейчас будет страшно». Когда кинокамера повернулась в его сторону, рот раскрылся у него до невероятных размеров. « Не всякому артисту удаётся сыграть в эпизоде, — сказал Савелию после съёмки режиссер. – У вас отличная фактура! Знайте об этом». За работу Крамарову заплатили трояк.
Когда, спустя почти год, Савелий увидел себя на экране, то очень удивился. Десять секунд смотрели на него выпученные от страха глаза, а рот растягивался почти до ушей. Он поражался, как смог так изобразить испуг без всяких репетиций. Зрители, набившись в зале, хохотали.
Вскоре, Савелий Крамаров понял, что хочет связать себя с актёрской профессией, и записался в актёрскую студию. На сцене он дебютировал с примитивным, но очень смешным номером – «Передвижение рояля». Актёр неуклюже брался то за одну, то за другую ножку, в муках искажал лицо, в изнеможении падал, отдыхал, взобравшись на рояль. Затем была шутка, поставленная Марком Розовским, сменилась пародийным номером: Крамаров сделал шарж на знаменитейшего конферансье Афанасия Белова. После этого Савелий бросил Лесотехнический институт и поступил во ВГИК.
В 1960 году Яков Сегель приступил к съёмкам фильма по собственному сценарию под названием «Прощайте, голуби» была в этом сценарии роль некого бездельника и хулигана Васьки Коноплянистого, у которого вечно не заводился его мотоцикл «Индиана». Именно эту роль он и предложил Крамарову. «Трудно было работать над этой ролью. Ведь как ни парадоксально, я с самого детства не был знаком ни с одним хулиганом. Если когда-нибудь подозрительный тип появлялся на одной стороне улицы, я всегда переходил на другую. Но, попадая на съёмочные площадки, я становился рабом своей фактуры. И мой актёрский альбом становился похожим на пособие для начинающего дружинника».

Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 2Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 3Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 4Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 5Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 6Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 7Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 8Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 9Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 10Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 11Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 12Убитый здоровым образом жизни Крамаров - фото 13
Между тем в 1961 году Алексей Салтыков в качестве своей дипломной работы вместе с Александром Миттой решил экранизировать популярную тогда пьесу А. Хмелика «Друг мой, Колька!» На роль хулигана Васьки он пригласил Крамарова. Эту роль он позднее назовёт одной из лучших в своей кинематографической карьере.Нередко роли писались специально под Крамарова. Так создатели «Трембиты» очень хотели, чтобы актёр снялся у них, но в сценарии роли для него не было. Режиссер Олег Николаевский обратился к товарищу Савелия – писателю Варлену Стронгену с просьбой придумать что-нибудь. Так родился образ сапёра Петра, на протяжении всего действия искавшего повсюду мины. После этого Савелий понял, что может играть не только эпизоды.Ошеломляющий успех Крамарову принесла картина «Неуловимые мстители», где ему довелось появиться в кадре всего-то несколько раз, произнеся фразу «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят! И – тишина!».К началу 70-х годов Савелий Крамаров уже прочно занимал место в десятке лучших советских комиков, а в 1974 году став заслуженным артистом, он всю ночь проплакал, вспоминая родителей, поруганное детство и все обиды, нанесённые ему окружающими.
В 1971 году Савелий Крамаров снялся в своей лучшей роли — уголовника Косого в фильме «Джентльмены удачи».На съемках Крамаров познакомился с Георгием Вициным и Евгением Леоновым, которые взяли его под свою опеку. Они предложили для Савелия небольшую сценку, где он встречается с другом детства – бывшим детдомовцем. С Вициным же Крамаров подружился, и великий комик щедро делился с ним своим опытом, мастерством, - а уезжая, Савелий именно Вицину оставит все свои записи о "правильной жизни".Они так и лежали в папках у Георгия Михайловича - но, кажется, прочесть их было недосуг.
Период с 1971 -1975 года можно смело назвать золотым периодом в его кинематографической карьере, так как именно тогда им были сыграны лучшие роли. Среди них: Феофан в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», «инопланетянин» в «Этой весёлой планете», Петя Тимохин в «Большой перемене». На него наконец-то обратил внимания знаменитый комедиограф Леонид Гайдай.
В 1972 году он решает всерьёз взяться за своё профессиональное мастерство и поступает в ГИТИС, на актёрский факультет. Однако учёба радости ему не принесла. Как он сам потом говорил: «Ничего мне это не дало, потому что, как я считаю, эту профессию получают от Господа Бога. Если ты одарён, если ты рождён актёром, этому нельзя научить. Можно научиться культуре, литературе, искусству. Профессии научит невозможно. Я учился так: ходил в кино, смотрел своих любимых актёров. Но несмотря ни на что, я благодарен тем мастерам, которые меня н6аучили в институте. Так что у меня теперь два диплома...» Закончив ГИТИС, Красаров было попытался исполнить месту: поехал в Ленинград к Товстоногову - но тот не отнесся к комику всерьез. У Савелия случился срыв - утешать пришлось другому великому комедийному артисту с не менее исковерканной судьбой - Алексею Макаровичу Смирнову. «Какой же силы,таланта и веры этот человек! Я понял и позже, увидев в роли авиатехника, - мне такого не сыграть - потому что такого жизненного опыта нет...» А усамого неожиданно не оказалось и работы: в один далеко не прекрасный день высокое начальство спустило негласное указание прекратить снимать Крамарова, поскольку он играет недоумков и кретинов, что не соответствует составу нашего общества. Более того, вызывая своей игрой смех, он оглупляет этим самым передовое в мире общество.

У Савелия, лишенного, по существу, любимой работы, были дни и месяцы отчаяния, и он сам, самостоятельно пришёл к выбору опоры, которой стала для него вера в Бога. Марк Розовский рассказывал, как однажды в его присутствие Крамарову предложили за три концерта тысячу рублей – сумму по тем временам немалую. Узнав, что в эти три дня входит шаббат – суббота, когда верующие евреи не имеют право работать, Савелий от гастролей отказался. Наотрез.

Но он не представлял, что в стране, где официально разрешено вероисповедание, верующий может подвергаться гонениям.

- Вы сорвали представление «Товарищ кино», — гневался на него киноначальник, а просите путёвку в ФРГ?!
— Туристическую всего-навсего. К тому же представление состоялось и без меня. Я не понимая, в чём моя вина?
— В том, что советский артист, которому мы дали имя, сделали известным, мотается по синагогам! Строите из себя верующего!
— Да, я бываю на богослужениях в центральной синагоге, но кому я мешаю этим?
— Вы ещё молодой человек, чего вам не хватает?
— «Зимою – лета, осенью – весны»...
Его долго не отпускали. Потерять Крамарова означало изъять из проката десятки фильмов с его участием. В начале 80-х годов Крамаров вместе с Александром Левенбуком написал письмо президенту США Рональду Рейгану – в прошлом тоже актёру: « Уважаемый господин президент! Старушка, кем бы она ни была, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может...»
Говорят, это письмо трижды читали по «Голосу Америки». Может, о его существовании узнал и Рейган. Отъезд Крамарова из СССР произошёл 31 октября1981 года.В 1982 году Савелий Крамаров переехал в США. В то время режиссёр Пол Мазурски приступал к съёмкам антисоветской комедии «Москва на Гудзоне» и взял к себе Крамарова вместе с актёром Ильей Баскиным, с которым Савелий снимался в России в «Большой перемене». В фильме Крамарову досталась роль кагэбэшника Бориса. Три большие сцены с участием актёра, стали, пожалуй, самыми смешными эпизодами в комедии.В комедии «Возвращение Моргана Стюарта» Савелий Крамаров сыграл дворецкого Ивана, находчивого малого в доме американских богачей. Выходец из России, он замечательно освоился на новом месте, да ещё и учит нерадивого хозяйского сына некоторым премудростям вольной жизни, показывая многие проказы подростка.
Своеобразным этапом в становлении актёра в Голливуде стал боевик «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.Крамаров появился там всего на минуту. Но за эту минуту уму предстояло произнести многозначительный монолог от имени некого Григория Мусорского – работника советского посольства, человека раздраженного и амбициозного, не терпевшего пререканий.В Штатах Савелий Викторович, обосновался, как хотел всю жизнь – купил дом в лесу, недалеко от океана. Каждое утро пробежки, купание, днём — прогулки по лесу.«На протяжении многих лет Савелий строго, даже фанатично, заботился о своем здоровье, — вспоминала его американская жена Марина Крамарова ,— Он тщательно, можно сказать, скрупулезно изучал все предписания и рекомендации диетологов и основы восточной медицины. В кухонных ящиках и на стенах были развешаны многочисленные рецепты здоровья. Он делал абсолютно все возможное, чтобы дожить до глубокой старости, не болея. И шутил: Это первый эксперимент как дожить до 120 лет здоровым.
Проснувшись утром, он пил чай из целебных трав. После этого помолится Богу и бежит к океану (он жил в Сан-Франциско в нескольких кварталах от океана). Большую часть года плавал. Пробежка, зарядка на свежем воздухе, после чего первый завтрак — свежие разнообразные фрукты. Затем гигиенические процедуры и второй завтрак — большой салат из свежих овощей. Обед был простой и однообразный. В термос Савелий засыпал крупу (каждый день разную), заливал ее крутым кипятком, и через несколько часов обед был готов. В кашу добавлял очищенное оливковое масло, мед, иногда зерна семечек и изюм.
Ужин — опять сырые овощи, каша, соевое тофу. Все это покупалось в магазинах «Здоровье», то есть было натуральным на 100%.
По пятницам Савелий ел рыбу, которую недолго варил на пару. В течение дня пил овощные соки. Ни соли, ни сахара, ни хлеба и других мучных изделий, ни молочных продуктов, ни яиц, не говоря уже о мясе, Савелий категорически не употреблял. Он также отказывался от вареной пищи. Я часто варила овощные супы и готовила винегрет, но он и этого не ел. Правда, иногда он просил пожарить ему картошку, но без жира и без соли. Лишь изредка, на торжествах, позволял себе съесть что-нибудь вкусненькое. Время от времени он очищал организм методом голодания.»
В Москву Савелий Крамаров приезжал дважды в 1992 и 1994 годах. Михаил Кокшенов дал актёру главную роль в комедии «Русский бизнес», Георгий Данелия – сразу три разных эпизода в «Насте».
В 60 у Крамарова заболел левый бок. Снизу. Он отправился к врачу. Актер свято верил в американскую медицину, ежегодно проходил тщательное обследование, хотя лекарств не любил, как любой уважающий себя натуропат. Доктор после анализов произнес приговор – рак прямой кишки! «Он не поверил, — вспоминала последняя жена Наталия. — Сказал мне: «Все смеяться будут: чтобы после соблюдения диеты и регулярных очищений организма такой вот диагноз!»
Увы, диагноз подтвердился. Ему немедленно сделали операцию. Химиотерапию. Вскоре последовали два инсульта. Актер ослеп. Спустя пять месяцев после операции скончался. Но даже на смертном одре постоянно спрашивал, кошерную ли пищу ему подают. Олег Видов сообщил в Москву, что Савелий Крамаров может только слышать, и просил прислать ему телеграммы, а потом, в очередь с Наталией часами читал тысячи посланий любимому артисту с родину.
Русский актер Савелий Крамаров похоронен на американских Холмах забвения — еврейском мемориальном кладбище.Автор памятника — Михаил Шемякин. Это он придумал высокое надгробие, на котором стоит простой гримерный столик. На нем — театральные маски и раскрытая книга с названиями любимых нами кинофильмов: "Друг мой, Колька", "Неуловимые мстители", "Джентльмены удачи", "Двенадцать стульев", "Большая перемена"... Это лучшие комедийные роли Крамарова. Увы, так и не нашлось режиссера, который предложил бы ему серьезную драматическую роль. Для такого поступка требовалась не только смелость, но и умение посмотреть на вещи с неожиданной, нетрадиционной стороны. И тогда Савелий гениально сыграл такую роль в жизни. У нее есть только один недостаток — ее нельзя повторить на бис.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 13.10.2017 21:20
Просмотров: 2217