Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович

Этот поразительный человек, вопреки заблуждениям, был самым настоящим перфекционистом. По словам его дочери, он был буквально «одержим чистотой и порядком»

Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 1 Он мог держать в голове целые симфонии, до того, как записать их на бумаге, а еще отправлял письма самому себе, чтобы проверить, насколько ответственно трудятся сотрудники почты. Большая часть жизни композитора Шостаковича Дмитрия Дмитриевича прошла в непростое время правления Сталина, когда его то возвышали до небес, то объявляли фактически врагом народ. Давайте вместе разберемся, как сложилась его судьба и чем завершился непростой жизненный путь.
Его творчество оказало огромное влияние на его современников, а также многочисленных последователей. Будучи чрезвычайно эмоциональным, внутренне раскрепощенным человеком, настолько работоспособным, что мог спать по три-четыре часа в сутки, он создал такие музыкальные шедевры, которые, по мнению экспертов, да и простых слушателей, обладают высокой художественной ценностью.Разнообразие жанров, в которых писал свои музыкальные произведения Дмитрий Дмитриевич Шостакович действительно колоссально. Он умел невероятно красиво сочетать ладовую музыку с тональной и атональной. В его работах «большой стиль» умело переплетен с традиционализмом, экспрессивными нотами и модернизмом.
Любимые композиторы Шостаковича оказали на его творчество огромное влияние. Он обожал слушать и разбирать творения великого австрийца Густава Малера, непонятные и запутанные произведения Модеста Мусоргского, новаторские эксперименты Сергея Прокофьева и даже последователя неоклассицизма Игоря Стравинского. Вникая в классические и авангардные течения, он умудрился скомпилировать нечто свое, абсолютно самобытное, яркое, а главное, доступное для каждого слушателя.
Все, что написал Шостакович за свою жизнь подчинено гармонии, что и стало отличительной чертой его музыки в общем. Используя в качестве основы для своих произведений мажорно-минорную тональность, он умел качественно применить особенные звукоряды-модализмы, придавал своей музыке вполне узнаваемую характерность, которую более поздние исследователи его произведений называли «ладами Шостаковича».
Можно было бы предположить, что предки великого музыканта тоже занимались музыкой, тогда было бы понятно, откуда сам Шостакович получил свой уникальный дар. Но на самом деле он происходил из семейства врачей. Его прадед Петр причислял себя к крестьянам, однако служил ветеринарным врачом. Дед будущего композитора Болеслав принимал участие в революционном движении, за что и был сослан, но стал почетным гражданином Иркутска. Когда он получил право передвигаться по стране, решил остаться в Сибири, подальше от досужливых глаз.
Отец музыканта, Дмитрий Болеславович, решил в середине девяностых годов девятнадцатого века отправиться в Петербург, чтобы поступить на обучение в Петербургский университет, по окончании которого стал трудится в Палате мер и весов. В смутные времена пятого года он сам вышагивал к Зимнему, а в его шестом в его квартире печатали листовки и прокламации. Революционная деятельность становилась традицией в семействе Шостаковичей.
Но и по материнской линии все было в точности так же. Дед по матери тоже был родом из Сибири, в свое время переселился поближе к золотым приискам в Бодайбо, где вместе с супругой занимались улучшением положения рабочих. Мать композитора звали Софья Васильевна, в девичестве Кокоулина, училась музыке в Петербурге, где брат и познакомил ее с Шостаковичем Дмитрием Болеславовичем.
Лютой питерской зимой, в феврале 1903 года Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович обвенчались и стали жить вместе. В октябре на свет появилась старшая сестра Мария. Проживало семейство во втором доме по Подольской улице, который лично Менделеев снимал для сотрудников Палаты. Именно там 25 сентября 1906 года, в семействе Шостаковичей появился на свет мальчик, которого решено было назвать Дмитрием в честь отца. Имеется у него еще и младшая сестрица Зоинька.
В пятнадцатом году прошлого века девятилетний Дима поступает в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Именно в это же время он впервые услышал случайно был отведен с классом на «Сказку о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, что произвела на него просто шокирующее впечатление. После этого юный Шостакович окончательно решает, что в жизни он будет заниматься музыкой и ничем иным.Летом 1919 года его слушал Александр Глазунов, который хвалил композиторские способности парня, однако Александр Зилоти, ученик самого Листа, послушав сочинения мальца, сказал, что таланта у него, конечно, нет, но пусть играет, если имеется охота. В том же девятнадцатом году Дмитрий в тринадцать лет поступил в Петроградскую консерваторию. Димочка Шостакович был ответственным, прилежным и трудолюбивым учеником, она уже на первом году обучения написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».
Разруха, голод, Гражданская война и революция, смена власти и все остальное, что происходило вокруг композитора, отходило на второй план, когда он творил. В 22-м году умер отец, оставив семейство на грани гибели, все голодали, Диме сделали сложную операцию и ему пришлось устроиться тапером в кинотеатр, где публика некрасиво кричала «Долой пианиста!», и пьяные бросали в него яблоками. Помог снова Глазунов, он добился дополнительного пайка и государственной стипендии для юного дарования.
В двадцать третьем консерватория была закончена по классу фортепиано, а в двадцать пятом по классу композиции. В 1927 году он принял участие в престижном конкурсе в Варшаве, после чего получил даже почетный диплом. Там его и заметил немецкий прославленный дирижер Бруно Вальтер, который попросил прислать партитуру ему в Берлин. Написанную уже к тому времени первую симфонию исполняли в Германии, затем во Франции и Соединенных Штатах, это было признание и успех.
С конца двадцатых, начала тридцатых годов двадцатого века в жизни Дмитрия Шостаковича происходили кардинальные перемены. Он буквально горел своей музыкой, к примеру, сильно впечатлившись хоровым пением он пишет «Симфоническое посвящение Октябрю», а также «Первомайскую симфонию». В двадцать восьмом году он даже некоторое время работает пианистом в театре Всеволода Мейерхольда, по его личному приглашению.

Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 2Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 3Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 4Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 5Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 6Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 7Такой разный Дмитрий Дмитриевич Шостокович - фото 8В том же сорок восьмом году, неожиданно для всех выходит пресловутое постановление Политбюро, в котором «громились» разные советские композиторы, а вкупе с ними и сам Дмитрий Дмитриевич. Их обвиняли в декадентстве, заигрывании с Западом, формализме и пресмыкательстве перед капитализмом. Композитора уволили с работы, перестали играть. Однако работать он таки не прекратил, хотя находился фактически под постоянным прессом номенклатуры.
Несмотря на все перипетии, в 1949 году Дмитрий Шостакович отправляется впервые за границу, а именно на конференцию в защиту мира в Нью-Йорк. Спустя год, он получил и Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», чтобы написана в «большом стиле». В пятидесятых он побывал в Лейпциге на родине Баха, чем невероятно впечатлился, да так, что по возвращении сразу же стал писать 24 Прелюдий и Фуг, а в 52-м были впервые сыграны «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.
В пятьдесят третьем и четвертом годах он продолжил плодотворно трудиться и даже написал музыку к открытию ВСХВ, за что и получил звание Народного артиста СССР. Вплоть до начала шестидесятых, когда Шостакович вступил в КПСС, все его творчество наполнено оптимизмом. Вместе с другими музыкантами в 1962 году Дмитрий Дмитриевич побывал на Эдинбургском фестивале, большинство произведений на котором принадлежало его персональному авторству, это был успех и фурор. После смерти Хрущева оптимизм в музыке мэтра поутих, стали снова появляться трагические и депрессивные нотки. Последним сочинением Шостаковича в 72-году стала Соната для альта и фортепиано
Как считали близкие Дмитрия, а также члены его семьи, он был «довольно робким юношей, в отношении противоположного пола, хотя к мальчишечьим шалостям никогда не испытывал отвращения». То есть он был горазд подложить кнопки на учительский стул, исправить плохие оценки в дневнике, но вот с девочками становился стеснительным, мямлил и опускал глаза. В тринадцать лет он влюбился в девчушку Наташку Кубе, которой посвятил целую музыкальную прелюдию. Правда, в десять лет оценить подарок Наташа так и не смогла, чем разочаровала юного гения.
В 1923 году молодой Дмитрий Шостакович неожиданно познакомился со своей одногодкой Танечкой Гливенко и влюбился. Однако пожениться им было не судьба, робкий юноша упустил момент и Таню позвал замуж однокурсник, а она согласилась, так и не дождавшись предложения от «милого очкарика». Спустя три года, Дмитрий встретил девушку стал просить ее уйти от мужа, но она уже была беременна и просила не тревожить и никогда не вспоминать о ней.
Уяснив, что возлюбленная утрачено безнадежно, Дима решает жениться на своей знакомой Нине Васильевне, урожденной Вазар, студентке самого Абрама Иоффе, по профессии астрофизик. Она забросила науку, которой горела и полностью отдалась мужу и детям.
Этот брак продлился более двух десятков лет, пока Нина не скончалась от болезни на руках рыдающего мужа. После этого он женился на сотруднице ЦК ВЛКСМ Маргарите Кайновой, однако долго прожить с заядлой номенклатурщицей так и не смог и брак распался. Третий раз Дмитрий женился только в шестьдесят втором году, на Ирине Антоновне, в девичестве Супинской. Она была главным редактором журнала «Советский композитор», а заодно и дочкой репрессированного Сталиным ученого. Вместе с композитором она прошла весь тяжкий путь взлетов и падений, вплоть до самой его кончины.Шостакович никогда не прекращал работать, но в последние годы своей жизни он стал довольно часто и сильно болеть. От постоянного курения и стресса, а может и по иным причинам, у него развился рак легких, который не давал дышать, мучил, изводил. Композитор сильно похудел, выглядел изможденным, постоянно испытывал сильные боли. Усугубляла ситуацию неопознанная болезнь мышц ног, которую он неизменно связывал со своим раком.
Жарким деньком девятого августа 1975 года, когда солнце особо сильно разогревало стены и крыши столицы, тяжелая болезнь свела в могилу великого композитора, настоящего русского гения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На следующий день он был похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища, где покоится множество великих и достойных личностей.
Многие, судя по судьбе и музыке Шостаковича, думают, будто он был сухарем и педантом, но это не совсем верно. Это был жизнерадостный и веселый человек, у которого, как и у каждого, бывают трудные периоды в жизни. Стоит рассказать несколько интересных фактов из жизни, чтобы максимально «очеловечить» композитора в глазах потомков.

Дмитрий Дмитриевич был большим поклонником, или лучше сказать, настоящим фанатом футбола. Он даже собирался ехать в шестьдесят шестом на чемпионат мира , но помешал инфаркт. Даже за день до своей кончины он вымолил у докторов разрешение посмотреть матч по телевизору.А Бесков и Хусаинов возложили на могилу венок от советскоо футбола.
Считается, что кабинетный рояль Шостаковича, из-за пагубного пристрастия к игре в карты, был проигран им, благодаря чему впоследствии проявился и был продан за баснословную сумму. Сперва, чтобы выкупить обязательства, ему пришлось продать его Клавдии Ивановне Шульженко. От этих картишек композитор страдал часто, ему постоянно указывало на этот порок советское правительство и партия, но остановится он никак не мог, а может, и не желал.
Во время генеральной репетиции Четырнадцатой симфонии Шостаковича, а именно во время проигрывания то части, где звучали слова Рильке«Всесильна смерть...», из зала вывалился, пошатываясь, пожилой джентльмен. Им оказался безжалостный критик композитора Апостолов. Потому весь культурный бомонд страны обсуждал не премьеру новой симфонии, а именно иронию судьбы и смерть недоброжелателя.
Непонятной считается и реакция Шостоковича по поводу перезахоронения Сталина - якобы как раз за карточной игрой он сказал «Ничего не понимаете - если бы обоих! А так один себе хочет место освободить, но напрасно...», - однако последствий подобное не возымело.
В принципе, Шостакович прожил длинную и счастливую жизнь. В то время как многие его приятели и друзья сидели в лагерях, он писал музыку. Музыка провела его сквозь огонь и медные трубы и не дала погибнуть, хотя и неоднократно тащила его на самое дно. Справиться Дмитрию Дмитриевичу удалось, он умер в глубокой старости, взрастив детей и учеников, а память о нем не померкнет никогда.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 10.10.2018 11:16
Просмотров: 646