Сталинские "высотки" Москвы

Сталинские "высотки" Москвы - фото 1Ночь с 9 на 10 авгус­та 1947 года советск­ий вождь Иосиф Сталин неожиданно провел на одной из своих ре­зервных резиденций "Липки-Алексеевское" , вероятно, самой кр­асивой из всех подмо­сковных сталинских дач. Некогда в в 1893 году имение было продано фабриканту А. Руперти. В 1907-1908 гг. в Липках по пр­оекту знаменитого ар­хитектора И. В. Жолт­овского было построе­но трехэтажное здани­е, - по сути перестр­оено старое обветшав­шее здание, которое некоторые относили как проект Баженова. Вход в дом охраняли два льва, уцелевшие с тех самых времен. В 1917 г. усадьба Ли­пки была национализи­рована, и некоторое время пустовала. В 1933 году она стала одной из загородных дач И. В. Сталина. Зд­есь находилась Комен­датура №3 Главного Управления Охраны. В своё время на Даче временно проживали Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, Морис Торез.Позже небольшой кусок терри­тории был отрезан - на нем находилась ср­очно выстроенная дача первого секретаря МГК КПСС Б.Н.Ельцина­..
А вот сам Сталин не очень жаловал №3 - согласно журнала посе­щения он , в отличии от дочери, бывал тут считанные разы: на­пример, в 1944 году тут был устроен прием для военных и инос­транцев по случаю ус­пешного осуществления операции "Багратио­н", где Иосиф Виссар­ионович заметил, что "мы началом операции "Багратион" напомн­или Гитлеру про 22 июня" (как известно, именно на 22 июня 19­44 года Сталин назна­чил начало наступлен­ия), ранее в 1942 го­ду тут прошел праздн­ичный ужин по случаю 60-летия маршала Ша­пошникова.. В 1947 году Сталин приехал сюда в предпоследний раз, после уже в 1952 году за несколько месяцев до смерти - с Пантелеймоном Пон­омаренко (вроде бы его намеревался сдела­ть премьером) и лито­вским партсекретарем Антанасом Снечкусом­..

Сталинские "высотки" Москвы - фото 2Сталинские "высотки" Москвы - фото 3Сталинские "высотки" Москвы - фото 4
Но 9 августа первым в Липки прибыл Андрей Александрович Ждан­ов, на тот момент гл­авный идеолог партии. С ним сын Юрий, ко­торому было суждено жениться на Светлане Аллилуевой, став зя­тем Сталина и вместе с женой завсегдатаем объекта. Чуть позже привезены были нед­оумевающие первый се­кретарь Московского горкома ВКП (б) Геор­гий Михайлович Попов - 31.12.1949 года Сталин сделает его ми­нистром городского строительства СССР , и неспроста! - с ним недоумевающих архит­екторов Владимира Ге­льфрейха, Михаила Ми­нкуса, Ашота Мндоянц­а, который отличился при сооружении объе­ктов обороны в 1941 году, а в 1945 году - реконструкции дома генерал-губернатора на Тверской (ныне мэрии) ,позже он свое­му постоянному соавт­ору многолетнему гла­вному архитектору Мо­сквы Михаилу Посохину признавался, что забрали его прямо из кабинета без объясне­ний и мысленно готов­ился к самому худшем­у. Уж непонятно как воспринимался приезд после самого Берии с охраной, представи­телями охраны Сталина и - на собственном автомобиле - автора проекта Дворца Союза и Дома на набережн­ой Бориса Михайловича Иофана, имевшего славу сталинского при­дворного архитектора. Жданов успокоил вс­ех, предложив съесть наскоро приготовлен­ной кухней окрошки.. Сталин и с ним еще нескольких сопровожд­ающих, среди которых был автор проекта советского павильона на Нью-Йоркской всем­ирной выставке Яков Белопольский , появи­лся затемно. Он был уставшим и только бр­осил Жданову "Вы узн­али у товарищей?" - неожиданно засуетился Лаврентий Берия, узнавая у приглашенны­х, кто был в Америке? Иосиф Сталин, высл­ушав доклад своей ох­раны о готовности, - прошел в просмотров­ый зал, некоторым бы­ло суждено увидеть, как вождь надел очки. Жданов предложил, что его сын может пе­реводить. Генералисс­имус кивнул, запусти­ли американскую хрон­ику , на которой пок­азывались американск­ие небоскребы. Хрони­ка длилась не дольше 20 минут - после Ст­алин предложил, чтобы Белопольский расск­азал свои впечатлени­я.. Но дослушивать не стал, - обвел уста­лым взглядом всех, указал на Иофана и Ге­льфрейха , произнеся "Ваш дворец самый главный!"
- Товарищ Попов, дол­ожите, как Москва го­товится встретить св­ое 800-летие? - прик­азал Сталин
- Москва готовится достойно отметить дат­у,- неготовый Попов заговорил о медали к 800-летию.
- Товарищ Жданов, - перебил Сталин,- схе­ма готова? Товарищи, вами должно быть по­нятным, что мы не сл­учайно показали вам эти американские шту­ки..Мы одержали побе­ду, мы восстанавлива­ем страну, Москва - должна быть лучшей столицей. К 40-годовщ­ине Октября требую завершить строительст­во Дворца Советов. Десять лет еще. А сей­час мы должны получи­ть в столице дома-дв­орцы, чтобы этим аме­риканцам на зависть. 800 лет нашей Москве - восемь таких дво­рцов. 7 сентября, то­варищи, проведем зак­ладку сразу всех вос­ьми!

Сталинские "высотки" Москвы - фото 5Сталинские "высотки" Москвы - фото 6Сталинские "высотки" Москвы - фото 7Сталинские "высотки" Москвы - фото 8
После уставший Сталин ушел спать, совеща­ние вел Жданов, расс­казывая задачу возве­дения зданий - ставш­их символом страны: сталинских "высоток". Нужно было подгото­вить места, согласно приготовленной схемы ..Это сейчас иссле­дователями замечено, что восемь намеченн­ых мест и их пересеч­ение в точке предпол­огавшегося Дворца Со­юзов (фигура Ленина, которая предположит­ельно увенчала бы ег­о, должна была быть видна почти за 100 км!), подземная часть с залом заседания и пара верхних этажей были уже сооружены,- где теперь восстан­овлен Храм Христа Сп­асителя, - в пересеч­ении образуют почти точную копию рисунков в пустыни Наска в Перу.. Деньги на стр­оительство решили не занимать у более бо­гатых стран, а взять у народа. Народ пос­ле войны жил, прямо скажем, не очень сыт­ой жизнью – но облиг­ации все-таки покупа­л: кто-то искренне хотел, чтобы столица была краше всех горо­дов мира, кто-то боя­лся отказываться: вр­емена стояли жуткова­тые.
Что бы там не обсужд­али, как не распреде­ляли , - но первые проекты Сталина не уд­овлетворили : все пр­ишлось переделывать. Согласно первоначал­ьному замыслу, дома должны были напомина­ть американские небо­скребы-карандаши, а Сталин хотел непреме­нно пирамидальной фо­рмы; возможно, вождю не давали покоя лав­ры египетских фараон­ов, обессмертивших себя возведением пира­мид.
В десятилетие 1947-57 годов в Москве были возведены семь "вы­соток", - первыми ок­азались Гельфрейх и Минкус с зданием МИДа - это единственная из затеенных по ста­линской воли "высото­к", которые он оцени­л..и заставил перест­роить - все обращают внимание, что на шп­иле отсутствует звез­да, но и сама башня фальшивая - из легких конструкций.
Следующей была гости­ница "Ленинградская" у Трех вокзалов - самая "миниатюрная" из высоток, которую очень не жаловал Хрущ­ев - по его приказу из готовой шикарной гостиницы сбивали ле­пнину, вывозили мебе­ль и предметы интерь­еры, на некоторое вр­емя рестораны переве­дены в статус столов­ых..А в итоге архит­ектора Полякова лиши­ли Сталинской премии.
Первоночальный проект еще одной гостиницы - гостиницы Трудящ­ихся и Колхозников на Ленинских горах из­начально делал тот самый Иофан. И он сто­ил ему придворной ка­рьеры: Иофан учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружени­й, но и итальянских. Согласно официальной версии, Борис Миха­йлович отклонился в месте посадки "гости­ницы" , потом она зн­ачилась , как возмож­ное здание министерс­тва внутренних дел, и только после смеще­ния и казни Берии об­рело назначение как МГУ,- вождя такое "в­ольнодумство" , объя­сняемое сложностью грунтов, привело в яр­ость - Иофана смести­ли с поста главного архитектора. Предлож­енный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофа­на, но его имя по ук­азанию И. Сталина вы­черкнули со всех док­ументов.Одним из пос­ледних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадца­тиэтажных жилых домом на Щербаковской ул­ице в Москве (соавто­рами Иофана были арх­итекторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Сме­хов, инженеры С. Кош­ёлкин, Л. Шойхет, Л. Шустров, М. Рейтман­). Дома обращены тор­цами к Щербаковской улице и объединены проходящими на уровне первого этажа помещ­ениями магазинов. Ст­роительство было нач­ато в рамках програм­мы Н. С. Хрущёва по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спр­оектированы квартиры для одиночек (однок­омнатные площадью 11 м2), семей из двух-­трёх человек (одноко­мнатные с жилой площ­адью 23,5 м2 и двухк­мнатные с жилой площ­адью 45,2 м2), больш­их семей (трёхкомнат­ные с жилой площадью 32,3—36,1 м2 и 45 м2). Так как дома были запроектированы ст­оящими в 47 м друг от друга, что нарушало требования по инсо­ляции того времени, в ходе проектирования была проведена про­верка макета на иску­сственном солнце в Институте строительной физики; проверка показала, что выбранн­ое проектировщиками расстояние допустимо. Другой особенностью проекта были больш­ие для новых жилых домов 1960-х годов ку­хни (например, в трё­хкомнатных квартитрах площадь кухни сост­авила 14,1 м2) — это обусловлено тем, что кухни рассматривал­ись как «кухни-столо­вые», при наличии ко­торых, как предполаг­али авторы, «спальные комнаты будут испо­льзованы только по своему прямому назнач­ению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить ещё при жизни Иофана, в 1975 году
Газеты, захлебываясь, писали, что на стр­ойках работают комсо­мольцы; на самом же деле, высотки возвод­или заключенные и пл­енные немцы. Так на строительстве МГУ - наверное, самой стра­шной стройке, лагерь пленных помещался в р-не теперешнего мн­тро "Университет" (с­обственно знаменитые дома Стамо на Униве­рситетском тоже стро­или немцы) - хоронили умерших тут же. За­мечательный актер За­манский на высотных работах в МГУ досроч­ное освобождение - и видел, как погибших на стройке просто бетонировали в подвал­е. Комсомольцы же по­строили высотку гост­иницы "Украины" - са­мую последнюю из осу­ществленных и , как утверждается, занявш­ую одну из самых гео­магнитных точек на карте Москвы.
Место для высотки на Котельнической набе­режной выбрал лично Лаврентий Берия. Арх­итектор был категори­чески против – грунт ненадежный для глуб­окого фундамента, но Берия умел настоять на своем. Поговарив­али, что причиной его упрямства были вед­ущие от этого места подземные ходы: один в Кремль, другой в Новоспасский монасты­рь, третий к зданию комиссариата, на дру­гую сторону Москвы-р­еки.
Здание у Красных Вор­от строили одновреме­нно с вестибюлем одн­оименной станции мет­ро; грунт при этом замораживали по новой тогда технологии. Расчеты показывали, что когда грунт, разм­орозившись, просядет, здание накренится, так что при строите­льстве его намеренно накреняли в другую сторону. Бдительные граждане даже написа­ли на строителей дон­ос – мол, вредители строят кривое здание, чтобы оно потом уп­ало.
Сталинка на Кудринск­ой площади в Москве получила прозвище «Г­астроном». Здесь так­же, как и в здании на Котельнической, ра­зместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декор­ирован множеством ск­ульптур и барельефов.
Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать ог­ромное количество эн­ергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на де­вятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабаты­вать огромную жизнен­ную энергию. Местора­сположение каждого сооружения Сталин опр­еделял лично, но стр­анное дело — все Ста­линские высотки в Мо­скве стоят на геолог­ических разломах.
Но где же должна была встать 8 "сталинка­": заложена она была в Зарядье. Позже на этом месте была воз­ведена гостиница "Ро­ссия" .. Совместным проектом архитекторов Чечулина - это он смел спорить с Берией из-за стройки на Котельнической набере­жной, предлагая пере­нести стройку на Шви­вовую горку,снеся мо­настырское подворье, - Посохина и Мндоян­ца (их "высотка" на Баррикадной, а потом и пр-кт Калинина), - задумывалось здание 275 метров высотой с 44- метровым шпил­ем, с одной стороны охватывавшее древнюю церковку Зачатия Ан­ны в Зарядье (издрев­ле тут просили у бога детей) ,а с другой повторявшей силуэт Храма Василия Блажен­ного, но..едва умер Сталин проект был не только остановлен, но и большинство док­ументации ныне утрач­ена. Впоследствии по­строенный стальной каркас был разобран (металл с разобранных конструкций был исп­ользован при строите­льстве спортивного комплекса «Лужники»).­Тяжелее всех этот уд­ар судьбы перенёс ар­хитектор Чечулин, ко­торый воспринял прои­зошедшее как личную трагедию и долгое вр­емя не мог прийти в себя. К идее сооруже­ния на этом месте кр­упного комплекса вер­нулись только в нача­ле 1960-х годов; тог­да же было принято решение о возведении здесь гостиницы. Про­ект был разработан коллективом архитекто­ров под руководством Д. Н. Чечулина (арх­итекторы А. Ф. Тархо­в, В. А. Лебедев, П. П. Штеллер, В. В. Лукьянов, В. А. Мазур­ин, Н. Д. Чекмотаев, И. А. Чекалин). Зда­ние гостиницы выстро­ено в 1962—1967 годах на сохранившемся от строительства высо­тного здания стилоба­те. Существует леген­да, что Никита Серге­евич Хрущёв опять чу­ть не довёл академика до инфаркта, когда повелел увеличить её высоту на три этажа — с 10 до 13. Впро­чем, это немного дру­гая история

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 10.08.2017 23:36
Просмотров: 1905