Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого

110 лет исполняется со дня рождения воистину человека, которого видели все от мала до велика, смешного и трогательного, а порой страшного, - такими были его персонажи

Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 1Сам же Анатолий Львович Кубацкий был скромным и интеллигентным и больше всего его беспокоило, чтобы в тягость окружающим не быть!
Анатолий Львович родился в многодетной семье, у него было еще два брата и три сестры. Детство актера прошло между Самотекой и Екатерининской площадью, в Лаврских переулках Москвы. Отец — поляк, приехал сюда из Польши на заработки. Мама родом из Архангельской губернии.
Еще до 1917 года его старший брат увлекся постановкой любительских спектаклей, с этого все и началось. Ребята выбирали водевиль, играли, а потом устраивали бал и дарили призы. Дамам — за вальс, кавалерам — за мазурку. Все происходило в квартире Кубацких. Здесь же рисовали афиши, потом тайно расклеивали их по городу, чтобы не платить за это денег. В общем, есть что вспомнить.
В 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие дома Романовых, мама пятилетнего мальчика Толи Кубацкого взяла его и других своих детей на встречу с Николаем II. Впрочем, встреча – это, конечно, громко сказано. Император с дочерьми просто проезжал в ландо по московским улицам. Но и это было огромным событием: просто постоять где-то рядом...
Прямо перед Февральской революцией маленький Толя катался на коньках и повредил ногу: и она похрустывала до последних дней. Тогда еще в булочной бесплатно раздавали сахар, и он, прихрамывая, тоже встал в очередь. Сахара не досталось... А спустя несколько месяцев грянул Октябрьский переворот, и мальчишки бегали на Сухаревку смотреть на баррикады. Еще через пару лет — голод, брюшной тиф. До революции Кубацкий три года проучился в церковно-приходской школе, после нее поступил в училище, позже артиллеристом участвовал в финской войне, был в окружении... Сложно представить, что все это мог пережить один человек.
В 1926 году Анатолий, увидев в городе объявление, пришел в студию Завадского, а уже через пару лет супруга режиссера Вера Марецкая сосватала молодого актера в эпизод картины «Простые сердца», где сама исполняла главную роль.
Однако затем он надолго исчез из поля зрения режиссеров.
За последующие 25 лет на экране он появился лишь раз – в 1938 году он сыграл небольшую роль денщика Ермохина в картине «Детство Горького».
Все эти годы Анатолий Кубацкий плодотворно работал на театральной ниве.
Он участвовал в антрепризных спектаклях, выходя на сцену с Николаем Радиным, Марией Блюменталь-Тамариной, Борисом Борисовым, Ростиславом Пляттом, с 1942 по 1957 год был актером Московского Театра драмы под руководством Николая Михайловича Горчакова, который после войны стал называться театром Маяковского. С Пляттом их связывали нежнейше-дружеские отношения: оба с польскими корнями с каким-то интеллигентным отношениям к жизни и женщинам. Только вот Анатолий Львович сумел прожить с супругой 55 лет!
Когда Плятт узнал, что его товарищ получает на радио за смену...7 рублей! -, то жутко ругался в радиокомитете, смутив Кубацкого : "Мне же работать приятно!" - уверял он.
А когда сам попробовал Роу порекомендовать Плятта, - получил жесточайшую выволочку.Вновь в кино Анатолий Кубацкий вернулся в начале 50-х.
В 1952 году он сыграл трактирного слугу в экранизации гоголевского «Ревизора»,
а годом спустя – Никиту Степановича в фильме режиссёров Победоносцева и Егорова «Случай в тайге».В 50-е годы он сыграл деда Никифора в драме
«Море студеное»,старосту Куля в картине «Партизанская искра», Глечикова в мелодраме Угрюмова, в «Сороке-воровке» и много других интересных ролей.
Но, прежде всего, своей внезапной популярности Анатолий Кубацкий обязан Александру Роу.
Впервые великий киносказочник пригласил его в свою картину в 1958 году.
Кубацкий блестяще исполнил роль короля Унылио в сказке «Новые похождения Кота в сапогах». Сам Кубацкий, рассказывая о своей работе с Роу, признавался: «Надо сказать, что Роу никогда мне ничего не подсказывал, как и что играть.
Никаких замечаний.
Он считал - раз он пригласил артиста, артист сделает своё дело. И всё.
Он был больше ремесленником, нежели творцом. Но уважавшим ремесло , влюбленным в ремесло, чтившим его.
Или наоборот - замухрышки-мужички, как кум Панас из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Нужно сказать, что Роу придерживался метода антрепризы.
У него был костяк исполнителей, который обязан был принимать участие в его постановках: Милляр, Хвыля, Алтайская, Потёмкин, Павленко, Носова. И неважно, подходила роль актёру или не подходила.

Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 2Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 3Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 4Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 5Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 6Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 7Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 8Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 9Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 10Сказочное признание Анатолия Львовича Кубацкого - фото 11Он никого из нас не спрашивал и назначал на ту роль, на какую хотел. Сознательно я сыграл лишь короля Унылио в «Новых похождениях Кота в сапогах».
Я на эту роль пробовался, я на неё шёл.
Во всех остальных фильмах меня не спрашивали...»
А каким страшным может быть создаваемый Кубацким образ: пересмотрите, как сыгран Франц в "Щит и меч" у Басова!
Как получилось, что Анатолий Львович оказался без званий, официального признания? Всё от того же, может быть, нежелания быть в тягость. Там он и умер.
По словам его сына Юрия: «Папа очень сильно болел.
В последнее время он почти никуда не выходил.
У него был рак. Саркома мягких тканей руки.
За все годы, что он жил в Доме ветеранов, никто из прежних знакомых к нему не приходил.
А потому, когда отец умер, мы даже не знали, кому об этом сообщить.
Думали, что члены актерской гильдии сами позаботятся, чтобы проинформировать об этом коллег по цеху.
Но этого не случилось.
Впрочем, у папы никогда не было друзей...» Скончался Анатолий Львович Кубацкий 29 декабря 2001 года...
Церемония прощания была более чем скромной.
Проводить в последний путь Анатолия Львовича пришли лишь сын, невестка, внучка и медсестра, которая ухаживала за ним все последние годы.
Его похоронили на Пятницком кладбище Москвы.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 01.11.2018 12:08
Просмотров: 641