Рыцарь мелодии Исаак Шварц

Народный артист России (1996)
Лауреат Государственной премии РФ (1997, за фильм «Белое солнце пустыни»)
Лауреат Царскосельской художественной премии (2000, «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX—XX веков»)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003, за большой вклад в развитие отечественного искусства)
Лауреат премии Ника (1992, 2001, 2002)

Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 1Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны в Черниговской области.

В начале XX века семья Шварцев переехала в Ромны из Прибалтики. У деда Исаака по отцовской линии было духовное звание, а бабушка по линии матери была в родстве с известным скульптором Антокольским. Отец Шварца - филолог Иосиф Евсеевич окончил Петербургский университет, а мама Рахиль Соломоновна была выпускницей Киевского коммерческого института и преподавала в школе математику, литературу и русский язык. Родители с ранних лет привили Исааку и его сестрам Софье и Марии пристрастие к чтению и музыке, которую Иосиф Евсеевич очень любил и, кроме того, был обладателем красивого, сильного голоса.

В 1930 году семья Шварцев переехала в Ленинград, где Иосиф Евсеевич начал преподавать в Ленинградском Университете, а Исаак стал заниматься музыкой в Доме художественного воспитания детей по классу рояля у преподавателя и автора сборников для начинающих музыкантов А.С. Замкова. В доме семьи нередко собирались друзья отца по университету и устраивали настоящие музыкальные вечера. Старшая сестра и студентка консерватории Софья была прекрасной пианисткой, и именно она познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков.

В 1935 году в жизни 12-летнего Исаака Шварца произошло особенное событие. Он принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии и в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и преподаватель профессор Леонид Владимирович Николаев и Исаак Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у Замкова. Но вскоре в семье Шварцев случилось несчастье, в корне изменившее его судьбу, – 9 декабря 1936 года отец Исаака, едва оправившись от перенесенного инфаркта, был арестован органами НКВД. Этот день стал роковым для всей семьи. После изнурительных допросов в марте 1937 года Иосиф Евсеевич был осужден по 58-й статье за «антисоветскую агитацию» и приговорен к 5 годам лишения свободы. Из заключения он не вернулся – погиб в лагере. Летом того же года Рахиль Соломоновну с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе, где она устроилась работать на швейную фабрику, а роль кормильца в семье занял 14-летний Исаак: учась в школе и давая по 3–4 частных урока игры на фортепиано в день. Как только ему удавалось найти где-либо «приличный» инструмент, он выкраивал время и для самостоятельных музыкальных занятий, что было очень непросто в условиях ссылки, в которой, между тем, судьба свела Шварца со многими образованнейшими людьми того времени. Среди «спецпереселенцев» были филологи, историки и философы, дружба с которыми обогатила его на всю жизнь, и во многом предопределила будущую работу над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков, среди которых были Федор Достоевский, Александр Пушкин, Алексей Островский, Иван Гончаров, Иван Тургенев, Антон Чехов, Лев Толстой и Максим Горький.

В 1938 году Шварц начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. Кроме того, во время Великой Отечественной войны Исаак Шварц руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа, а в 1943 году Исаак Шварц женился, и вскоре у него родилась дочь Галина. Во Фрунзе Шварц познакомился с семьей Дмитрия Шостаковича, так же находившейся в ссылке. Сестра Дмитрия Шостаковича, Мария Дмитриевна была пианисткой и попросила Дмитрия Дмитриевича принять Исаака в Ленинграде в 1945 году по окончанию ссылки.

В 1994 году Е. Вильсон опубликовала чрезвычайно интересную книгу «Шостакович в воспоминаниях». Специально для этой книги она интервьюировала современников великого композитора, и в ряде случаев по её просьбе были написаны очерки-воспоминания. Есть в книге и очерк Исаака Шварца. Из этих скупых строк можно многое узнать о двух музыкантах. По просьбе сестры Шостакович принял Шварца в 1945 году в своей ленинградской квартире и сердечно отнёсся к молодому музыканту: «В обозримом будущем я буду бывать в Ленинграде только наездами, поэтому я не могу учить Вас, между тем Вам совершенно необходимы регулярные, еженедельные занятия». Шостакович рекомендовал ему учителей, и что ещё более важно - рекомендовал его этим учителям. И ещё одна выразительная деталь. В те годы обучение в вузах было платным – нелёгкая ноша для начинающего композитора, с семьёй и ребёнком. Каково же было изумление Шварца, когда в 1946 году он был без всяких видимых причин от этой платы освобождён. Много позже, на премьере балета «Накануне» в 1960 году от случайно проговорившегося Ректора Серебрякова он узнал, что Шостакович конфиденциально платил за его обучение в консерватории. Формально не являясь учеником Шостаковича, Шварц вполне мог назвать его своим Учителем, и именно с большой буквы. Он был рад, когда его принимали за ученика Шостаковича, хотя иногда это имело довольно опасные последствия. Во время печально известной кампании против «формализма в музыке» молодого композитора пригласил к себе секретарь партийной организации консерватории и настойчиво предлагал ему публично осудить Шостаковича. Положение Шварца, которого тоже обвиняли в «формализме» и считавшегося сыном «врага народа» было отчаянным. Тем не менее, он отказался участвовать в этой акции, за что позднее Шостакович ругал его: «Вы не имеете права так себя вести. У Вас же есть семья, жена, маленькие дети. Вы должны думать о них, не обо мне. Если меня ругают, пусть себе – это моё дело». Но в глазах Шостаковича молодой музыкант читал благодарность и симпатию.

Занимаясь у Б.А. Арапова, добивавшегося от своих студентов профессионального овладения традициями русской композиторской школы, особое внимание уделявшего сочинениям крупной формы и прививавшего своим ученикам основы симфонического музыкального мышления, Исаак Шварц написал Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, Вариации для фортепиано и Арию для скрипки с фортепиано. В этих произведениях впервые раскрылись творческие устремления и краски молодого композитора. В особенности это относилось к Скрипичной сонате, где прозвучали яркие, сочные, контрастные, лирические и жанровые музыкальные образы, с удивительной свежестью мелодики и гармонического языка. Соната с большим успехом часто исполнялась в студенческих концертах другом композитора, впоследствии выдающимся скрипачом Михаилом Вайманом. Романсы Шварца, написанные им в годы учебы, исполнялись в концертах известными ленинградскими певцами С.Н. Шапошниковым, Н.Л. Вельтер и другими исполнителями.

Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 2Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 3Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 4Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 5Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 6Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 7Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 8Рыцарь мелодии Исаак Шварц - фото 9

Плодотворной оказалось творческая дружба Шварца с композитором О.А. Евлаховым, у которого Шварц учился с 1950-го по 1951-й год в консерватории. Под руководством Евлахова им была написана песня «Дума о Родине» для солиста, хора и симфонического оркестра в 3 частях, баллада для баритона с оркестром «Солдат и вьюга» на стихи М. Светлова, романсы на стихи В. Орлова, С. Щипачева, а также 1-я часть Симфонии фа минор – сочинения, принесшего Шварцу первый серьезный успех. Окончательно работа над симфонией была закончена в 1954 году. Это было произведение в 4 частях с лирико-эпическим повествованием композитора о молодом современнике, которому присущи горячность, искренность и непосредственность. От романтической порывистости, душевной тревоги, напряженных поисков к мужественной решимости – таков был путь эмоционального развития музыки в симфонии. Раскрывая внутренний мир героя, композитор рисовал картины современной жизни, выявляя органичную связь мелодики симфонии с интонациями советских массовых песен и с народной музыкой. Это произведение, тепло принятое слушателями, с момента премьеры 6 ноября 1954 года часто исполнялось в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году Симфония прозвучала на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов в Москве, на котором Исаак Шварц был принят в Союз композиторов.

В последующие годы Шварц написал светлую и колоритную по оркестровке Молодежную увертюру для симфонического оркестра, балеты «Накануне» и «В стране чудес». Балет «Накануне» передавал «лирический пафос» Тургеневских героев, смелый порыв и прерывистые интонации взволнованной речи. Композитор заставлял учащенно пульсировать музыкальные темы в напряженные моменты жизни героев. Сюита из балета часто исполнялась в концертах оркестром Ленинградской филармонии.

Следующий балет «Страна чудес», поставленный в 1967 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени Кирова, был результатом сотрудничества композитора с хореографом Леонидом Якобсоном. Повествование о войне с фашизмом ими было облачено в форму русской сказки, музыкальная концепция которой связана с традициями Римского-Корсакова, Стравинского и Прокофьева. Сотрудничество с Якобсоном стало важной вехой в творческой судьбе композитора. Для знаменитых «Хореографических миниатюр» Якобсона Шварцем были написаны музыкальные номера «Сильнее смерти», «Подвиг», «Вакханалия» и «Лирический вальс».

Так началось творческое сотрудничество Шварца с виднейшими мастерами театра, кино и его работа над музыкальным оформлением драматических спектаклей и фильмов. В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова «Идиот» по Достоевскому и «Горе от ума» по Грибоедову, поставленными в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Горького. В дальнейшем Товстоногов опять обратился к музыке Шварца, работая над спектаклями «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты». В разное время автор сотрудничал также с другими театрами Ленинграда и Москвы. Шварц стал автором музыки к спектаклям «Доходное место» в Ленинградском театре имени Пушкина режиссера Р. Сусловича, «Лес» в ЦТСА режиссера В. Мотыля, «Молва» в Московском театре имени Маяковского режиссера Андрея Гончаров и еще к более, чем 35-ти спектаклям. В театре яркое лирическое дарование Шварца раскрылось в полной мере, а так же присущий ему тонкий психологизм и незаурядное чутье музыканта-драматурга.

В 1958 году Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». С этих пор работа в кино на долгие годы стала главной в творчестве композитора. Он успешно сотрудничал с Иваном Пырьевым, Михаилом Роммом, Иосифом Хейфицем, Сергеем Микаэляном, Владимиром Венгеровым, Михаилом Швейцером, Юрием Карасиком, Владимиром Мотылем, Сергеем Соловьевым, Николаем Губенко, Григорием Ароновым, Анатолием Бобровским, Алексеем Германом, Петром Тодоровским, Родионом Нахапетовым, Сергеем Бодровым, Павлом Лунгиным, Владимиром Бортко и Евгением Татарским. Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Карусель», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Соломенная шляпка», «Егор Булычов», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Из жизни отдыхающих», «Избранные», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Обрыв», «Нас венчали не в церкви», «Мелодия белой ночи», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Необычайное пари», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва» и другие фильмы. С Исааком Шварцем в кино работали замечательные дирижеры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, В. Понькин, Е. Колобов, В. Джордания, М. Эрмлер.

Когда известный японский режиссер Акира Куросава начал снимать в России фильм «Дерсу Узала», из многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомился, он выбрал именно Шварца, чья музыка неизменно входила в фильмы как неотъемлемая часть их художественной сущности, и вступала в полифоническое взаимодействие с видеорядом. Владимир Мотыль рассказывал: «Композитор обладает замечательным умением «не рисовать события на экране, а лирически объяснять их в музыке». А это высоко ценят режиссеры. Дочь композитора Андрея Петрова и тоже композитор Ольга Петрова в интервью рассказывала: «Он писал не только музыку к кино, но, к сожалению, как и у многих известных кинокомпозиторов, его другая музыка — серьезная симфоническая — уходит на второй план. Это всегда бывает обидно, потому что для любого композитора симфоническое сочинение — это его вершина. Но роль в кино у Шварца гигантская. Я сейчас говорю не о количестве фильмов, а о том, что он создал свой узнаваемый стиль в киномузыке. Его по одной-двум нотам узнают не только профессиональные музыканты, но и неподготовленные люди. Вот начинается только музыка в фильме, и сразу понятно, что это Шварц — настолько он особенный и узнаваемый со своей такой теплой и душевной интонацией».

Владея разными типами композиторской техники, Исаак Шварц превыше всего ценил в музыке искренность, простоту и мелодическую естественность. Его музыка насыщена добротой и человеколюбием. Композитор всегда остался верен своей музыкальной стихии, где нежная мелодичность, грустный смех и драматизм были объединены его любовью к героям, стремлением к сопереживанию их печалям и радостям. Многие мелодии, песни и романсы Шварца из кинофильмов получили самостоятельную жизнь в повседневной жизни и на эстраде, и принесли автору всенародную любовь: Вальс и «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песня «Ваше благородие, госпожа разлука» из «Белого солнца пустыни», песня «Наряд подвенечный» из фильма «Нас венчали не в церкви», песни из кинофильма «Соломенная шляпка» и многие другие произведения. На разных концертах исполнялись сюиты из кинофильмов «Егор Булычов», «Звезда пленительного счастья», «Мелодия белой ночи» и «Станционный смотритель». Исаак Шварц был удостоен Гран-при на многих международных кинофестивалях, ему трижды присуждалась высшая кинематографическая отличие России – премия «Ника».

Особую роль в жизни композитора сыграли любовь и долголетняя плодотворная дружба с поэтом Булатом Окуджавой, на стихи которого он написал 32 песни и романса. Некоторые из них стали действительно народными («Не обещайте деве юной», «Ваше благородие...», «Любовь и разлука», «Капли датского короля», песенки из кинофильма «Соломенная шляпка» и др.). Окуджава очень высоко ценил талант Шварца, и в интервью рассказывал: «У Шварца есть какие-то струны в душе, которые совпадают с моими струнами... Когда мы познакомились, он был уже достаточно известным поэтом и композитором, но держался весьма скромно, был очень просто, даже небрежно одет. Но за всем его обликом стояло неуловимое изящество. Не было в нем никакого гонора, одна святая простота. Меня подкупил и его живой, ироничный взгляд». Совместно они написали больше тридцати песен. Среди них романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви», песни из картины «Соломенная шляпка», романс Книгиной из фильма «Невероятное пари»...

В 1964 году Шварц уехал из Ленинграда и поселился в поселке Сиверский в Ленинградской области, недалеко от Гатчины. Возвращаться в шумный город он не хотел, за что друзья даже прозвали его сиверским отшельником.

Там, в поселке Сиверском, он работал все последующие годы, писал музыку, принимал друзей, режиссеров и композиторов. От композиторских сообществ Шварц держался обособленно, славы и публичности не любил. При этом коллеги признавали Шварца и относились к нему с глубоким уважением. Композитор Алексей Рыбников в интервью назвал Исаака Шварца «символом рыцарского служения искусству»: «Я, к сожалению, не был с ним знаком лично, о чем сейчас, конечно, очень сильно сожалею. Он обособленно держался и в советские годы, и в последнее время. Он был верен себе, писал музыку, которую считал для себя необходимым писать, и умел воздействовать на людей своим совершенно потрясающим мелодизмом. Его музыку нельзя было спутать ни с чем, он всегда и всеми был узнаваем, у него иногда были очень простые мелодии, но они были ни на что не похожи».

Все, кому случалось общаться с Исааком Шварцем, отмечали, что это был интересный собеседник. В частности, литератор и публицист Борис Горзев назвал Исаака Шварца «истинно интеллигентной личностью». Он рассказывал: «Когда-то я попытался определить, что такое интеллигентность, и определил: это — интеллект, оплодотворенный духовностью. Вот это и есть Исаак Шварц. А Бог еще и дал ему страсть услышать высшие мелодии».

Исаак Шварц вел размеренный образ жизни, соблюдая строгий режим. В этом ему помогала вторая жена Антонина Владимировна, которая вела все хозяйство в доме, ездила за покупками, отвечала на звонки и письма, составляла график работы композитора. Жену маэстро называл ласково Тонечкой. Вместе они были почти три десятка лет. В доме жил смешной лохматый эрдельтерьер Джоник, которому, как любимому «ребенку» прощались все шалости.

В 2000 году композитор вновь обратился к симфоническому жанру, с которого начиналась его творческая жизнь. Он написал Концерт для оркестра «Желтые звезды» (или «Пуримшпиль в гетто») в 7 частях. Идея создания этого сочинения возникла у него под впечатлением документальных записок одной из узниц каунасского гетто, особенно потрясших композитора описанием празднования Пурима – веселого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти праздником «с петлей на шее». Исаак Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев. Концерт «Желтые звезды» – лирический гимн мужеству, мудрости, достоинству и чувству единства людей, преодолевших страх гибели. После премьеры, состоявшейся 10 мая 2000 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича, концерт исполнялся в Москве Российским национальным оркестром, в Киеве и снова в Петербурге – каждый раз с неизменным успехом. В 2002 году концерт «Желтые звезды» был записан на компакт-диск в исполнении Владимира Спивакова и Российского национального оркестра.

В 2003 году И. И. Шварцу присвоено звание Почётного гражданина Ленинградской области.

В последние годы Шварц серьезно болел, но, несмотря на болезнь, писал музыку. По словам Елены Камбуровой, в последнее время Шварцу приходилось каждую неделю делать переливание крови, чтобы поддерживать жизнь. «У нас была договоренность, что к нему должна приехать моя съемочная группа.— рассказывала Камбурова, — И он говорил мне: «Поторопитесь, потому что я могу не дожить».

Скончался композитор во сне 27 декабря 2009 года. Исаака Шварца похоронили 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Согласно воле композитора, его похороны прошли в соответствии с еврейским погребальным ритуалом. Поминальную молитву «Кадиш» над гробом Исаака Шварца произнес один из раввинов Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины.

Кинорежиссер Владимир Мотыль об Исааке Шварце рассказывал: «Об Исааке Шварце я мог бы говорить весь вечер. Потому что потерял не только большого композитора, соавтора многих моих картин, но и близкого друга. Мы часто и откровенно обменивались впечатлениями о прочитанных книгах, об увиденных спектаклях, что-то друг другу рекомендовали. Огромную роль в его жизни и творчестве сыграла его жена - Антонина, Тоня, с которой я только что говорил по телефону. Это была удивительная пара, очень правильное сочетание двух прекрасных людей. Она никогда не вмешивалась в его творчество, но очень ему способствовала. Она прекрасно чувствовала музыку, и это был союз духовно близкий и трогательный. Для кино его кончина - невероятная потеря: ушел величайший кинокомпозитор. В прошлом году был его творческий вечер в Зале Чайковского. Меня просили выступить - я отказывался, потому что не люблю публичных выступлений и очень редко на них соглашаюсь. Но какая-то сила меня все-таки вывела к переполненному залу, и, наверное, это было лучшее, самое складное мое выступление - потому что меня вела любовь к этому человеку, этому большому музыканту. Первая наша встреча была на фильме «Женя, Женечка и «катюша». Он очень любил Булата Окуджаву, который принял участие в создании сценария, даже писал песни на его тексты. Так что они были знакомы и раньше, но сблизились именно в процесс работы над этой картиной. Его интуиция, его способность проникать в замысел режиссера мне всегда казались гениальными. Интуиция эта была настолько богатой и безошибочной, что мне не нужно было много слов. Обычно в работе с композиторами я подробно объяснял свой замысел - какую музыку я слышу для такой-то сцены. Это были очень талантливые композиторы, и я всем им благодарен - с музыкой у меня в фильмах вообще не было проколов. Но с Исааком Шварцем работалось совершенно иначе - это другой подход. Мы, повторяю, были близкими друзьями. И я приезжал к нему в Сиверскую не столько работать, сколько навестить. Ну, как я мог словами объяснить ему те чувства, которые мне были необходимы в фильме, и которые можно передать только музыкой! Ведь теперь представить себе «Белое солнце пустыни» или «Звезду пленительного счастья» без музыки Исаака Шварца, без его песенного и симфонического творчества - абсолютно невозможно. Кто-то точно сказал: где кончается слово - начинается музыка. Встречаясь, мы с ним говорили совсем не о музыке. Говорили о литературе, о политике. И только иногда касались сценария, который он уже прочитал. Я никогда не спрашивал первым: ну что ты там написал? Он просто в ходе разговора садился за рояль и начинал импровизировать. Я ухватывался за услышанную мелодию: «Что это?! Это как раз то, что мне нужно! Это для нашего фильма?». «Пока не могу сказать...» - туманно говорил он. И начинал играть что-то еще более прекрасное, и снова как раз то, что было нужно для моей картины. Я с осторожностью употребляю это слово: гений. Но здесь оно совершенно уместно: Исаак Шварц был гениален. Он мог вдруг ошеломить музыкой лирической, трогательной - как раз в той сцене фильма, которая, мне казалось, должна звучать напряженно и драматично. И он всегда оказывался прав. Он побеждал мою мечту, потому что драматическая сцена в сочетании с лирикой музыки становилась открытием и для меня самого. Как-то великий Акира Куросава прилетел в Москву, чтобы послушать его музыку к фильму «Дерсу Узала». Прилетел задолго до обозначенного срока, Исаак Шварц его не ждал - он еще не закончил писать эту музыку. И продолжал ее сочинять, даже когда они вдвоем шли от гостиницы «Мосфильма» к студии - вдруг останавливался: «Подождите, подождите! Не трогайте сейчас меня!». Ему нужно было не спугнуть зазвучавшую в нем мелодию. Было ощущение, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить. Болезнь не дала ему возможности принять участие в создании музыки для моего нового фильма «Багровый цвет снегопада». Я снова приезжал к нему в Сиверскую, он уже жестоко страдал от своих недугов. Но все равно проигрывал мне на рояле свои новые мелодии - продолжал работать. Я говорил: вот то, что мне нужно! Потом, во время прогулки, ему приходила в голову новая мелодия. Все было как всегда. Просто он был уже очень болен. И я приезжал к нему не за музыкой - просто навестил друга. И это была наша последняя встреча... Вообще, сейчас никакие слова не смогут передать то, что я чувствую. Рядом с тобой был гений! Я думаю, его музыка будет жить гораздо дольше, чем мы можем представить. Он был скромным человеком, не любил шумихи и рекламы, но если собрать все им написанное - для фильмов, для исполнения в концертах, собрать песни, собрать симфонические произведения воедино, многим откроется, какой великий композитор жил среди нас...».

За свою жизнь Исаак Шварц написал музыку к более чем к 35-ти театральным постановкам и 120-ти фильмам.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 13.05.2018 19:01
Просмотров: 1542