Русская графиня Сегюр

Русская графиня Сегюр - фото 1Её «Сонины проказы» (Les Malheurs de Sophie; 1858); роман был адаптирован для кино (1946 и 1979 гг.) и театра (2008), балета (1935), мультсериала (1998) и музыкальной комедии (2011), - давно стали классикой французской литературы. Сама графиня де Сегюр входит в "двадцатку" самых переводимых французских авторов XIX века наравне с обоими Дюма, Жюлем Верном и Бальзаком. Роман же «Генерал Дуракин», наряду с «Михаилом Строговым» Жюля Верна, долгое время оставался для маленьких французов важнейшим источником познаний о России. В царской России книгу не издавали, оценивая её как оскорбительный памфлет; особенно негативно воспринималась сцена показательной порки в полицейском участке (в оригинальной версии экзекуция происходила в присутствии детей, однако под давлением издателя автор эту подробность устранил)
Так кто же она - эта графиня де Сегюр , обратившаяся к литературному творчеству лишь в 57 лет? Биография урожденной Софьи Федоровны Ростопчиной сама могла бы послужить сюжетом драматического произведения, - но произошло это с ее сестрой Наталией в замужестве Нарышкиной. Софья третий ребенок московского губернатора Ростопчина и графини Екатерины Ростопчиной, урожденной Протасовой. Родившаяся 1 августа, крещена 9 августа 1799 года в Зимнем дворце; её крёстный — Павел I. Отец Софьи впал в немилость при дворе в 1801 году и был отправлен в ссылку в московское имение Вороново за 3 недели до убийства царя; семья перебралась в огромное подмосковное имение Вороново, где и прошли детские годы будущей писательницы. Дети получали чрезвычайно суровое воспитание, о чем писала в своих мемуарах сестра Софьи Наталия Нарышкина: им даже в самую жаркую погоду категорически запрещали пить между трапезами и применяли публичные телесные наказания.
В царствование Александра I положение Ростопчина еще больше осложнилось, однако в 1809 году император, столкнувшись с политическими трудностями, вновь вернул его ко двору и в 1812 году назначил московским генерал-губернатором. В мае 1812 года семья перебирается в Москву; Софья живет в приобретённом отцом дворце на Большой Лубянке, а также во дворце в Сокольниках. В период Отечественной войны семья сначала укрывается в Сергиевом Посаде, а затем в Ярославле; в ноябре они возвращаются в Москву, затем едут в Санкт-Петербург; лето 1815 года семья проводит в Царском Селе. Последним российским адресом Софьи Ростопчиной становится Вороново, откуда в июле 1817 года она с матерью, братьями и сестрами выезжает в Париж (граф Ростопчин, обвинённый в организации большого московского пожара в 1812 г., был вынужден покинуть Россию — под предлогом лечения на водах).
Оказавшись в Париже, Софья окунается в светскую жизнь, пользуется успехом у поклонников, посещает салон Софьи Свечиной - выдающаяся дама своего времени, проматовавшая состояние своего мужа генерала Свечина (старше на 25 лет, вынужденного эмигрировать из России из-за отношений с Павлом) , сочинительница, домашняя капелла которой — местом перехода многих православных (и Софьи Ростопчиной) в католичество, Свечина настолько выдающейся по своим религиозным убеждениям католичкой, что вскоре после её смерти упорно передавали слух о её канонизации. В 1818 году Ростопчина знакомится с графом Эженом де Сегюром; их свадьба состоялась в июле следующего года. Теперь она живет в аристократическом особняке на улице Варенн. Убежденная католичка, Софья де Сегюр становится прихожанкой храма Святого Сульпиция. В апреле 1820 рождается её первенец, Луи-Гастон де Сегюр. Отношения между супругами были чрезвычайно прохладными. Поскольку столичная жизнь крайне угнетает Софью, год спустя отец приобретает для неё усадьбу Нуэтт в Нормандии (36 лье от Парижа), чем-то неуловимо напоминающую Вороново.
Фёдор Васильевич Ростопчин возвращается в Россию, где и умирает в январе 1826 года; его дочь больше туда ни разу не возвращалась. Зато её сын Луи-Гастон в 1841 году совершил путешествие на землю предков, побывал в Вороново и привез оттуда ряд интереснейших зарисовок. Большая часть её жизни во Франции прошла в Нуэтт, однако в 1872 году Софья Федоровна неожиданно продала усадьбу без всяких на то финансовых причин и последние годы жизни провела в замке Кермадио (château de Kermadio), принадлежавшем зятю Арману Френо́ и дочери Генриэтте, — в Бретани, департамент Морбиан.
К литературному творчеству графиня де Сегюр обратилась в 57 лет и написала в общей сложности два с половиной десятка книг. Возможно, это произошло под влиянием автора «Парижских тайн» Эжена Сю и католического писателя Луи Вейо — оба часто посещали усадьбу Нуэтт. Первоначально она предназначала свои сочинения исключительно для собственных внуков (всего их у писательницы было 20), однако её книга «Новые волшебные сказки», проиллюстрированная знаменитым Гюставом Доре и выпущенная в ставшей впоследствии знаменитой коллекции «Розовая библиотека», снискала большой успех у читателей. В результате издательство «Hachette» предложило графине опубликовать другие её сочинения, и в 1859 году Софья Фёдоровна передала этому издательству эксклюзивные права на издания своих книг.
Похоронена по соседству с замком Кермадио, на городском кладбище Плюнере (fr:Pluneret). Над её могилой установлена статуя Девы Марии. Вместе с ней похоронен Луи-Гастон де Сегюр (fr:Louis-Gaston de Ségur) и дочь Генриэтта (1829—1908). В честь писательницы названы улицы в нескольких французских городах, аллея в парижском парке Монсо.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 01.08.2018 12:07
Просмотров: 415