Праздник Дружбы дагестанских народов

Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 1Во всех городах и районах Республики Дагестан 15 сентября прошли торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню единства народов Дагестана. С поздравлениями выступили высшие руководители республики и главы городов и районов, отмечая в своих речах важность этого праздника.


Глава Дагестана Владимир Васильев в частности сказал: «Этот праздник олицетворяет дружбу народов Страны гор, их общность, определяющее историческое прошлое и грядущее будущее...»
Прекасные и мудрые слова! С ними трудно не согласиться. День единства для любого региона и субъекта страны является фундаментальным принципом порядка, стабильности и развития.

Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 2
Но всё ли так благополучно в Дагестане и есть ли единство в практической жизни народов Дагестана? – С этим вопросом мы обратились к целому ряду общественных деятелей и должностных лиц республиканского правительства и муниципальным чиновникам.
Уже одно то, что они не захотели фигурировать в нашем критичесском обзоре говорит о том, что дружба народов Дагестана оставляет желать лучшего. Конечно, дружба среди дагестанских народов несомненно существует; дагестанские народы по природе своей люди очень интернациональные. С этим глупо спорить. Но всё ли в Дагестане так идиллично, как утверждают в своих речах официальные лица и общественники?
Нас волнует вопрос: насколько органична эта дружба в жизни наших народов? Что на самом деле думают и делают национальные элиты и интеллигенции. Каково количественное соотношение между теми, для кого понятие дагестанец важнее причастности к своему этносу? Возможно ли одинаково дорожить своим народом – как этносом и дагестанством – как политической нацией в рамках республики, существующей, в свою очередь, внутри Федерации как Российской нации?
Один из ученых гуманитариев, работающий в одном из махачкалинских вузов сказал:
- Идиллии в дружбе народов нет нигде в мире и даже в США, берущей на себя роль мировой сверхдержавы, существует масса проблем связанных с латентно текущими национальными вопросами. Американцы англосакского происхождения до сих пор ненавидят ирландцев, те проклинают их за геноцид и прочие издевательства. Даже в арабских странах арабы отличаются одни от других и тоже имеют друг к другу массу претензий. Чего уж о нас говорить...
Да. Совершенно верно. Мы полностью согласны с таким взглядом на данную проблему в её общем виде. Но есть ведь и частности, от верного решения которых, зависит общее благополучие.
Действительно, ккую страну или регион не возьми везде и всюду есть проблемы в дружбе народов. Однако политика тем и хороша, что, как говорил Ленин: «Любая власть есть насилие». Добавим к этому афоризма Бисмарка: «Человечество должно принуждаться к добродетели». И мы получим цельный метод решения любых проблем, связанных с нарушением дружбы народов.
А кто нарушает дружбу народов?

Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 3
Мы не готовы в этой публикации называть их по именам, но заметим в общем виде. Это, как правило, националисты всех мастей и толков. Но в Дагестане это очень бранное слово и даже самый махровый националист шумно открашивается от этого ярлыка. Только ведь отрицание вины не делает вора законопослушным человеком. Так и националисты, подтачивающие в Дагестане дружбу народов, не признаются в своей виновности. И это естественно. Но не менее естественно и то, что мы их периодически вычисляем.

Так один из махачкалинских общественников сказал:
- Я не знаю прецедента, чтобы в Дагестане кого-то судили за наицонализм, как это бывает в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах страны. Однако мы с одними националистами – проводим разъяснительную работу, других – предупреждаем об ответственности, а третьих – посылаем куда подальше. Иногда приходиться выходить даже за рамки закона...
Суть националистов, небольших групп, имеющихся во всех дагестанских народах, это этнический эгоизм, желание возвысить свою нацию любыми путями, включая ложные и спекулятивные заявления, утверждения и публикации, в том числе в научных изданиях.
Также для эноэгоистов Дагестана характерно беспредельное восхваление своих национальных героев. Например, лезгинские националисты не замечают, что они делают из Давуда-Хаджи (1680 - 1728) – культовую личность. Но культ правомочен по отношению к религиозным лидерам и то в рамках действительных степеней святости, прописанных в религии.
В действительности Давуд-Хаджи – дагестанский воитель, один из руководителей антииранского восстания в Южном Дагестане и Северном Ширване. Личность выдающаяся и вместе с тем противоречивая и трагическая. А кто из великих личностей не противоречив? Таких мы не знаем, особенно в числе воителей и полководцев.

Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 4Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 5
Чего стоит заявление кумыкских остепенённых ученых-историков о том, что Султамут выиграл войну с Россией и протянул ей руку дружбы не как побежденный, а как победитель?!
И таких заявлений, одно похлещи другого, к сожалению слишком много, чтобы дружба народов крепла в Дагестане действительно и на практике, а не только в речах официальных лиц и общественных деятелей. Послушать иных дагестанцев, например, лакских националистов, выходит, что их ханы правили чуть ли не всем Кавказом, получали дань от Кабарды до Баку и Шемахи, что слишком громко, для того, чтобы могло быть правдой.
В этой связи мы обратились к ученым историкам из числа вменяемых. Они говорят, что дагестанской, равно как и в общекавказской истории не возможно навести порядок. Ответственные лица Минобразования РФ предпринимают слабые попытки держать историков в рамках академических принципов и законов, но эффекта очень мало. В российском законодательстве слишком много демократии... А всё избыточное, как правило, дает обратные результаты. Вот и лепят историки свои тезисы – как истину в последней инстанции и никаких тебе угрызений совести не испытывают.
А всё почему? Да потому, что научно-технический прогресс в Дагестане намного или даже через чур на много опережает культуру в основных аспектах жизни: социальном, правовом, академическом, нравственном и т. д.
Конечно, технический прогресс везде в мире опережает духовность. Это не только дагестанская беда, но общечеловеческая проблема. Однако, мы не в ответе за всё человечество, а тому следует понимать, что если где-то в мире люди сошли с ума, то это не оправдывает наше сумасшествие.

Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 6Праздник Дружбы  дагестанских народов - фото 7

P.S.
Подводя итог или резюмируя выше сказанное, следует понимать, что дружба народов Дагестана и впредь будет крепнуть только благодаря тому, что мы развиваемся в зоне российской юрисдикции. Пока жива дружба народов Российской Федерации будет и дружба народов Дагестана. Иначе, нет, она рухнет, как карточный домик.
Дагестанцы стартовали в цивилизации примерно на 1000 лет раньше русских. Древняя Русь или Киевская Русь, что одно и то же, образовалась в IX веке, а государство Кавказская Албания, объединявшая предков современных дагестанцев, грузин и некоторые другие племена, не сохранившиеся к нашему времени, - во II веке до н. э.
Русские, образовавшиеся из нескольких десятков славянских и неславянских племен, пережила татаро-монгольское иго и взяла курс на имперское развитие и до сих пор является сверхдержавой. А вот дагестанские народы, после распада Кавказской Албании под ударами Сасанидской Персии в V века н. э. уже никогда не смогли объединиться водно централизованное государство. Самым большим достижением дагестанских народов в плане цивилизованного устройства жизни явился имамат Шамиля. Но ведь и он не стал централизованным общедагестанским государством. И надо ведь знать, почему.
Если опустить религиозный аспект личности имама Шамиля, то есть абстрагироваться от мистических утверждений современных дагестанских шейхов и их мюридов, то о Шамиле можно сказать, не погрешив против истины: он явился во всей средневековой истории Дагестана самым сильным воителем-полководцем. Но войну с Россией, как это хорошо известно, он не выиграл.
Допускал ли он ошибки в управлении имаматом. Я и многие не ангажированные тарикатом (суфиям честь и хвала! Они лучше ваххабитов!) авторы считаем, что да, допускал. Однако, мы точно также понимаем, что совершенные имамом Шамилем ошибки в управлении имаматом, если и умоляют степень его исторического величия, он всё равно остается непревзойденным кавказским воителем-полководцем. И я не слышал ни от одного аварца, даже самого фанатично преданного Накшбандийскому тарикату, что Шамиль выиграл войну с Россией. А это вселяет надежду, что логическая культура мышления в Дагестане и впредь будет развиваться. Стало быть и с дружбой наших народов не всё так плохо. Просто надо прогрессивно мыслящим взяться за наведение порядка в дагестанской историографии.
Вот и всё, уважаемые Дагестанцы!
Мира и процветание вам лично от меня и Расула Шарипова – сильнейшего дагестанского интернационалиста. Только он один не убоялся фигурировать в этой публикации.

Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ,
редактор отдела экологической философии

Категория: Экология культуры
Опубликовано 16.09.2020 16:15
Просмотров: 1888