По дорогам СССР с площадки второго этажа автобуса

Вот уже почти 60 лет минуло с того момента, как состоялась премьера наивного и трогательного фильма "Я купил папу", - это потом Илья Фрэз , некогда постановщик представлений первых кремлевских ёлок, снимет "Вам и не снилось", - а вот тогда появилась лента про 5-летнего Димку, который очень хочет папу!

По дорогам СССР с площадки второго этажа автобуса - фото 1Уже в народ ушло придуманное сценаристом Вольфои Долгим:
— Ты меня где купила? В магазине?
— В магазине.
— Меня купила, а на папу денег не хватило, да?
Но есть кое-что еще, кроме того, что там можно перейти с одной стороны Ленинского проспекта и тут же оказаться на проспекте Кутузовском! Да что там: повернуть за угол - и вот ты уже из Москвы оказываешьься в Сталинграде у тракторного завода! Наконец, катит по Калининскому и Кутузовскому замечательно красивый автобус и слышит мальчишка Димка, мол, какие красивые автобусы научились делать советские люди! Красивый двухэтажный автобус, никогда не выпускавшийся в Советском Союзе.
Двухэтажные городские транспортные средства всегда были чем-то необычным, вызывающим священный шок и трепет. В Советском Cоюзе было только два эксперимента с такого рода пассажирским транспортом, да и то в Москве.
Оба эти эксперимента признали в итоге неудачными. И оба эти эксперимента осуществлялись при помощи иностранных разработок: английского троллейбуса «Инглиш электрик» и немецких двухэтажных автобусов Do 56, Do S6
Вообще в нашей стране было несколько попыток создания двухэтажного автотранспорта. Пару первых раз это было связано с именем Сталина. Вероятно, как-то увидав хронику из Лондона, вождь задался вопросом: а чего это у нас нет такого, может же больше трудящихся перевозить! Товарищ Микоян горячо согласился - и вот в 1937 году через море в СССР отправился знаменитый троллейбус English Electric.. Когда его в июне 1937 года морем доставили из Англии в Союз, то из Ленинградского порта он почти своим ходом «добежал» до Калинина, а уже оттуда на барже был отправлен в Москву. В конце тридцать седьмого английский троллейбус разобрали, переосмыслили и собрали советский. Вес увеличился на 2 тонны, руль переместился влево, а дверей стало две.
Получил он имя ЯТБ-3 и было выпущено аж 10 (иногда говорится, что 11) экземпляров! Что же до автобусов: то попытку преприняли в Ленинграде на базе одного из лучших созданных здесь советских довоенных автобусов АТУЛ-АЛ2. Существовало немало споров, была ли эта попытка увенчена каким-либо конкретным действием, пока в 90-е на садовом участке в районе Олонца не нашли полуистлевший двухэтажный кузов , где верх был сделан из дельта-древесины (примерно как корпус истребителя ЛАГГ-3). Якобы сам автобус долго трудился на курортных маршрутах Онежского озера.
Когда же в составе СССР оказалась Эстония, то в небольших автомастерских (позже Тартусский авторемонтный завод выпускал микроавтобусы) не нашелся почти готовый кузов созданный на базе Scania-SAAB. Что с ним случилось, мнения расходятся: то ли доставили в тот же Ленинград, то ли в Горький.
И вот мы дошли до послевоенной поры! Ну и до фильма "Я купил папу".. В конце 50-х годов в Москве препринималось несколько попыток по оптимизации движения транспорта в Москве, как легкового и грузового, так и пассажирского. В частности, проводили эксперименты по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Видимо, именно под эту программу в Москве и появилось три необычных автобуса: немецкие Büssing D2U, Do 56 и Do S6.

По дорогам СССР с площадки второго этажа автобуса - фото 2По дорогам СССР с площадки второго этажа автобуса - фото 3Впрочем Büssing D2U, а именно он снимался в кино!, появился неожиданным образом: поехал Н.С. Хрущев в ГДР, повез лимузин ЗИЛ в подарок тогдашнему руководителю Отто Гротенволю - и в ответ получил заинтересовавший его автобус! Впрочем не совсем такой же: для СССР сделали особую модофикацию, вместо задней открытой площадки были установлены широкие задние двери; всего дверей три - через переднюю можно было попасть на второй этаж, через среднюю - на первый; через заднюю - в оба салона. А вот простые трудящиеся никак не хотели ездить наверху!
Все три машины первоначально ходили по маршруту № 111 от МГУ до пл. Свердлова (через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост, по Моховой и к Большому театру). Позже они были переведены на маршрут 144 — от метро «Октябрьская» до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А в завершении своей «московской карьеры» на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта «Внуково». Потом оба DO признаны непригодными - их списали и разрезали; а вот подарок Хрущеву некоторое время курсировал по тогда непешеходному Арбату, а потом... Потом был отправлен в распоряжение созданного во Львове Головного союзное конструкторского бюро по автобусам (ГСКБ) позже переименованное в во Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (ВКЭИ). На этом следы его теряются..
Между тем в ГДР производство Robur из Циттау в рамках СЭВ выпустилю серию двухэтажных автобусов (второй уровень был открытым) - известно, что несколько таких эксплуатировалось в СССР в южных санаториях.
Наконец, лет десять назад АО «Курганский автобусный завод» показали опытный двухэтажный капотный автобус, так и не пошедший в производство.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 13.09.2018 21:26
Просмотров: 655