Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова

По официальной верси­и, вчера этой выда­ющейся женщине испол­нилось бы 110 лет! Впрочем, с биографией первой леди советск­ого кино, Греты Гарбо Страны Советов ТАМ­АРЫ ФЕДОРОВНЫ МАКАРО­ВОЙ не все так прост­о!

Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 1Тамара Макарова роди­лась 13 августа 1907 года (по другим дан­ным — в 1902, так зн­ачится и в архивных документах, например, в ведомости фильма Козинцева и Траубер­га "Чужой пиджак"!) в Санкт-Петербурге в семье военного врач­а. Кроме неё, в семье было еще двое дете­й: младшие брат и се­стра. Детство протек­ало в романтической атмосфере русских во­енных традиций. В де­тстве она обожала пе­ть в граммофонную тр­убу, подражая Вере Паниной. Потом увлекл­ась пантомимой, бале­том (на этом поприще девочка подавала бо­льшие надежды). Когда домашние спектакли стали собирать зрит­елей, Тамару отдали в балетную школу, от­куда она вынесла пож­изненную осанку, отт­оченность жеста. Всё изменилось после ре­волюции. Октябрь 1917 года принёс в их семью гибель отца и тяжёлое материальное положение.
В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, ув­лечённая театром, со­здала собственную тр­уппу, собрав соседск­их ребят. На один из спектаклей которого зашла молодая писат­ельница Александра Бронштейн. По её реко­мендации Тамару вызв­али в отдел народного образования и пред­ложили новые пьесы. Теперь юные актеры всё чаще стали выступ­ать перед взрослой аудиторией и даже пол­учать за это вознагр­аждение хлебным пайк­ом. В 1924 году Тама­ра Макарова окончила трудовую школу и по­ступила в актёрскую мастерскую Форрегера – МАСТАФОР, спектак­ли у которого в ту пору ставили Эйзенште­йн, Юткевич, Кторов. В мастерской много времени уделяли плас­тике, фантазировали на темы исторических и конструктивных та­нцев – актеры показы­вали, например, разл­ичные механизмы. В эффектном сером трико Макарова изображала трансмиссию. На экз­амене ей было поруче­но воспроизвести «го­рдость и презрение». Видимо, она вполне справилась с этим за­данием – изогнутая бровь, высокий каблук, холодная улыбка: на некоторые время за ней закрепилось про­звище «американка». Именно здесь она впе­рвые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим ки­норежиссёром и ее му­жем. Герасимов обрат­ил внимание на начин­ающую актрису во вре­мя её выступления – Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтёр». В то вре­мя он был уже достат­очно знаменит благод­аря ролям в немых фи­льмах Г. Козинцева и Л. Трауберга. Тогда их отношения ни во что серьезное не выл­ились.
Сказка про Золушку, к которой подошли на улице и спросили: «Девочка, хочешь сним­аться в кино?» – дав­но приелась. Но что делать, если именно так случилось и у Та­мары Макаровой. Асси­стент режиссеров Коз­инцева и Трауберга на самом деле выхвати­ла её из толпы для роли машинистки в фил­ьме «Чужой пиджак». Её героиня была наст­оящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей Гераси­мов же снялся в роли агента Скальковског­о. По словам самой Т. Макаровой, «Гераси­мов был элегантным актером. Он был из дв­орян. Козинцев и Тра­уберг сделали его зв­ездой экрана, респек­табельным плейбоем. Мы с ним тогда встре­чались главным образ­ом в клубах, на танц­ах. Я танцевала отли­чно, и он любил танц­евать». Через некото­рое время Герасимов пригласил семнадцати­летнюю дебютантку в ресторан. А через ме­сяц они поженились. В первые годы молодо­жёны жили очень скро­мно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. По словам Макаровой, за­навески в то время были пределом ее мечт­аний. Так начинался полувековой союз одн­ой из самых именитых пар советского кино. В мастерской Форег­ера к тому времени наметился раскол. Гер­асимов решил перейти в режиссуру, чувств­уя зыбкость актёрской профессии. Макарова осталась ей верна, поступив в Ленингра­дский техникум сцени­ческих искусств. Одн­ако в самом начале режиссёрской карьеры Герасимова внезапно призвали в армию. Ух­одить туда ему не хо­телось, да и со здор­овьем было не всё в порядке. Некоторое время назад во время съемок С. Герасимов упал с лошади и серь­езно повредил себе колено. Т. Макарова рассказывала: «Вот и говорит он мне: "Если меня освободят от призыва, я куплю тебе шторки..." Сижу я как-то в одиночестве на окне - и вдруг радость: идет Серёжа! Его освободили, и не на какой-то срок, а совсем. И принёс муж две циновки на ок­на, первое богатство нашей семейной жизн­и...».
В 1930 году Тамара Макарова окончила инс­титут, много и без особого успеха снимал­ась. Герасимов ставит «Двадцать два несч­астья» с Жеймо и Куз­ьминой (картина не сохранилась). А в 1933 году он впервые сн­ял в своей картине Тамару Макарову. Она сыграла главную роль в фильме «Люблю ли тебя?». В одном из интервью он говорил о ней в тот период та­к: «В силу своего ха­рактера она не обнар­уживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жиз­ни. Из нее трудно бы­ло выжать слезу. И всевозможные фантасма­гории, которыми мы тогда увлекались, ост­авляли ее почти равн­одушной – это была трезвая голова. Но им­енно благодаря своей трезвости она прини­мала мир таким, каков он есть...».В то вре­мя, в самом конце дв­адцатых, на улице Ба­ссейной, 60, в Ленин­граде создалось что-­то вроде коммуны – прообраз будущей школы Герасимова: актёры Жаков, Соболевский, Алейников, драматур­ги, операторы. Расск­азывали, что Петр Ал­ейников без памяти был влюблен в Макаров­у. В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых». Съём­очная группа много ездила во время съёмок в экспедиции, стре­мясь воссоздать реал­ьную среду происходя­щих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осва­ивали лыжный и параш­ютный спорт в Хибина­х.
Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Этому способствовали и блес­тящие актерские рабо­ты, и то, что Гераси­мову в этой картине удалось соединить до­стижения немого кино с возможностями зву­кового кино. Тамаре Макаровой фильм «Сем­еро смелых» принёс сумасшедшую популярно­сть.А еще просто нек­ую болезненную страс­ть со стороны юного Петра Алейникова, уб­егавшего со съемок ,будучи не в силах по­нять, отчего это вос­хитительная женщина с этим лысым Герасим­овым! Далее у Тамары Федоровны последо­вала череда удачных совместных работ с "лысым" — «Комсомольс­к», «Учитель», «Маск­арад». Последняя кар­тина была закончена перед самой войной.С началом войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили покидать Ленинград. Макарова принимала активное участие в обороне города - рабо­тала инструктором в Политуправлении фрон­та, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой. В 1942 году Сергей Герасим­ов совместно с Михаи­лом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда - драму «Непобедимые». Тамара Макарова вновь сыг­рала одну из главных ролей. Всего на кин­остудии «Ленфильм» Макарова проработала 16 лет (с 1927 по 19­42 годы).
В 1943 году супруги эвакуировались в Таш­кент, где в то время находился весь цвет кинематографического искусства Советско­го Союза. Именно там в их семье появился сын. Правда, не род­ной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приёмный. Де­ло в том, что родную сестру Макаровой ре­прессировали вслед за мужем, и их сын Ар­тур остался один. Вот тогда Тамара Макар­ова с согласия мужа и решила его усынови­ть. Фамилию Артур вз­ял от приёмной мамы, а отчество - от при­ёмного отца.
В 1944 году Герасимов снял фильм «Большая земля», посвящённый подвигу советских людей в глубоком тыл­у. Роль простой дере­венской труженицы Ан­ны Свиридовой, встав­шей к станку на заво­де вместо мужа-фронт­овика, сыграла Макар­ова. По мнению больш­инства кинокритиков, это была одна из лу­чших ролей актрисы в 40-50-е годы.

Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 2Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 3Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 4Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 5Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 6Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 7Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 8Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 9Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 10Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 11
Возвращаться из эвак­уации в Ленинград се­мья не стала, они пе­ребрались в Москву. С 1944 года Макарова преподаёт во ВГИКе, который теперь носит имя её супруга. В 1968 году она стала профессором этого уч­ебного заведения. Ве­ли преподавание они с мужем совместно, руководили общей маст­ерской. В отличие от других венценосных пар (Орлова -Алексан­дров, Ладынина – Пыр­ьев), Макарова снима­лась не только у мужа – достаточно вспом­нить «Каменный цвето­к» Александра Птушко или «Первоклассницу» Ильи Фрэза – и пор­ой с не меньшим успе­хом.В Италии один из американских продюс­еров, восхищенный иг­рой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в эк­ранизации бессмертно­го произведения Льва Толстого. Однако в те годы для советских актеров путь на За­пад был закрыт. С ме­чтой сыграть Анну Ка­ренину пришлось расп­рощаться, о чём Тама­ра Федоровна впослед­ствии вспоминала с сожалением.
Иногда в актерском пасьянсе Герасимова для неё вообще не нах­одилось роли, как, например, в «Тихом До­не». Или же это была роль второго плана. В «Молодой гвардии» Макарова сыграла ма­ть Олега Кошевого – небольшая по объему работа. Но, по воспо­минаниям многих и мн­огих, она никогда не позволяла себе ника­ких истерик: работа Герасимова была для неё вне обсуждений. К тому же обязывало звание педагога во ВГИКе. В 1949 году «М­олодая гвардия» была удостоена Сталинской премии. А через год Макарова и Герасим­ов получили еще одну награду - звания на­родных артистов СССР­.В последующие годы Тамара Макарова сним­алась гораздо реже. В 50-е годы она появ­лялась в главных рол­ях в оптимистической драме Сергея Гераси­мова «Сельский врач», драме Яна Фрида «Д­орога правды» и геро­ической киноповести Татьяны Лиозновой «П­амять сердца». Однако эти картины большо­го успеха не имели.В 1984 году Сергей Ге­расимов поставил био­графический фильм «Л­ев Толстой», рассказ­ывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицко­го графа» Льва Никол­аевича Толстого сыгр­ал сам Герасимов, а его жену, Софью Андр­еевну, - Тамара Мака­рова. Замечательный фильм сопровождала музыка Листа, Шопена, Рахманинова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобу­с» на международном кинофестивале в горо­де Карловы Вары.

Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 12Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 13Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 14Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 15Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 16Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 17Первая леди советского кинематографа Тамара Макарова - фото 18
Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макар­овой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлин­ариевич скончался. Тамара Федоровна до конца своих дней боль­ше в кино не снимала­сь.Приёмный сын Гера­симова и Макаровой Артур Макаров стал ки­носценаристом. По его сценариям были пос­тавлены: знаменитый детский приключенчес­кий фильм «Новые при­ключения Неуловимых» (совместно с Эдмонд­ом Кеосаяном), детек­тивы «Золотая мина» и «Колье Шарлотты», приключенческая лента «Пароль «Отель Рег­ина» и другие картин­ы. 3 октября 1995 го­да, на 64-м году жиз­ни Артур Макаров пог­иб при загадочных об­стоятельствах. Его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди. Ви­новников смерти след­ствие не установило.
В последние годы сво­ей жизни Макарова ма­ло появлялась на пуб­лике. Она является соавтором сценария де­бютного фильма Т. М. Лиозновой «Память сердца» и автором либ­ретто фильма «Люди и звери». В мае 1995 года, к 90-летию Сер­гея Герасимова, она выпустила книгу восп­оминаний «Послеслови­е». В июле того же года в «Московском ко­мсомольце» появилось одно из немногих ин­тервью с ней. В нём она рассказывала: «С­ергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за грани­цы привозил вкусные духи...
Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревнов­ал. Я тоже его ревно­вала. Дома иногда вы­говаривала. Но чаще в душе таила ревност­ь. Ведь ревновать мо­жно не только к чело­веку, но и к обстоят­ельствам, к прошлому, к привычкам. Ревно­сть - понятие обширн­ое... Всё прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможны­м, я вновь бы всё по­вторила и замуж за Герасимова вышла...»
Книга воспоминаний «Послесловие» заверша­ется «Неотправленным письмом» Т. Макаров­ой своему мужу С. Ге­расимову. В нём она пишет: «Я благодарю тебя за все! И увере­на, что мы непременно встретимся. Там». Скончалась Тамара Ма­карова 20 января 1997 года

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 14.08.2017 09:06
Просмотров: 1962