Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева

«Звезда кыргызского балета!», «Талант от бога», «Рождённая для сцены», «Наша Бюбюсара» - все это о ней, о легендарной первой балерине кыргызского народа Бюбюсаре Бейшеналиевой. Она внесла особый вклад в развитие балетной культуры Кыргызстана

Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 1Балерина родилась 17 мая 1926 года в селе Воронцовка в семье крестьянина. Она была маленькой девочкой с голубыми глазами. В округе ее называли Бюбюсара, но близкие ласково звали ее Гёко от сокращенного «синеглазка».
Хореографы Ленинградского училища разъезжали по стране в поисках талантливых детей. Приехали они и в Воронцовскую школу, где училась Бюбюсара. Разговаривая с руководством, кто-то из приезжих хореографов случайно глянул в окно и увидел группу девочек, которые прыгали в скакалки. Внимание привлекла Бюбюсара. Своей красотой она всегда выделялась из толпы подруг. Ее невозможно было не заметить, и девочку первую включили в список будущих воспитанниц. Конечно, родителям будущей балерины трудно было расставаться с дочерью, но они думая о ее будущем, отправили десятилетнюю Бюбюсару учиться в Ленинградское хореографическое училище.
В 1941 году Бюбюсара Бейшеналиева успешно окончила училище и стала солисткой Кыргызского Государственного театра оперы и балета. В 1948-1949 годы училась в классе усовершенствования А.Я.Вагановой в Ленинградском государственном хореографическом училище. В 23 года балерина преподавала в Бишкекском хореографическом училище.
Первой ведущей ролью Бюбюсары стала партия скромной кыргызской девушки Зайнуры в однократном балете «Селкинчек». Но всеобщее признание и огромную популярность принесли ей партии Айдай в балете «Чолпон». Она познакомилась со своим партнером Ураном Сарбагишевым, который тоже окончил Ленинградское хореографическое училище и впоследствии стал ее бессменным партнером на целых 18 лет.
«Спектакли с участием балерины становились подлинным праздником для поклонников театрального искусства», - вспоминал кинорежиссер Геннадий Базаров. За ее неповторимый талант зрители безумно любили балерину — оставив все дела и заботы, они шли в театр чтобы увидеть Бюбюсару. Фанаты знали ее расписание. Ежедневно поджидали балерину на бульваре Дзержинского, когда та шла на работу. На аллее собиралось более сотни людей. Бюбюсара проходила сквозь строй, который почтительно расступался, и люди считали за счастье поздороваться с ней. Пожилые люди пытались встать со скамеек, но она плавным движением руки останавливала их, ласково кивала головой и говорила: «Сидите, сидите».
Удивительно, несмотря на все это, ее не коснулась звездная болезнь.Каждое движение Бейшеналиевой, любой ее поворот, жест были удивительно органичными и естественными. В очень популярном балете «Красный мак» Р.Глиера она создала образ китайской танцовщицы и актрисы Тао-Хоа. В этом балете она должна была станцевать «Танец с чашей». Чаща была наполнена ядом, балерина по приказу своего хозяина Ли-Шан-Фу должна была передать Капитану советского корабля, чтобы спровоцировать конфликт. Все мучения героини, внутренняя борьба чувств Тао-Хоа, страх перед хозяином и нежелание передать чашу Капитану отчетливо прочитывались в игре Бюбюсары. Напряжение усиливалось, когда Ли-Шан-Фу брал из рук танцовщицы чашу и преподносил ее Капитану. И тут Тао-Хоа выбивала из рук Капитана проклятую чашу, из которой тот собирался отпить. Зал взрывался продолжительными аплодисментами. Она могла полностью отдаваться сцене, хотя было немало дней, когда у нее было огорченное лицо. А в балете «Анар» В.Власова и В.Фере Бюбюсара исполняла заглавную партию. Балерина была в белоснежном платье, красной шапочке с пером красивая и воздушная – она была живым символом чистоты и совершенства. Зрители хлопали до тех пор пока у них ладони краснели.
Народная артистка Кыргызской Республики, профессор Инга Евгеньевна Левченко, в своем автобиографическом рассказе писала:«В выпускном классе нашим педагогом стала Бюбюсара Бейшеналиева. Совсем маленькой девочкой я увидела Бейшеналиеву в балете «Чолпон» М.Раухвергера, и хотя прошло уже более шестидесяти лет с того памятного спектакля, до сих пор сохранилось яркое впечатление от игры и танца артистки. Я и не предполагала тогда, что судьба сведет меня с великой танцовщицей и великолепной актрисой, что Бейшеналиева будет моим педагогом в балетной школе, а через десятилетие после окончания училища и ГИТИСа им. А.В.Луначарского я буду педагогом-репетитором своей прославленной учительницы. Все мы, студенты Бюбюсары Бейшеналиевой, очень любили ее, стремились попасть на ее спектакли и обязательно проникнуть за кулисы, чтобы посмотреть, как наш кумир готовится к спектаклю, одевается и причесывается. Тогда, если повезет, мы садились на любой не занятый стул или просто устраивались на ступеньках и, затаив дыхание, смотрели на свою любимую балерину. Кстати, зачастую мы могли наслаждаться искусством великой балерины, стоя в проходах или вдоль стен, так как в те годы зрительный зал был всегда переполнен, особенно на спектаклях с участием Бюбюсары. Ее буквально заваливали цветами. Я полюбила этот жизнерадостный спектакль и могла его смотреть много раз. Интересно, что на каждом спектакле в игре балерины появлялись новые детали. Мне было удивительно видеть театральное «озорство» Б. Бейшеналиевой, так как в повседневной жизни она была человеком сдержанным и немногословным. Мы, ее студенты, считали своей обязанностью сопровождать балерину после спектакля или во время ее прогулок. Чуть склонив голову к плечу, медленно шла она усталой походкой по бульвару Дзержинского. Мы же, отстав от нее на почтительном – «дипломатическом» – расстоянии, двигались следом, запоминая ее каждый жест, стараясь подражать ей во всем. И порой нам казалось, что она на ходу продолжает репетировать свои партии».
Наверное, мало людей, которые не знают о драматической любви знаменитого писателя Чынгыза Айтматов и балерины Бюбюсары Бейшеналиевой. В 2009 году Жаныш Кулмамбетов даже снял фильм «Чынгыз и Бюбюсара». Сын Эрмек Бейшеналиев в одном из своих интервью говорил: «Однажды она призналась мне, что ей делал предложение Чынгыз Айтматов, но она ему отказала. Я не спрашивал ее почему, хотя видел, что между ними существует большое чувство. Это была их личная жизнь. В день похорон мамы на гражданской панихиде Чынгыз Торекулович сказал: «Нас связывало с ней тепло наших сердец». Было ли это открытым признанием в любви или действительно это была дань уважения к великой балерине, открывшей по-новому образы его героинь? Я не знаю».

Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 2Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 3Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 4Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 5Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 6Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 7Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 8Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 9Первая балерина Киргизии народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева - фото 10Врачи неожиданно обнаружили у нее неизлечимую болезнь. Последние дни примы проходили в онкологии. Геннадий Базаров рассказывал: «Мы снимали документальный фильм. Я пришел в больницу, Бюбюсара никого не принимала. Через сиделку я попросил у нее разрешение снять только ее глаза. «Простите, я не в форме», - ответила она. Никакой истерики, никаких слез. Истинно светский ответ интеллигентной женщины. Он тронул меня до глубины души. В соседней палате от такой же болезни умирала моя мать, и мне ли было не знать, как выглядят онкобольные. Через два дня ее не стало».
Бюбюсара — самая яркая мегазвезда кыргызской хореографии покинула этот мир 10 мая 1973 года, оставив яркий немеркнущий след в сердцах тысячи зрителей.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 18.05.2018 22:27
Просмотров: 1712