Парень наших городов и сёл - Николай Крючков

В тридцатые годы, когда шеф НКВД Генрих Ягода слег в кремлевскую больницу с воспалением легких, Николая Крючкова, который в то время приехал на гастроли в Пермь, спросили знакомые: «Как здоровье Ягоды? Какие новости?» «Плохие новости», — ответил Крючков. «Что, безнадежно? Умирает?» — «Нет, наоборот, ему значительно лучше. Он выздоравливает...»

Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 1Шутка, которая в те годы могла стоить очень дорого. Он вообще умел шутить и не страшится лишнего..Он родился в 1910 году в Покровских казармах на Пресне : «Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня, семимесячного, родила, а потом выходила, вырастила...» В семье Крючковых было семеро детей, однако «выходить и вырастить» матери удалось только одного. Отец работал на Трехгорной мануфактуре и рано умер. Его товарищи как могли помогали вдове — ткачихе Олимпиаде Федоровне, и все равно, чтобы семье хоть как-то удалось свести концы с концами, Коле с девяти лет пришлось начать работать.Тогда же началась путаница с датой его рождения : сейчас общепринято 24 декабря..Хотя Крючков не раз повторял, что за "квашеной капустой" мать пошла под Новый год, а в свидетельстве об окончании ФЗУ , где он в 14 лет выучился на гравера-накатчика красовалось - 25 декабря! Между прочим, с годами также бывало путались..И детских фото не осталось : «А о чем и на что фотографироваться-то было?» Еще в годы учебы он пристрастился к художественной самодеятельности: играл на гармони, пел, плясал (особенно лихо бил чечетку). А уж когда в 1927 году состоялся его театральный дебют в пьесе-монтаже «1905 год», где Крючков сыграл сразу три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника (по словам очевидцев, роль пристава в исполнении 16-летнего юноши была особенно колоритна и смешна), созрело окончательное решение — гравером-накатчиком он не станет никогда. Несмотря на недовольство матери, мечтавшей видеть сына при солидной должности, а не в роли комедианта, в 1928 году Крючков поступает в студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ). Правда, какое-то время он вынужден совмещать игру на сцене студии с работой на Трехгорке — надо было помогать семье.В спектакле «Зови, фабком!» молодого актера приметил кинорежиссер Борис Барнет и предложил Крючкову небольшую роль Сеньки-сапожника в фильме «Окраина». «Когда я начал пробоваться на эту роль, — вспоминал Крючков, — то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке — левша я... Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек».Дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. Вышедшая на экраны в 1933 году «Окраина» не только имела большой успех у зрителей, но и была отправлена на кинофестиваль в Венецию, где картину отметили почетным призом. Содружество Крючкова с Барнетом продолжилось, и год спустя режиссер пригласил Николая на главную роль в комедии «У самого синего моря». После этого фильма предложения сниматься посыпались на Крючкова со всех сторон. И он никому не отказывал, не гнушаясь играть ни отрицательных героев, ни эпизодические роли. За несколько лет он снялся в «Частном случае», «Возвращении Максима», «Человеке с ружьем», «Комсомольске», «На границе». Известность имела и свои пагубные стороны: с ними , например, столкнулся Михаил Ромм на съемках "Тринадцати" в Средней Азии; но когда Крючков в очередной раз появился навеселе, мотивируя, что в отснятой наполовину картине его невозможно заменить, Ромм скомандовал :"Падай!" - от неожиданности Николай Крючков рухнул на песок:"Снято!Снято, как ты падаешь, сраженный насмерть вражеской пулей. Ты убит. Больше ты мне не нужен! Отправляйся собутыльничать в Москву!" Но в Москву Крючков , привыкший выпивать, бравируя, что не пьянеет, не доехал - оказался в Саратове , где через пару месяцев был найден по требованию Пырьева в цыганском таборе.Прежде чем отдать главную роль в "Трактористах" Пырьев потребовал от артиста "завязать"! "Уже ",- с готовностью сообщил Крючков - ведь история с Роммом уже улеглась - но он врал: только в 1970 году на 60-летии он поднял тост "За мой последний стакан!" Кроме Крючкова в фильме снимались Марина Ладынина, Петр Алейников и Борис Андреев. Однажды в перерыве между съемками произошел такой случай. Крючков, Алейников и Андреев внезапно заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков заявил, что ему ничего не стоит опорожнить разом десять стопарей и не опьянеть. В ответ коллеги подняли его на смех, назвав трепачом. Тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей одну за другой опрокинув в себя заявленные десять стопок, сказал: «Ну как?» — и тут же ушел спать. Больше с ним на этот счет никто не спорил.
В фильме есть эпизод, повторить который не в состоянии ни один профессиональный танцор. Между собой киношники назвали эти па «феноменом Крючка». Николай Афанасьевич Крючков садится на землю и подпрыгивает, отталкиваясь от нее ягодицами. Крючков придумал этот эпизод сам, ведь его задачей по фильму было поразить «махновцев» и завоевать их расположение. Сплясать более или менее эффектно может каждый, и русский народ этим не удивишь, но вот придумать нечто запредельное, на грани преодоления гравитации, удается далеко не всякому.
«Трактористы» имели огромный успех. Песни «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя» и «Броня крепка, и танки наши быстры...» пела вся страна. Ладынина, Крючков, Алейников и Андреев мгновенно стали всенародными любимцами. В 1941 году все четверо
стали лауреатами Сталинской премии.
На съемках «Трактористов» Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили друг друга и после окончания работы над картиной поженились.

Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 2Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 3Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 4Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 5Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 6Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 7Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 8Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 9Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 10Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 11Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 12Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 13Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 14Парень наших городов и сёл - Николай Крючков - фото 15
После «Трактористов» были «Выборгская сторона», «Ночь в сентябре», «Яков Свердлов», «Член правительства», «В тылу врага». Но новый ошеломляющий успех принес Крючкову очередной фильм Пырьева «Свинарка и пастух». «Когда я начал сниматься в этой картине, — вспоминал актер, — ко мне заявился «под градусом» мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже «сослать в Сибирь». А я ему в ответ пропел: «А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля». Утром он звонил, извинялся». Началась война - Крючков рвется на фронт, однако военком отказывается визировать его заявление: «Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте». И Крючков работает как проклятый, одновременно снимается в шести картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход». Во время работы над «Небесным тихоходом» Крючков увлекся молодой актрисой Аллой Парфаньяк, игравшей в фильме одну из главных ролей. «Доброжелатели» не замедлили сообщить об этом его жене, и в 1945 году Мария Пастухова оставляет своего звездного мужа.
В послевоенные годы творческая активность Крючкова продолжает поражать зрителей. Одновременно он снимается в четырех, а то и в пяти фильмах. Однако можно пересчитать по пальцам фильмы, которые принесли актеру творческое удовлетворение: «Максимка», «Дело Румянцева», «Жестокость», «Звезда». Последний фильм был снят еще в 1948 году, однако на экраны страны вышел только в 1953-м. «Сталину не понравилось, — рассказывал Николай Афанасьевич, — что мой герой — сержант Мамочкин — перед тем, как взорвать себя, говорит: «Вот так вот», а не «За Сталина». И картину запретили...»
Он был живой легендой советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую роль в своей картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом. Однако, несмотря на огромную популярность, иногда и ему приходилось сталкиваться с элементарным советско-бюрократическим хамством. Рассказывает актер В. Сошальский: «В Ялте снимали фильм «Матрос с «Кометы». Я жил в доме отдыха ВТО, а Крючков — народный артист Союза, лауреат всех мыслимых премий — в самой дорогой гостинице на набережной. Вдруг однажды звонит мне: «Мальчик, черно...ые приехали, интуристы! И Крючкова выселяют из номера на два дня. Меня выставляют! Но я — пожилой человек! Ты поможешь мне вынести чемодан?» — «Куда?» — «Вниз, в кочегарку, — отвечает Крючков. — Там у меня знакомая...» — «Так, может, ко мне, в мой номер?» — «Нет, с ней мне будет уютнее...»
Пришел я, взял его чемодан, отнес вниз... «Спасибо, мальчик, ты мне больше не нужен, — поблагодарил дядя Коля. — Придешь, когда эти уедут».
Николай Афанасьевич был одним из любимейших в стране киноактеров, однако студия платила за него рублями, а эти «черно... ые», как он их назвал, платили долларами». И это неподобающее поведение советского артиста по отношению к "товарищам неграм" учли:
звание народного артиста СССР было присвоено Крючкову лишь в 1965 году. А в 1980-м он стал Героем Социалистического Труда.Без казуса не обошлось и тогда: на кремлевском приёме к нему подошел сам Суслов с неким пожеланием , но народный Крючков притворился глухим, прислонив ладонь рупором к уху , проорал "Не слышу!" Пока не умерли Суслов и Брежнев в Кремль больше зван не был: Лидия Николаевна Смирнова вспоминала : «Звонят из ЦК - с приглашением в Дворец съездов на собрание по случаю 60-летия Советского Союза. Соглашаюсь, конечно, но мне еще и поручение - привести Николая Афанасьевича и следить за ним! Удивляюсь:"Как , зачем?" - "Он вас уважает и боится, не то что нас!"» В 1957 ГОДУ распался второй брак Крючкова: Алла Парфаньяк ушла от него, забрав с собой сына (позже она вышла замуж за Михаила Ульянова). Третьей женой Крючкова стала Зоя Кочановская,
спортсменка, заслуженный мастер спорта, с которой они познакомились в 1959 году на съемках фильма «Домой».Она полностью овладела непокорным Крючковым, он млел, слушал ее во всем, всем рассказывал "Знаете, Зоя мне такую дочечку родит!" Увы, прожили они совсем недолго, даже не успели въехать в новую, выделенную им после свадьбы квартиру. Рассказывает А. Аршанский: «Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в газике. В центре города Зоя попросила ее подождать — она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, и, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный студебекер. Умерла она у нас с Крючковым на руках. А спустя два дня мы летели вдвоем в грузовом самолете, только мы и гроб, который болтался по самолету».
Крючков с трудом оправился после этой трагедии. Друзья, боясь за него, постоянно находились рядом. Но постепенно боль утихла, и через два года на съемках очередного фильма актер встретил свою последнюю любовь.И вроде бы остепенился.. Хотя ..Николай Крючков и Анатолий Ромашин шествуют по сочинскому пляжу. Ромашин толкает Крючкова локтем в бок: «Афанасич, смотри, какие две роскошные бабы лежат! Уй-ю-юй, какие бабы!..» Крючков мрачно хрипит в ответ: «Это для тебя БАБЫ, а для меня — ПЕЙЗАЖ!» После перестройки, когда все советское кино 30–50-х годов было огульно названо «сталинским», не забыли и про Крючкова: его как одного из виднейших представителей этого кино обвинили в пособничестве режиму коммунистов. Николай Афанасьевич сначала впал у властей в немилость, а потом и в нищету: пенсия народного артиста составляла в 1992 году всего 75 тыс. неденоминированных рублей, половину из которых он отдавал больной дочери...Он лежал , почти не поднимаясь..Жена Лидия почему-то стремилась ограничить круг общения: например, на порог не пустила приехавшую Аллу Баянову. Когда 13 апреля 1994 года Николай Афанасьевич Крючков скончался,место на Новодевичьем для "сталинского сокола кинематографии" пришлось "пробивать" с помощью бывшего главы Госкино Филиппа Ермаша , который зашел "из-за" - упросил одного иностранного знакомца позвонить в Кремль с выражением скорби о кончине звезды мирового кино; директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина позвонила в Главполитуправление армии. Николай Афанасьевич был народный любимец и герой, так что просим похороны по всей форме: военный оркестр, почетный караул, белые перчатки, ружейный салют... Генерал выслушал, тяжело вздохнул и мягко попенял: «Конечно, все сделаем, но в следующий раз в таких случаях, пожалуйста, звоните заранее!»

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить