Он снимал Освенцим - легендарный кинооператор Кенан Кутуб-заде

Когда человечество смотрит страшные кадры освобожденного советскими солдатами Освенцима - то видят кадры, снятые этим оператором

Он снимал Освенцим - легендарный кинооператор Кенан Кутуб-заде - фото 1«Оператор Кутуб-заде начал свою работу на 1-м Украинском фронте с киносъемки боев в районе Малина. Двигаясь с передовыми частями, все время находясь в боевых порядках, Кутуб-заде дал яркий, интересный репортаж с поля боя, в районе Белая Церковь. Исключительную смелость и отвагу проявил Кутуб-заде при съемке ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки. Будучи зaброшен в район окружения на самолете, снимая в труднейших условиях снежной метели, передвигаясь с киноаппаратурой пешком, будучи тяжелобольным, — Кутуб-заде не сорвал порученного ему задания и под сильным артогнем противника, пытавшегося прорваться из кольца, дал волнующие эпизоды разгрома немецкой группировки. По окончании этой съемки, будучи уже не в состоянии передвигаться, oпeратор Кутуб-заде был отправлен в Москву на излечение. После выздоровления Кутуб-заде возвратился на 1-й Украинской фронт и принял участие в съемках боев в районе Бучач.
Во время июльского наступления оператор Кутуб-заде находился в частях и снимал боевые эпизоды района Львова. Войдя в город одним из первых, Кутуб-заде дал исторический, неповторимый репортаж о вхождении Красной Армии в город Львов и встречу ее с населением.
Сейчас Кутуб-заде находится в районе Вислы и снимает форсирование ее нашими войсками. Оператор Кутуб-заде вполне достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны 2-й степени»
«Военный кинооператор Кутуб-заде один из основных кинооператоров киногруппы фронта. Во время наступления в сентябре 1944 года, находясь с передовыми частями в Карпатах, Кутуб-заде был ранен, но, не ожидая окончания выздоровления, вернулся на фронт. В наступательной oпeрации 1-го Украинского фронта с 8 января по май 1945 года оператор Кутуб-заде непрерывно работал в боевых порядках частей, проявляя при этом смелость и отвагу. 6 фашистских самолетов обстреляли колонну машин, в том числе и машину, в которой находился Кутуб-заде, но, несмотря на это, oпeратор Кутуб-заде, рискуя своей жизнью, спас киноаппаратуру и весь снятый киноматериал»
Человек-легенда Кенан Александрович (Абдуреимович) Кутуб-заде родился 13 августа 1906 года в турецком Константинополе (нынешнем Стамбуле) в семье турецкоподданного крымского татарина. Осенью того же года родители переселились в Бахчисарай, где и вырос будущий кинооператор – свидетель крымской революции и последующих Мировых . И сразу – интересный факт. «Кутуб» совсем ведь не фамилия, а прозвище, а то и псевдоним отца. Историю и перевод даже в семье его не знают. «Заде» же на турецком значит «урождённый».

Полиграфическое отделение Бахчисарайского художественно-промышленного техникума Кенан закончил в 1925 году по специальности техника-полиграфиста и был направлен на работу в Ялтинский райком комсомола. Как член Бюро юных пионеров руководил организацией в Крыму и, по счастливой случайности, избежал двух огнестрельных покушений.

Он снимал Освенцим - легендарный кинооператор Кенан Кутуб-заде - фото 2Он снимал Освенцим - легендарный кинооператор Кенан Кутуб-заде - фото 3Он снимал Освенцим - легендарный кинооператор Кенан Кутуб-заде - фото 4Он снимал Освенцим - легендарный кинооператор Кенан Кутуб-заде - фото 5Случайно он попал на Ялтинскую кинофабрику – в то время в производстве сразу находилось больше десяти немых ещё картин. И поражённый, очарованный процессом «делания фильма», съёмки, он на всю жизнь там подхватил «заразный киновирус» – неотразимы были впечатления, сформировавшие у юноши мечту, которая реализовались скоро. 23 февраля 1927 года Кенан стал помощником кинооператора. На улицах ловил себя на мысли, что у него в руках киноаппарат, улавливающий то, что скрыто в повседневной жизни. И страсть снимать кино его не покидала, укрепляясь.
Уже в 1928 году на Ялтинской кинофабрике Кенан Кутуб-заде играл в одной команде волейбольной с Маяковским – тот тоже часто пропадал на съёмках. С 1930 по 1932 год Кутуб-заде работал ассистентом кинооператора на Ялтинской кинофабрике «Восток-фильм». Практиковал в то время там великий оператор-немец Кюнц. До революции ему платили за работу золотом. И камеру свою он передал Кутубу и Мазрухо.* Потом ей владел единолично лишь Кутуб. По 1935 год Ялтинская киностудия находилась в ведении трестов «Восток-кино», где готовили специалистов второго звена – монтажёров, осветителей, декораторов и костюмеров для национальных киностудий Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Туркмении, а также снимали фильмы о борьбе с кабальными устоями быта восточных народов. В тридцатые годы крымской интеллигенции была объявлена не тайная, а явная война. Несколько человек погибло. И на Кутуб-заде было совершено два покушения. Спасаясь от привычного уже «хвоста», прогуливающийся будто беззаботно, Кенан внезапно впрыгнул в салон уходящего автобуса и в 1932 году стал москвичом.В столице дали комнату на пятом этаже, пристроенном к четырёхэтажнои доме на Колхозной площади (ныне Большая Сухаревская), работал он на киностудии «Восток-фильм», а в 1938 году стал кинооператором Центральной студии документальных фильмов. 1 мая 1933 года у молодой супружеской пары Кенана Кутуб-заде и Эсмы Куртсеитовой** родился первенец – Исмет. Он рос в Москве, в Новосибирске и в Казани. Рядом с московским домом поступил в Полиграфический, потом закончил ВГИК согласно генетической программе. Хотя отец категорически был против, Исмет стал всё же кинооператором ЦT на Шаболовке. С сокурсником приятельствовал, с Саввой Кулишом – учился режиссёр тогда на факультете операторов.
Кенан Кутуб-заде вступил в ВКПб в 1939 году, а через два года началась война, и пик его профессиональной деятельности пришёлся на фронтовые репортажи. К.А. Кутуб-заде входил в число двух с половиной сотен советских военных кинооператоров, снимавших на фронтах невиданного пика жестокости фашизма. Более сорока его коллег погибли героически как настоящие солдаты. Без содрогания нам невозможно вспоминать нечеловеческие зверства, преступления нацистов. Невиданными ужасами Второй мировой войны всё же XX век планете и запомнится. Тот тяжелейший исторический этап для капитана действующей Армии Кутуб-заде начался боями Первого Украинского фронта и первым репортажем из района Малина. В боевых порядках передовых частей кинооператор сразу же отметился ярким репортажем из района Белой Церкви. Вот говорят, что смелость исключительна, хотя для фронтового репортёра это было главным правилом. Снимал всегда он смело и отважно. И ликвидацию фашистской группировки в Корсунь-Шевченковской операции, и десантированный с самолёта к окружённым немцам с температурой, тяжело больным, Кутуб-заде снимал сквозь снежную метель, пешком с аппаратурой прорывался и, не сорвав задания под артогнём врага, пытавшегося рваться из кольца, оставил для Истории полный разгром противостоящих немцев. Уже без сил, не в состоянии передвигаться, киноoпeратор был отправлен на лечение в Москву. Вернулся снова в боевую операцию теперь уже в районе Бучача. В июльском наступлении на Львов Первого Украин­ского фронта, одним из первых он вошёл в освобождённый город, оставив нам неповторимый репортаж и о боях за Львов, и о волнующей встрече населением освободительной Красной Армии. Кутуб-заде снимал форсирование Вислы нашими войсками и за участие в боях был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Позднее вспоминал: «Я счастлив, что мои первые шаги в кинохронике совпали с тридцатыми годами – эпохой невиданного энтузиазма. Но война ворвалась в это прекрасное время дерзких планов и надежд. Для меня, военного корреспондента, от начала до конца войны оружием была кинокамера». Но, кроме кинокамеры, у оператора была ещё гражданская позиция и истинный патриотизм. Не показной, а настоящий, сильный, действенный.
В мировую кинохронику Кенан Кутуб-заде вошел прежде всего как автор фильма «Лагерь смерти Освенцим». Он был первым советским оператором, вошедшим в освобожденный концлагерь «Освенцим» 28 января 1945 года. «Я был с танкистами, которые ворвались в Освенцим и освободили его,— вспоминал Кенан Александрович.— Еще дымились печи... Когда я увидел детей, на которых фашисты ставили свои опыты, когда увидел горы обуви и волос, думал, сердце остановится. Снимал и плакал...»
И первое, что снял Кутуб-заде – это горы трупов; заключенных косили из пулеметов. А вот маленькая чешская девочка, больше суток уговаривающая встать свою расстрелянную бабушку. Он плакал, но снимал все – и циничную надпись на воротах «Каждому свое», и крематорий, где сжигали живых, и аккуратные мешки с семью тоннами человеческих волос, горы мешков с очками, детскими горшками, ботиночками, туфельками.
Кенан Абдуреимович начал снимать эту ленту вместе со своим фронтовым другом Быковым. Но Быков вскоре уехал — не выдержал, хотя прошел всю войну.Кутуб-заде плакал и снимал то, на что нельзя было смотреть: чудовищное нагромождение чудовищного, и снимал так, чтобы за всеми ужасами Освенцима чувствовалась великая нравственная сила узников гитлеровского лагеря смерти, их несгибаемая вера в торжество справедливости.
Весь мир обошли страшные кадры протянутых к оператору детских ручонок с фашистскими шестизначными лагерными тавро под закатанными рукавами полосатых роб. Перед камерой Кутуб-заде, будто кролики, уцелевшие в этом лагерном аду, малыши бредут между рядами колючей проволоки – многим тогда не было еще и восьми лет.
Один из них белокурый мальчик – белорус Гена Муравьев. В Освенциме фашисты разлучили его с матерью. Позднее поляки его усыновили и дали новое имя, но в глубине памяти эхом отзывались последние материнские слова – «Помни имя свое, Гена!..». Режиссер С. Н. Колосов признался зрителям, что основой для драматургической и изобразительной разработки его картины «Помни имя свое!» стал документальный фильм Кенана Кутуб-заде «Освенцим». Большинство его кадров непосредственно вошли в изобразительный ряд игровой картины. Так трагическая судьба Гены Муравьева, случайно оказавшегося перед камерой Кутуб-заде, стала основой драматического сюжета советско-польского игрового фильма.
В кинозале Освенцимского музея и сегодня для экскурсоводов показывают документальный фильм «Хроника освобождения», подзаголовок которого гласит: «Кинодокумент о гитлеровских преступлениях в Освенциме». Далее следуют фамилии авторов-операторов, в числе которых значится фамилия Кенана Кутуб-заде. Эта кинолента, выпущенная в 1945 году Центральной студией документальных фильмов в Москве, и сегодня волнует каждого.
Кадры, снятые Кенаном Кутуб-заде в освобожденном от нацистов Освенциме, стали свидетелями обвинения на Нюрнбергском процессе.
Не менее интересной стала работа Кенана Кутуб-заде в мирное время — сначала на Рижской, а затем на Ростовской студии кинохроники — только здесь он проработал свыше 30 лет, преподавая одновременно в кинотехникуме фотографию и киносъемку, прибавив к боевым орденам орден «Знак Почета». Он никогда не рассказывал о войне; вообще из фильмов о Великой Отечественной признавал только три - "Освобождение" (реж. Ю.Озеров) , "А зори здесь тихие" (реж. С.Ростоцкий) и "Под каменным небом" (реж. И.Масленников). Однажды друг по молодежному общежитию Савва Кулиш хотел пригласить на съемки, направив военный сценарий. "Врать не смогу", - гласила ответная телеграмма того, кто как-то вынужден был съехать из шикарного гостиничного "люкса": рядом на этаже веселились немецкие туристы, а он не мог слышать их смех.
Его первой послевоенной лентой был «День победившей страны». 160 операторов в течение 4 месяцев работали над этим фильмом в разных уголках советской страны: у хлеборобов Кубани и чабанов горного Кавказа, хлопкоробов Узбекистана и рыбаков Прибалтики, предстояло снимать восход солнца на мысе Дежнева — самой северной точке Советского Союза. Работа завершилась успешно, и в 1946 году фильм вышел на экраны страны.
Спустя год Кенан женится на Вере Гесск, с которой познакомился в период эвакуации за Урал работников Центральной киностудии, где она работала в кинохронике. В 1948 году у них родился сын Тимур, выбравший специальность геолога.
Более 20 фильмов, рассказывающих о возрождении страны, о ее могущественном росте, ее прекрасных людях, снято Кенаном в послевоенное время.+
Герои документальных картин Кутуб-заде — хлеборобы, строители, ученые, военные.
Всего же за более 40 лет работы кинооператором на Центральной киностудии документальных фильмов им создано около 40 лент кинохроники. И в этом его огромная заслуга перед страной, ибо «документальные фильмы не стареют, как не стареет история».
Кенан Абдуреимович в стенах Ростовской студии воспитал и обучил целую плеяду кинооператоров. Памятуя свою нескладную учебу, он старался передать мальчишкам, приходившим к нему ассистентами, максимум своих знаний, опыта.
Кенан Кутуб-заде скончался 22 февраля 1981 года в г.Ростове-на-Дону.
Кенан Абдуреимович Кутуб-заде... Все поколения советских кинодокументалистов знали это имя. Задолго до войны, в юношескую пору отечественной кинодокументалистики, он уже был ветераном.Юрий Николаевич Щербаков — кинооператор и кинорежиссер высшей категории, член Гильдии кинорежиссеров России, Почетный кинематографист России, Председатель Ростовского областного отделения Союза кинематографистов России так отозвался о своем наставнике:+
«Кенан Александрович (по паспорту Абдуреимович) был прекрасным профессионалом, скромным, добрым и просто замечательным человеком. Придя на Ростовскую киностудию сразу после школы, мне довелось работать со многими фронтовыми кинооператорами. Но более всего, вплоть до поступления во ВГИК, в качестве ассистента кинооператора я проработал с К. А. Кутуб-заде — меня даже прозвали Кутубчонком. Кенан Александрович тогда шутил: «Только поставишь горячую еще кинокамеру, а он хватает ее и давай снимать!». Это был великий мастер фронтовой и послевоенной кинохроники, первым вошедший в освобожденный Советской Армией концлагерь «Освенцим». Так что его творчество навечно останется не только в Истории Мирового кино, но и в Памяти всей Цивилизации Земли».
К сожалению, и сегодня не рассмотрено обращение к Президенту РФ об увековечении памяти Кенана Абдуреимовича Кутуб-заде - Человека, кинооператора, сына нашей многонациональной Родины!

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 14.08.2018 22:30
Просмотров: 937