Наталья Гвоздикова - 70

Одна из самых красивых актрис золотого века советского кинематографа, женщина с очень непростым характером и отношением к миру, сделавшая знаменитым городок Борзя из читинских краев, отмечает 70-летний юбилей. Хотя первоначально прославилась старшая из сестер , появившихся в семье военного инженера Федора Титовича и самодеятельной художницы Нины Николаевны Гвоздиковых, - Людмила, ставшая солисткой в театре Аркадия Исааковича Райкина, полагавшей за ней большое будущее

Наталья Гвоздикова - 70 - фото 1Наталья Федоровна Гвоздикова родилась 7 января 1948 года, мать была достаточно младше мужа, намного его пережила, и как позже откровенно делился Евгений Ильич Жариков - и супруг и он сам порой не выдерживали воли внешне хрупкой женщины "Много Наташа от нее восприняла", - пояснял Жариков.
Будущая звезда не без влияния сестры отправилась покорять столицу - и поступила во ВГИК! Будучи еще студенткой на втором курсе Наталья исполнила роль Нины из пьесы «Маскарад». И тут же получила два предложения на съемки: в фильм "Белые дюны", а следом от самого Герасимова в "У озера"! Тут ее заприметил Василий Макарович Шукшин - последовало участие и в "Печках-лавочках" и в "Калине красной" , ревность Федосеевой-Шукшиной, - а еще Наташа Гвоздикова снялась в "Городе первой любви", "Петре Рябинкине", конечно, "Ох уж эта Настя" , - короче, вполне перспективная "звездочка" экрана!
Тут-то и наступила "Большая перемена"...Уже давным -давно нет ни рабочей молодежи, ни вечерних школ, но его хочется смотреть снова и снова.... «Большая перемена» — один из самых добрых, сентиментальных советских фильмов.А началось все в 60-х годах с книги Георгия Садовникова «Иду к людям», где автор (сам преподаватель истории в школе рабочей молодежи) описал обычную жизнь своих учеников и коллег-учителей. Книга была далеко несмешной, а где-то даже грустной, но тем не менее довольно оптимистичной и жизнеутверждающей.
Кто-то из руководителей «Мосфильма» прочел ее и решил экранизировать эту историю. Режиссером должен был стать Алексей Коренев («Адам и Хева» (1969), «Вас вызывает Таймыр» (1970)). Несмотря на то, что в книге было не так уж много смешного, решили снимать именно комедию. Автор был против, но режиссер все равно настоял на своих идеях, и «Большая перемена» стала одним из самых смешных фильмов советского кинематографа.
В целом весь сценарий значительно отличался от книги. В особенности не совпадали образы главных героев. Так, например, в книге герой Евгения Леонова был женщиной, поскольку Нелли (Крючкова в фильме) училась в девятом классе, а ее мама — в пятом. Петрыкин (Быков) был толстым и не очень симпатичным мужчиной, который без всяких споров и уговоров согласился уступить первую смену Ляпишеву (Шаляпин).
Один из самых запоминающихся и обаятельных героев Ганжа (Збруев) вообще участвовал в одном-единственном эпизоде, когда Нестор Петрович выкуривал его из туалета, и был всего лишь хлипким тщедушным подростком. А Тимохина (Крамаров) и Люськи (Азер) не было в книге вообще, их персонажи режиссер придумал уже в процессе работы над сценарием. Кроме того, не было и любовного треугольника Нестор Петрович-Полина-Федоскин. Однако все эти изменения и добавления лишь улучшили фильм.
В начале 1972 года Алексей Коренев приступил к кинопробам. Перед началом работы над картиной у него было всего лишь несколько актеров, которых он хотел пригласить в фильм без кинопроб. Это были великие старики МХАТа Анастасия Георгиевская (учительница географии) и Михаил Яншин (профессор Волосюк). Они сразу же без раздумий согласились принять участие в этой незатейливой комедии.Кстати, изначально фильм назывался вовсе не «Большая перемена», а «Приключения школьного учителя». Однако после того как заметка о съемках фильма была напечатана в газете «Вечерняя Москва», в Министерство просвещения посыпались жалобы со всего Советского Союза от возмущенных учителей. Многие считали обидным, что про их нелегкий и серьезный труд будут снимать легкомысленную комедию. В итоге Коренева вызвал к себе министр просвещения М. Прокофьев. И изначально тяжело было найти главного героя: Кононов не спешил соглашаться, отличные пробы дал Константин Райкин, а еще и Андрей Мягков,Евгений Карельских, а вот Збруев пробоваться Нестором Петровичем не захотел! Уже был практически утверден Мягков - но он вдруг выдвинул условием , чтобы одну из главных ролей играла его жена актриса Анастасия Вознесенская, - Алексей Александрович выгнал его. Он твердо был намерен снимать трех актрис - дочь Елену, Наталью Богунову и Ирину Азер. Но пары и тем более центра "треугольника", где бы был наконец согласившийся Кононов, не из одной из троих не складывалось: в итоге Елена Коренева отказалась играть подругу Генки Ляпишева, Богунова сыграла Светлану Афанасьевну, для Азер режиссер сочинил роль.. Отказался от роли Ганжи Юрий Векслер - будущий прекрасный оператор прислал сценарий на студию вместе с женой Светланой Крючковой,в которой режиссер тут же разглядел Нелли Леденеву, но вместе с Светланой приехала ее знакомая Наталья Гвоздикова.. У Коренева с Кононовым отношения изначально не заладились, тогда режиссер привел его в кабинет и ткнул пальцем в приехавшую актрису "Такая Полина вас устроит?" (дочь режиссера Елена Коренева рассказывала: «Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм») -, вот и в тот раз Кононов пожал плечами со словами, что готов попробоваться. Так Гвоздикова получила "звездную" роль!
Уже когда Алексея Александровича не стало, Наталья Федоровна вдруг припомнила, что тот ее домогался и ..даже сократил роль! Актриса Нина Маслова вспоминала: «Компания у нас собралась потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли». И про "домогательства" : «Роль Полины и впрямь сократили, но не Коренев - а студийное руководство! А Алексей Александрович просто любил всех, и Гвоздикова переживала, что не она главная в его романах!»
"Большая перемена" сделала Наташу Гвоздикову одной из самых популярных и востребованных актрис. Сразу приглашение в 5 проектов - шутка ли! И тут же отзывы о непростом характере актрисы!

Наталья Гвоздикова - 70 - фото 2Наталья Гвоздикова - 70 - фото 3Наталья Гвоздикова - 70 - фото 4Наталья Гвоздикова - 70 - фото 5Наталья Гвоздикова - 70 - фото 6
Борис Тихонович Шумилин в органы МВД пришел через военную школу - пробыл свыше 26 месяцев в белорусском подполье - потом комсомольскую и партийную, неизменно отвечая за агитацию и пропаганду, и достаточно неожиданно во второй половине 60-х годов очутился в кресле министра охраны общественного порядка Белорусской ССР.А вскоре после инспекторской поездки по Белоруссии руководства был переведен в Москву - новый замминистра МВД занялся привычным делом пропаганды и агитации. Шумилин любил кино - а министр Щелоков имел возможность "пробивать" свои темы, и появилась череда действительно неплохих фильмов о советской милиции. Венцом наравне с трилогией об Анискине, стали 10 серий "Рожденной революцией" - экранизации романа «Повесть об уголовном розыске» Гелия Рябова и Алексея Нагорного.Маститый уже дуэт советских авторов (позже Гелий Трофимович не только будет искать останки царской семьи, но и выступит как режиссер сериала "Конь белый") был поражен, как менялись студии, где размещался госзаказ по их книге - сначала "Беларусьфильм", стоило им предложить как режиссера снявшего по их сценарию "Таинственного монаха" Аркадия Кольцатого - как "Мосфильм",- но выяснилось, что Аркадий Николаевич имеет намерение уехать из Союза, - и "Рожденная революцией" очутилась в Киеве в руках режиссера Григория Романовича Кохана (после распада Союза он категорически заявлял, что его вынудили это снимать, а лучшие его фильмы - "Цыганка Аза" и "Казненные рассветы") и оператора Феликса Ильича Гилевича - он даже сыграл эпизод. Вспоминал «Переполох случился страшный: нас с Коханом и всем студийным руководством потащили в Совмин. Предупредили одеться соответствующе. Там перед нами выступил генерал из Москвы, позже стал главным консультантом, а еще - отвечал за безопасность Олимпиады-80, и я благодаря Шумилину побывал с семьей на самых интересных соревнованиях, - а сейчас спрашивает , кто читал "Повесть об уголовном розыске",- оказалось,что я один.Так и начали работать»
Замечательному актеру Юрию Александровичу Кузьменкову дважды не повезло стать милицейским супергероем: сначала - именно в "Рожденной революцией", где он пробовался на главную роль Николая Кондратьева, через несколько лет у Говорухина на "Место встречи изменить нельзя", но там все знали, что Жеглов "забронирован" за Высоцким!), - но именно Кузьменков встретил в коридорах киевской киностудии партнершу по "Большой перемене" Наталью Гвоздикову - и привел ее к Григорию Кохану. Режиссера торопили: переписывался сценарий, а уже шли пробы, составлялся план съемок..

Наталья Гвоздикова - 70 - фото 7Наталья Гвоздикова - 70 - фото 8Наталья Гвоздикова - 70 - фото 9Наталья Гвоздикова - 70 - фото 10Наталья Гвоздикова - 70 - фото 11Наталья Гвоздикова - 70 - фото 12Наталья Гвоздикова - 70 - фото 13Наталья Гвоздикова - 70 - фото 14Наталья Гвоздикова - 70 - фото 15
— На роль Кондратьева я пробовал много артистов — более 30 человек, — вспоминал режиссер Григорий Кохан. — Причем поначалу была задумка использовать двух актеров, чтобы один сыграл Кондратьева-старшего, другой — младшего.И мне хотелось договориться с Вячеславом Тихоновым. Но меня отговорили. Потом были отличные пробы у Олялина и латыша Пуцитиса - он сыграл небольшую роль. Но Олялин играл милиционера в комедии "Джентльмены удачи" - и это стало препятствием. Но увидев на пробах Жарикова,-неизвестного для меня актера -, я сразу понял: это то, что надо. Его можно загримировать под любой возраст — такой у него типаж. Правда, перед худсоветом мне пришлось его кандидатуру долго отстаивать. А вот на роль Маши я сначала утвердил одну молодую актрису из Одессы. Но ее отвоевать мне не удалось. Худсовет насторожила национальность актрисы, мол, «как это дворянку может играть еврейка?!» А тут ко мне подошел Жариков и сказал, что у них с Гвоздиковой отношения -, удивительно, ее мне показывал Кузьменков, я думал про их отношения
Говорят, что Жарикова предложил один из "30-ки" актер Владимир Дюков - он в эпопее сыграл (отменно!) Леньку Пантелеева. Впрочем, есть версия, что Евгения Ильича на главную роль рекомендовал тот же главный консультант генерал Шумилин.
— Я умышленно «убил» Машу раньше, — вспоминал режиссер. — Просил ведь Женю и Наташу: «Ребята, подождите с ребеночком, дайте доснять фильм!» А они... Эх! В общем, в самом разгаре фильма стало уже заметно, что Гвоздикова беременна. Поначалу мы как-то выкручивались — снимали лишь крупные ее планы, а потом мне пришлось чуть изменить сценарий и «сбросить с поезда» Машу раньше.
Сниматься дальше Евгению Жарикову пришлось уже одному — без супруги. Сын Федор родился сразу же, как закончились съемки.
— А я после съемок в больницу попал с инфарктом, — рассказывал Евгений Жариков. — Ведь это непросто в тридцать три года, столько мне тогда было, сыграть в фильме 60 лет жизни героя — от 17 до 77. Много душевных сил вложил я в эту роль. Люблю ее, но в, то, же время злюсь, когда на улице каждый встречный восклицает: «Вон, «Рожденный революцией» идет!»
— С приемом фильма связана одна трагическая история, — заканчивал рассказ Григорий Кохан. — Картину у меня принимал не Шумилин , он был в какой-то командировке, другой генерал МВД. Сидим в просмотровом зале. Этот генерал охает, переживает, хватает меня за коленку во время просмотра все 10 серий. А потом он вышел из зала, присел на ступеньку лестницы и... умер. Сердце не выдержало — переволновался. Так и пошел слух среди сотрудников МВД: мол, этот Кохан снял такое кино, на просмотре которого генералы умирают...
Мало кто знает, что у главных героев фильма есть прототипы с теми же именами и фамилиями: «красный сыщик» Николай Кондратьев (он умер от рака в 50-х годах) и его супруга Мария Кондратьева (умерла в конце 80-х). Они всю жизнь прожили в Петрозаводске. В отличие от киношной Марии настоящая Кондратьева не училась в Смольном институте и не была дворянского происхождения, - с ней Гвоздикова и Жариков познакомились после съемок.
В 1978 году фильм получил Государственную премию СССР - и всесоюзную популярность. Как и чета Гвоздикова-Жариков! Они стали заслуженными работниками МВД.
Потом она сыграет еще в паре десяток постановок - но успех "Большой перемены" и "Рожденной революцией" больше не придет; переживет длинный роман супруга с журналисткой Секридовой, обнародование которого привело к нервному потрясению и инсульту Жарикова и быстрому развитию ракового заболевания; в 2012 году Наталья Федоровна овдовела. Тогда же заявила, что с кино покончено. В 2013 году она получила звание народной актрисы России.
В 2017 году у актрисы начались проблемы со здоровьем. Во время случайного падения у неё оказался поврежденным искусственный сустав, поэтому ей потребовалась экстренная медицинская помощь. К счастью для Натальи Гвоздиковой, операция прошла успешно. Благодаря достаточно быстро восстановившемуся здоровью она смогла достаточно быстро вернуться домой.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить