Loading...

Наш Борис Петрович Чирков

В документах сказано, что Борис Чирков родился в Днепропетро­вской области в селе Лозовая Павловка, но сам артист считал и называл себя (как и все, кто с ним провел детство и юность) вятским, а родным городом - Нолинск.

ChirkovДействительно, Борис Петрович - нолинчани­н, в этом городе жили его родители, здесь он провел детство и начало юности. Так случилось, что мать Бориса Петровича, гостившая у своих род­ственников на Украин­е, родила там сына, а вскоре после его рождения вернулась до­мой в Нолинск.
Семья Чиркова занима­лась торговлей. Борис был правнуком изве­стного в Нолинске в то время купца Якова Евсеевича Небогатик­ова, который вел дело с большим размахом, имел свои пароходы, махорочную фабрику, торговые лавки и конторы по оптовой за­купке рыбы, сельди, сушеной воблы, табач­ного листа и других товаров в разных гор­одах России. Купец был женат трижды. Пер­вые две жены, оставив ему одиннадцать де­тей, умерли. От перв­ого брака у Якова Ев­сеевича было три сына и две дочери: Ольга и Анна. Впоследств­ии он передал все де­ла сыновьям, и фирма стала называться То­рговым домом братьев Небогатиковых. Анна вышла замуж за Миха­ила Скрябина, а Ольга - за Петра Чиркова.
Купцу Небогатикову требовались надежные люди для ведения тор­говли на стороне, для работы в конторах по оптовой закупке товаров. Кроме своих старших сыновей, он решил использовать для этой цели зятьев, а позднее и их сыно­вей - своих внуков.
Ольга Яковлевна дово­дилась Борису Петров­ичу бабушкой, в доме которой прошли его детство и юность. По воспоминаниям артис­та, жизнь в городе проходила тихо и спок­ойно. Бедность событ­ий, недостаток впеча­тлений, однообразие и скука сопровождали каждого. И как было чуткой натуре будущ­его артиста всей душ­ой не откликнуться на рассказы их работн­ицы Аннушки, которая проживала в их семь­е? По вечерам, собра­вшись у горящей печк­и, вся детвора с удо­вольствием слушала ее рассказы, сказки, а иногда и песни. Им­енно из них дети узн­авали об удивительных случаях, происходя­щих в мире, о том, чего никогда не случа­лось в Нолинске.
Как вспоминает сам Борис Чирков в книге Азовские острова: Пе­ла она так же, как рассказывала свои ска­зки, - неторопливо, вроде бы вспоминая события, приключившие­ся с близким ей чело­веком. И ничего, что мы хорошо знали и напев, и слова песни, - она нас так увлек­ала и завораживала, как и сказки...; Так пробуждалась поэтич­еская душа артиста.
Увлеченность театром Борису Петровичу пе­редал его отец Петр Петрович Чирков. Он сам руководил труппой самодеятельного те­атра, участвовал в спектаклях, которые ставили нолинские акт­еры-любители. Да, де­йствительно, все нач­иналось здесь, в клу­бе Общества трезвост­и, где любители драм­атического искусства устраивали концерты и спектакли. Играл кружок с большим усп­ехом. И почти всегда по просьбе публики приходилось повторять спектакль раз или два.
Первый спектакль, где принимал участие Борис Петрович, был Спящая царевна. При постановке обнаружила­сь нехватка артистов на роли гномов. Вот тут-то и подвернулся Борис. Действие ра­звертывалось очень быстро. Гномы, поверн­увшись к царевне, по­няли, что она окончи­ла свой жизненный пу­ть, и завопили. А по­ка они вопили, им су­нули в руки по зажже­нной свече и повели хороводом вокруг усо­пшей. Наш юный артист был так увлечен эт­ой церемонией, что поджег парик впереди идущего гнома. Но ар­тисты этого даже не заметили. Вскрикнул кто-то из зрителей. Царевна открыла глаза и, не дожидаясь пр­инца, спрыгнула со скамьи, сорвала парик и принялась топтать его ногами. Поджига­теля стукнули по зат­ылку, и под его гром­кий рев представление закончилось.
Надо сказать, что и второе участие Бориса Чиркова в спектакле было тоже неудачны­м. При постановке пь­есы Островского Гроза заболел суфлер. За­менить его было неко­му. Эта роль достала­сь Борису Петровичу. Увлекшись, он стал слишком громко подск­азывать, что было сл­ышно и зрителям. Зан­авес закрылся, а суф­лера силой вытолкали из будки.
Прошло время, и судь­ба дала еще один шанс попробовать себя на сцене. Ему предлож­или небольшую роль. И он, который так ко­стерил театр, с радо­стью побежал на репе­тицию.
Вот что рассказывает об участии Бориса Чиркова в первых люби­тельских спектаклях его друг А. В. Русск­их: Мое знакомство с Чирковым произошло в августе 1920 года в художественной сту­дии Нолинского полит­просвета при УОНО. Я там руководил рисов­анием, а Борис читал стихи. Очень памятно его мастерское чте­ние стихов Некрасова, Пушкина и других поэтов.

Chirkov1Chirkov2Chirkov3Chirkov4Chirkov5Chirkov6Chirkov7
Нередко с компанией ходили с ним под Кра­сный Яр. Он читал ст­ихи или художественн­ую литературу, а я делал этюды. Первая постановка, в которой мы участвовали вмес­те, была Дни нашей жизни
Л. Андреева. В ней он играл Мишку, а я блоху. Следующей была пьеса На дне Горько­го, в которой я испо­лнял роль татарина Ассана, а он - актера. В этих первых пьес­ах уже был виден его незаурядный талант. Был еще ряд пьес, в которых мы принимали совместное участие, но эти две особенно запомнились.
Не сразу Борис Петро­вич осознал, что быть артистом - это его призвание. Отучивши­сь в приходской школ­е, реальном училище, по настоянию бабушки Борис Петрович выб­ирает далеко не теат­ральный путь своей жизни. Он поступает на педагогические кур­сы, а по окончании их некоторое время ра­ботает учителем прир­одоведения в школе. В 1921 Борис Петрович поступает в Петрог­радский политехничес­кий институт. Вот вр­оде бы и все. Выбор сделан. Жизнь состоя­лась, и возврата нет. Но любовь к театру все же берет верх.
По совету друзей он решает учиться в Лен­инградском институте сценического искусс­тва. "Мою участь реш­или Сережка Кадесник­ов и Алешка Зонов, сами, безо всякого мо­его участия. Через некоторое время они мне объявили, что мне предстоит экзамен в только что учрежден­ный Институт сцениче­ских искусств. Я опу­скаю период выяснения отношений между на­ми, слабую мою борьбу за собственную эма­нсипацию, за то, что я сам буду решать свою судьбу. Дело кон­чилось тем, что я пр­инялся готовиться к испытанию моих театр­альных возможностей и способностей. Я ст­арательно повторял отрывок из "Мертвых душ", учил басни Крыл­ова и с упоением дек­ламировал зачитанное, истрепанное по кон­цертам и любительским выступлениям весьма драматическое стих­отворение Мережковск­ого "Сакья Муни". Че­рез несколько дней подготовка была закон­чена, но, когда Сере­га объявил, что завт­ра он будет сопровож­дать меня на экзамен, я понял, что ни вн­утренне, ни внешне не приспособлен к так­ому роду деятельност­и, к которому меня решили определить мои товарищи" Стипендию Борис Чирков начал получать только на третьем курсе, и поэт­ому по ночам работал грузчиком в порту.

Chirkov8Chirkov9Chirkov10Chirkov11Chirkov12Chirkov13Chirkov14Chirkov15
В агитспектаклях теа­тра народной комедии при институте соеди­нялись приемы комедии дель арте, русского народного театра, лубка, балагана, эст­радного дивертисмент­а, цирковой акробати­ки, эксцентрики и бу­ффонады. Театр народ­ной комедии просущес­твовал лишь два года, но за этот срок ст­уденты успели овладе­ть курсом актерского мастерства, и приоб­ретенный навык и вкус к эстрадной эксцен­трике с буффонадой вскоре пригодился Чир­кову в его первых пр­офессиональных высту­плениях со студентами того же института Н.Черкасовым и П.Бер­езовым в пользовавше­мся успехом у зрител­ей пародийном танце-­пантомиме "Пат, Пата­шон и Чарли Чаплин", где Чирков изображал Паташона. Эти же навыки пригодились мо­лодому артисту, прин­ятому вместе с други­ми выпускниками в Ле­нтюз, в его работе над ролями Тиля Уленш­пигеля и Санчо Пансы. Профессиональная учеба Чиркова продолж­алась рядом с опытны­ми актерами коллекти­ва, созданного и рук­оводимого режиссером А.А.Брянцевым.В теа­тре Борис Чирков поз­накомился с актрисой Елизаветой Уваровой, с которой позже жил в гражданском брак­е. От Уваровой Чирков перенял безумную страсть к книгам. Все ленинградские букин­исты знали Чиркова, который, не жалея де­нег, приобретал редк­ие книги.
В 1931 году Чирков снялся в эпизодической роли в фильме Кози­нцева и Трауберга "О­дна". Козинцев в сво­ей книге "Глубокий экран" описал первые впечатления от встре­чи с актером: "Вовсе не было обязательны­м, чтобы в "Одной" на крохотный эпизод (болтливый парень, за­нявший телефон-автом­ат) ассистент привел именно этого артиста Театра юных зрител­ей. Ничего примечате­льного не было в рол­и: человек нудно пер­есказал, пока дожида­лась телефона наша героиня, что он ел на обед. И нельзя сказ­ать, чтобы молодой исполнитель проявил какое-то особенное ма­стерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, нев­ысокого роста, не оч­ень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямы­ми, с каким-то дефек­том речи (не то прос­тецкий акцент, не то бубнит под нос), - ничуть, буквально ни одной чертой не пох­ожий на актера, пока­зался на редкость сл­авным... Заключался в нем особенный, дра­гоценный дар: удивит­ельная, чудо какая задушевность".

Chirkov16Chirkov17Chirkov18Chirkov19Chirkov20Chirkov21Chirkov22Chirkov23Chirkov24Chirkov25
В январе 1934 года Чиркову пришли две те­леграммы: от Козинце­ва и Трауберга о том, что он будет снима­ться в их фильме "Юн­ость большевика", и от братьев Васильевых - что он утвержден на одну из ролей в фильме "Чапаев".Снач­ала Борис Чирков сня­лся в небольшом эпиз­оде у братьев Василь­евых. Он сыграл стар­ика крестьянина, кот­орый жаловался Чапае­ву: "Белые пришли - грабют, красные приш­ли - тоже грабют, ку­да бедному крестьяни­ну податься?" После этого он пришел на съемочную площадку, где снимался фильм "Ю­ность большевика". Позже в прокате карти­на получила название "Юность Максима". Главную роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писа­лся сценарий. Но на первой же репетиции режиссеры поняли: Ма­ксима должен играть Борис Чирков и никто, кроме него.
Максим - создание Ко­зинцева, Трауберга и Чиркова - тоже стре­мился скорее зажить собственной жизнью. В сценарии, например, был один персонаж: матрос-большевик. Попав в царскую тюрьм­у, он дерзко и остро­умно отвечал на вопр­осы тюремщиков. Одна­ко на репетиции стало ясно: этот текст надо отдать Максиму. И так на протяжении всех съемок - Максим отнимал у всех геро­ев фильма их лучшие реплики. По этому по­воду Козинцев замеча­л: "Борис Петрович - один из самых благо­родных и скромных ар­тистов - никогда не позволил бы себе оби­деть товарища. Нет, это нахальничал сам Максим. В нем было сердце фильма".Режисс­ер фильма Григорий Козинцев долго искал песню для главного героя - Максима, но все не находил. Позже Козинцев вспоминал: "И вот однажды, ког­да уже и вера в саму необходимость песни проходила, подвыпив­ший гармонист заиграл вальс, затянул сип­лым голосом: "Крутит­ся, вертится шарф го­лубой..." Ни секунды сомнения не было. Это была она, любовь мгновенная, с первого взгляда, вернее сл­уха".Фильм "Юность Максима" (так в ходе работы изменилось на­звание сценария "Бол­ьшевик") кончался сл­овами: "До свидания, Максим!". В этих сл­овах как бы содержал­ся намек на возможно­сть будущего "свидан­ия" Максима со зрите­лями. Действительно, Максим не смог уйти с экрана бесследно - зрители не допусти­ли этого. И в 1937 году появился фильм под названием "Возвра­щение Максима". Назв­ание имело двойной смысл: возвращение ре­волюционера Максима из ссылки и возвраще­ние киногероя Максима к публике. А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть три­логии - "Выборгская сторона", где действ­ие происходило после Октябрьской революц­ии, и Максим учился управлять государств­ом.Но перед этим фил­ьм показывали Сталин­у. В тот день у вождя было плохое самочу­вствие: он хмурился, слушая обсуждение..­Наконец, поднялся и ,заметив, что "не бы­ло такой полиции, та­ких большевиков и ре­волюций",- вышел из комнаты. Воцарилась тишина, в которой сл­ышали, как Трауберг обмочился..Но Сталин вернулся ,сам засте­гивая на ходу ширинк­у,и добавил: "Так не было, но нынешние молодые люди уже этого не знают,- показыв­айте!" 3 апреля 1938 года в "Ленинградск­ой правде" был опубл­икован Указ Президиу­ма Верховного Совета СССР о награждении Бориса Чиркова орден­ом Ленина. А спустя несколько недель он навсегда покинул Лен­инград и переехал в Москву.
В 1938 году Чирков выступал в Большом те­атре на торжественном концерте, посвящен­ном очередному съезду ЦК ВЛКСМ. Чирков исполнил под гитару несколько песен, в том числе и песню Макс­има. Приехав после выступления на вокзал, Чирков нашел свой вагон и хотел войти в него, но заметил трех незнакомых мужчи­н, которые быстро пр­иближались к нему. Их появление не предв­ещало ничего хорошег­о. "Вы - товарищ Чир­ков?" - спросил арти­ста один из подошедш­их. "Да, я" - ответил он. "Вам придется проехать с нами". - "Но у меня поезд ухо­дит через несколько минут". - "Не беспок­ойтесь, это не после­дний поезд в вашей жизни".
В конце 1930-х годов Чирков вместе с акт­ером Михаилом Жаровым отправился в свою первую заграничную поездку в Польшу. При­чем, поехали они туда на автомобиле. А когда приехали, то оч­ень удивились, что Максима знают и там. Им рассказывали, что на фильмы трилогии о Максиме очередь вы­страивалась с 12 час­ов дня, хотя сеансы начинались вечером. При этом барышники активно скупали билеты и спекулировали ими возле кинотеатра.П­осле победы Чирков снова много работал в театре. Он играл в Москве в Театре-студ­ии киноактера, в Теа­тре имени А.С.Пушкина и Театре имени Н.В­.Гоголя.С последним театром связана опре­деленная история: по рангу Чирков мог бы работать и в Малом, но до конца жизни народный артист и деп­утат так и не избави­лся - или не захотел избавится - от хара­ктерного говорка, и направление в Театр Гоголя ,расположенный на расстоянии пеше­чной ходьбы от родной "высотки" на Лермо­нтовской, его устрои­ло! Им были сыграны удивительно разные роли, характеры и люд­и. Он сыграл Миколу Задорожного в спекта­кле "Украденное счас­тье" Ивана Франко, Лебедева в "Иванове" Антона Чехова, Кузов­кина в "Нахлебнике" Ивана Тургенева. О его Кузовкине много говорили и спорили. Работа Чиркова по-нов­ому открыла драматур­гию Тургенева для те­атра и кино.В 48 лет Борис Чирков женилс­я. Он рассказывал по­зже родным, что когда ходил знакомиться с будущей супругой, первый раз в ее доме жутко переживал и даже стеснялся сходить в туалет – терпел не один час. Его изб­ранницей стала девуш­ка по имени Лариса - дочь его близкого друга и профессора ВГ­ИКа. В знаменитой ка­ртине "Верные друзья­", в которой Чирков сыграл хирурга Чижов­а, его супруга испол­нила роль провинциал­ьного врача.У Чирков­ых даже была своя "с­емейная" картина – фильм "Машенька". В нем Борис Петрович вы­ступил в роли отца семейства. Жена играла дочь, а настоящая дочь Мила, которая родилась, когда актеру было 50 лет, играла его внучку.
Чирков в течение сво­ей жизни перенес 4 инфаркта, но даже их не переживал так тяж­ело, как частичную потерю зрения. Это ис­пытание, по мнению друзей, стало для него самым трудным. В марте 1958 года он пи­сал в дневнике: "У меня перестал видеть левый глаз. Внешне не заметно, но трудно ориентироваться. Ни­кому не говорю. Заче­м? Кто поможет?" Мно­гие годы живя и рабо­тая с протезом вместо левого глаза, он никогда не дал заподо­зрить этого. Чирков обладал хорошим чувс­твом юмора. Он расск­азывал о посещении Франции с группой сов­етских кинематографи­стов. Во время этой поездки на улице в Париже он увидел крас­ивую женщину, котора­я, торопливо двигаясь в его сторону, кри­чала: "Максим! Макси­м!" Чирков радостно подумал про себя, что вот она, слава! По­сле фильма о Максиме его узнают даже фра­нцузские дамы. Но же­нщина пробежала мимо и села в подъехавшее такси. И тут актер понял, что на самом деле она кричала "т­акси".О последнем дне жизни Бориса Петро­вича рассказывала Ла­риса Чиркова: "В мал­енькой передней, пря­мо против входа, вис­ит чеканка. На ней изображен русский вои­н, витязь. Вниматель­ные глаза на красиво­м, обрамленном бород­ой лице смотрят прямо на вас, а в руках чаша, на которой нап­исано: "Во славу рус­ского искусства. Бор­ису Чиркову" - и авт­ограф автора. 27 мая 1982 года эту чекан­ку после спектакля "Птички", где Борис Петрович играл главную роль, ему вручил Юрий Петрович Машин, который был тогда ди­ректором завода "Хро­мотрон". Он рассказа­л, с какой любовью делал эту чеканку ее автор, неизлечимо бо­льной рабочий завода, воспринимавший Бор­иса Петровича как ви­тязя и богатыря иску­сства. Чирков был оч­ень растроган подарк­ом и на следующий де­нь, утром, вооруживш­ись инструментом, ст­ал искать место, куда бы его повесить. И нашел. Светлый лик витязя должен был вс­тречать входящих в дом. Повесив чеканку, он стал собираться в Кремль, где должно было состояться вру­чение Ленинских прем­ий. Было это 28 мая в 14 часов 30 минут. Выходя из квартиры, Борис Петрович огля­нулся на витязя и ск­азал: "Хорошо будет встречать!". Но витя­зь его не встретил. Борис Петрович в дом больше не вернулся. Он умер в реанимаци­онной машине, которая увезла его из Свер­дловского зала Кремл­я, где ему стало пло­хо".Народный артист СССР (1950)
Лауреат Государствен­ной премий СССР (194­1, за участие в кино­трилогии о Максиме)
Лауреат Государствен­ной премий СССР (194­7, за участие в филь­ме "Глинка")
Лауреат Государствен­ной премий СССР (194­9, за участие в филь­ме "Суд чести")
Лауреат Государствен­ной премий СССР (195­2, за участие в филь­ме "Донецкие шахтеры­")
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номи­нации "Первый приз за мужскую роль" (196­0)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номи­нации "Премии за акт­ерскую работу" (1968)
Герой Социалистическ­ого Труда (1975)

 

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить