Наш Анатолий Кузнецов - товарищ Сухов!

Свыше 150 ролей не только в советском и российском кино - югославском, венгерском, монгольском, индийском, - и с принанием и неименной белоубой улыбкой "Привет, Голливуд!" -, это Анатолий Борисович Кузнецов. В жини скромный, в профессии просто самоед до самого малого, и беотканый притом

TolyaМаленький Толя появился на свет в преддверии нового, 1931 года - 31 декабря (в некоторых источниках — 30-го) 1930 года в интеллигентной московской семье. Его папа, хоть и получил профессию бухгалтера, был знаменитым оперным исполнителем. У мамы, как говорил потом Кузнецов, был врожденный актерский талант, который она так и не смогла профессионально реализовать. Мама работала медсестрой. Борис Кузнецов (отец) в военное время работал во фронтовых ансамблях. А Толик с мамой были в Куйбышеве — в эвакуации. Именно там будущий актер научился вязать варежки для советских солдат. После окончания войны старший Кузнецов стал частью оперной труппы Большого театра и решил серьезно заниматься музыкальным образованием сына. От отца мальчик унаследовал хороший слух и голос, поэтому родители отдали его в музыкальное училище на отделение вокала.
Так бы и продолжал учебу Анатолий Кузнецов. Биография его круто изменилась благодаря преподавательнице сценического мастерства, разглядевшей в молодом человеке замечательные актерские способности и посоветовавшей не растерять их. Именно воспользовавшись ее советом, в 1951 году будущий актер подает документы в «Щуку» и МХАТ, успешно пройдя все туры в оба учебных заведения. Прислушавшись к словам своего родственника — двоюродного брата Михаила Кузнецова — он выбирает МХАТ. Его однокурсниками были Ирина Скобцева, Леонид Броневой, Галина Волчек и другие. Кстати, Анатолию так и не пришлось применять свои вокальные данные. В кино он спел всего в двух картинах - «Братушка» и «Случай на шахте». Позже Кузнецов говорил, что просить больше вокальных партий ему мешала собственная самокритичность.
А вот внешние данные и сценическое обаяние привели к тому, что будучи студентом третьего курса, Анатолий Кузнецов снялся в картине «Опасные тропы». Роль была небольшой, слов маловато, но именно это и положило начало кинематографической карьере Кузнецова. И это было на фоне того, что все знали о рекомендации для мхатовцев не сниматься в кино. Но все прошло более чем успешно и молодого актера пригласили на следующие съемки — фильмов «Гость с Кубани», «За витриной универмага», «Повесть о молодоженах», «Дайте жалобную книгу»... Он снимался так много, что пришлось отменять распределение в областной драматический театр. Актер Анатолий Кузнецов на тот момент одновременно участвовал в съемках в трех фильмах. Режиссеров в начале карьеры Кузнецова привлекали в нем славянская внешность, голубые глаза, открытая улыбка. Молодой человек был идеальным кандидатом на роли «хороших парней». Да и режиссерское время было сразу же сэкономлено, ведь не нужно было доказывать, почему по такому пареньку вздыхают, тоскуют, почему за ним идут. Много из того, что появилось у Кузнецова спустя десятилетие — в шестидесятых годах, было прямым продолжением сделанного им раньше, в пятидесятых.
Сам Анатолий Кузнецов был уверен, что поворотной для него была роль Леньки Незваного в картине «Ждите писем». После этой роли можно было заметить, что даже внешний облик актера претерпел некоторые изменения — на лице уже не было нейтрального обаяния киногероя, да и в плечах он как бы стал шире. Теперь в нем проявились собственные неповторимые черты. Анатолий Кузнецов, фильмы которого смотрит уже несколько поколений телезрителей, прочно утвердился в амплуа положительного героя. С годами образы молодых пареньков сменились ролями военных. Поначалу актер был доволен, но со временем решил выйти за рамки привычного амплуа. Он даже отказался от предложения сниматься в картине самого Рязанова. Режиссер предлагал актеру одну из ролей в фильме «Берегись автомобиля». Поводом для отказа послужило разногласие: Анатолий Борисович хотел сыграть Деточкина, а Эльдар Рязанов видел его в образе Подберезовикова. Но судьбы распорядилась иначе – роль военного стала для Кузнецова звездной. На роль Сухова пробовалось тогда много актеров. К финалу дошло двое — Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Утвердили первого, но тот накануне ввязался в драку и «остался без лица». Переносить работу было невозможно из-за дороговизны процесса. Мотыль позвонил Кузнецову. Тот все бросил и приехал на съемки. Без Кузнецова фильм «Белое солнце пустыни» стал бы подобием лихого вестерна. Возможно, даже касса сезона была бы сорвана. Но никогда бы эта картина не стала настолько любимой у разновозрастных зрителей, не порождала бы желание смотреть ее без конца. Актер убедительно показал, что он может играть стиль.
Со своей единственной супругой Кузнецов познакомился еще будучи студентом. Тогда они попали в гости к сокурснице — Галине Волчек. Этот брак был очень счастливым. В 1974 году у Анатолия Кузнецова и Александры Ляпидевской родилась дочка Ирина, которая впоследствии подарила родителям внука. Супруги прожили долгую жизнь, вплоть до 7 марта 2014 года, когда Кузнецов ушел из жизни. Его вдова уверена, до фактического самоубийства ее мужа довели недобросовестные врачи. Клиника была номенклатурной, оборудование – достаточно хорошим, но врачи... У Кузнецова был обычный полип, который можно было удалить, сделав щадящую операцию, но доктора уверили пожилого актера, что у него рак. Ему сделали достаточно серьезную операцию, провели курс лучевой терапии, после чего здоровье было сильно подорвано. И только после полного обследования в Боткинской больнице выяснилось, что это не онкология. Но времени и здоровья уже не было... В тот день, 7 марта, он отправил жену оплатить коммунальные услуги. А сам выпил несколько таблеток микардиса. У него очень сильно понизилось давление. Ослабело сердце. Александра провела с мужем несколько часов, а потом уехала домой. Вечером Анатолия Кузнецова не стало...

Tolya2Tolya3Tolya4Tolya5Tolya6

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 16.01.2019 08:06
Просмотров: 78