Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка

Много-много лет назад я сидел на непременно-обязательном просмотре фильма "Первая Конная" , - и вдруг поймал себя на мысли, что могу не смотреть - мне не нужно это изображение, но вот тот шум.."Шум" в "Покушении на ГОЭЛРО" и "Инспекторе Гулле", "Встречи у старой мечети" и "Арене", - вообще-то Самсон Самсонов звал его туда на роль-эпизод, а получилось...

Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 1Тарковский на съемках "Соляриса" говорил: "Мне композитор не нужен - у меня есть Бах! Мне просто нужен человек с музыкальным слухом, который организовал бы шум!" Шум, достойный Баха.. Достойный Бетховена.. Называемого им постоянно Вангелиса.., - шум "Сталкера" и "Мамы", "Неоконченной пьесы для механического пианино" и "Рабы любви", "Эти..три верные карты" и "Прощай, зелень лета", "Баба Яга против" и "Сыщика", "Легенды перуанских индейцев" и "Родни", "Телохранителя" и "Торговки и поэта", "Сибириады" и "Москвы 2017" , - ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ АРТЕМЬЕВ отмечает 80-летие.
5 лет назад - то же юбилей и выловленный для интервью этот непубличный проводящий чуть не по 20 часов в домашней студии человек получил нелепейший вопрос "Ну а как изменился сам Эдуард Артемьев за эти годы?" Эдуард Николаевич интеллигентно заговорил про Вангелиса..Потом про детские впечатления мальчишки, попавшего под бомбежку поезда.. Про.. Не стал напоминать, как в 22 года встретился с инженером - математиком Евгением Мурзиным, который является создателем первого в СССР музыкального синтезатора "АНС". Евгений Мурзин искал музыканта, который мог бы использовать возможности первого синтезатора. И именно молодой композитор Эдуард стал тем человеком, который смог быстро освоить уникальный инструмент и вдохнуть в него своё колосальное воображение. После этого Эдуард Артемьев стал первым композитором, который использовал в отечественном кино электронную музыку («Мечте навстречу», 1963). Но до этого:
"Я поступил в консерваторию в 1955 году, когда Дебюсси только-только начали исполнять в концертах, а заканчивал в 1960-х, когда Стравинский был еще запрещен. В мое время нельзя было упоминать его фамилию. Ноты Дебюсси в библиотеке консерватории можно было взять только по разрешению профессора. Совершенно жуткие были времена. Помню, пианист Гилельс однажды приехал с гастролей из Новой Зеландии и привез сочинение тогда еще молодого французского композитора Пьера Булеза, который уже потрясал Европу, — «Молоток без мастера». Для меня это тогда было что-то невероятное — другой мир, куда я нигде не мог заглянуть.
В консерватории я учился у Юрия Шапорина, советского классика. А он учился еще в царское время у Максимилиана Штейнберга, который менее известен как композитор, но очень известен как профессор, у него учились многие композиторы. Вместе со мной консерваторию заканчивали самые известные — Шнитке, Губайдулина, Денисов. Тогда было принято повторять: когда выйдете из консерватории — делайте что хотите, а мы учим мастерству. Я считаю — это абсолютно правильно. Консерватория дает школу. В наше время особенных вольностей не позволяли, и хотя все пытались вырваться из оков, на экзамены допускались сочинения, не порывающие связей с традициями"

Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 2Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 3Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 4Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 5Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 6Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 7Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 8Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 9Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 10Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 11Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 12Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 13Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 14Маэстро Эдуард Артемьев - и его музыка - фото 15
Евгений Мурзин - засекреченный иобретатель-полковник - первый синтезатор назвал АНС (Александр Николаевич Скрябин) - а вдохнуть в него жизнь поручилось Артемьеву, ставшего сотрудником "почтового ящика" вместо места преподавателя в каком-нибудь музыкальном училище!
"Для меня стилей не существует. Как мне хочется, так я и делаю. Когда мы с супругой жили в Америке, мне говорили, что моя музыка здесь не пойдет. А почему? Потому что непонятно, что за стиль. Там же очень важно разложить по полочкам. Когда у тебя встречается все что угодно, это странно — даже как-то непрофессионально. А я постепенно пришел к мысли, что ограничивать себя заданной звуковой структурой или жанром — это недальновидно. Музыка выше этого, тело музыки всеобъемлюще. Меня сейчас интересует микс всех известных средств — живых акустических инструментов и электронных, звуков природы и голоса. Весь звучащий мир является моим инструментом.
Я уже давно работаю в домашней студии. Ее главная ценность для меня — что я ни одного инструмента не продал: у меня больше 20 синтезаторов в квартире стоит. Первый, Yamaha DX-5, был куплен за неподъемные 2000 долларов и друзьями привезен из-за границы. Но он и сейчас работает. А пользуюсь я в основном компьютером. Чистой электроникой я сейчас не занимаюсь. У меня нет возможности — академическая электроника требует очень долгой и тщательной работы, а я бы хотел сейчас закончить сочинения, которые бросил"
Он продолжает "шуметь" великой музыкой ЭДУАРДА АРТЕМЬЕВА!

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 01.12.2017 10:09
Просмотров: 1221