М. В. Барташов - герой дальневосточного неба

Вот что любопытно: у нас не так часто вспоминают имя героя-лётчика Макара Власовича Барташова; а вот в американском списке "500 best military pilots of world war II" родившийся 20 сентября 1909 года в белорусском Жлобине герой занимает своё почетное место

М. В. Барташов - герой дальневосточного неба - фото 1Со школьной скамьи Макар мечтал посвятить свою жизнь армии. Только не мог решить, кем ему быть: летчиком или моряком. Получилось – лучше не придумаешь. После завершения учебы в Борисоглебской школе военных летчиков ему предложили переквалифицироваться в морского пилота. Наш земляк, не раздумывая, поступил в Ейскую школу морских летчиков, которую успешно окончил в 1932 году.
Служил на Тихоокеанском флоте. В годы Великой Отечественной войны ему довелось повоевать в составе 60-й эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ВВС Черноморского флота.
Когда фашистская Германия капитулировала, боевой морской летчик вновь был направлен на Дальний Восток, где Советский Союз, выполняя свои обязательства перед союзниками по антигитлеровской коалиции, готовился вступить в войну с Японией.
М. Барташова назначили командиром 12-й штурмовой авиационной дивизии Тихо-океанского флота. В ходе боевых действий летчики этой части совершили 532 боевых вылета, нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. Макар Власович лично потопил вражеский танкер. За умелое командование дивизией и личное мужество 14 сентября 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Незадолго до этого 29 августа 1945 года, за несколько дней до капитуляции Японии,- американцы попытались провести воздушную разведку в районе городов Хыннам и Хамхын, контролируемых советскими войсками. Там находились стратегические объекты военного назначения. Два из трех посланных сюда американских самолетов были отогнаны, а третий («Дикий зверь») был вынужден сесть на советский аэродром. Тогда четко справились со своей задачей летчики, которыми командовал полковник Макар Барташов.
Долгое время эти события оставались засекреченными. И лишь в последние годы в печати стали появляться публикации на эту тему, как, например, в российском издании «Аргументы недели», на страницах которого 12 августа 2010 года была помещена статья «Последний полет «Дикого зверя». Отрывок из нее мы и приводим:
«...Снимать в Хыннаме и Хамхыне было что. В 30-е годы японцы создали здесь огромный индустриальный комплекс. <...> Там же имелась мощная электростанция, производившая электроэнергии больше, чем использовали американцы при обогащении урана в рамках Манхэттенского проекта. Там же разрабатывали минерал монацит, содержащий радиоактивный элемент торий. Из него японцы пытались сделать... собственную атомную бомбу! Вот какой трофей достался Красной Армии 26 августа 1945 года. <...>
29 августа 1945 года «Дикий зверь» сунулся в место, которому совсем скоро предстояло стать одним из объектов советского (а позже северокорейского) уранового проекта. Инцидент стал первой искоркой холодной войны между недавними союзниками, вылетевшей из кострища Второй мировой. Пройдет еще пять лет, и заполыхает вся Корея. <...>

М. В. Барташов - герой дальневосточного неба - фото 2М. В. Барташов - герой дальневосточного неба - фото 3В 14.30 он («Дикий зверь») начал кружить над Хыннамом. И тут появилась пара Як-9 с выпущенными шасси, что на языке летчиков означает «Садись!». Яки повели «гостя» на аэродром соседнего Хамхына, где базировалась 12-я штурмовая авиадивизия (ее командиром был уроженец Жлобина – будущий Герой Советского Союза полковник Макар Барташов). Лететь туда было не более 20 километров. Б-29 сделал круг над аэродромом и... направился в сторону моря. Он ушел от берега уже километров на 30, когда члены экипажа вновь увидели Яки, а потом и очередь трассеров, выпущенную перед носом бомбардировщика. Лейтенант Квин (командир американского самолета) продолжал держать курс. Истребитель с бортовым номером 65 сделал крутой вираж, пристроился сзади и открыл огонь из 37-миллиметровой пушки. Один снаряд попал в маслобак крайнего левого двигателя, что сразу вызвало пожар. Были пробиты также крыло, фюзеляж и ниша левого шасси, но из экипажа никого не задело. Бортинженер включил систему пожаротушения, а Квин повернул самолет в сторону аэродрома. <...>
С горящим мотором, пробитым колесом и наполовину заполненными бензобаками тяжелая машина пошла на аварийную посадку поперек взлетно-посадочной полосы, скребя хвостовым костылем и молотя по земле правым винтом... Каким-то чудом все обошлось. Экипаж соскочил на землю, а подбежавшие русские солдаты сбили пламя песком.
Американцев разоружили и отвели в комнату, где они два часа ждали переводчика. Наконец появились командир 12-й штурмовой авиадивизии полковник Макар Барташов и майор Михаил Круглов, выступавший в качестве переводчика. Они начали то ли допрос, то ли дружескую беседу (все-таки американцы были союзниками). Командир Б-29 при опросе показал, что все сигналы он видел и понял, но не сел, так как считал: 1. что малым количеством истребителей его не собьют; 2. площадка для посадки показалась ему малой и – претензий к действиям наших летчиков не имеет...
Хозяева извинились за вынужденное открытие огня и пригласили американцев на ужин. Подали саке. Прозвучало множество тостов за Трумэна и Сталина...».
М. Барташов трагически погиб при исполнении служебных обязанностей в 1948 году. Похоронен на кладбище в Калининграде.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 12.10.2018 23:09
Просмотров: 619