Крест и шампанское Умберто Нобиле

Крест и шампанское Умберто Нобиле - фото 1КРЕСТ И ШАМПАНСКОЕ
Десятком кораблей
меж льдами
северными
побыли
И возвращаются
с потерей самолетов
и людей...
и ног...
Всемирному
«перпетуум-Нобиле»
Пора
попробовать
подвесть итог
Фашистский генерал
на полюс
яро лез
На Нобиле —
благословенье папское.
Не карты полюсов
он вез с собой,
а крест,
громаднейший крестище...
и шампанское!
Аэростат погиб.
Спаситель —
самолет.
Отдавши честь
рукой
в пуховых варежках,
предав
товарищей,
вонзивших когти в лед,
бежал
фашистский генералишко.
Со скользкой толщи
льдистый
лез,
вопль о помощи:
«Эс-о-Эс!»
Не сговорившись,
в спорах покидая порт,
вразброд
выходят
иностранные суда.
Одних
ведет
веселый
снежный спорт,
других —
самореклама государств.
Европа
гибель
предвещала нам по карте,
мешала,
врала,
подхихикивала недоверчиво,
когда
в неведомые
океаны Арктики
железный «Красин»
лез,
винты заверчивая.
Советских
летчиков
впиваются глаза.
Нашли!
Разысканы —
в туманной яме.
И «Красин»
итальянцев
подбирает, показав,
что мы
хозяйничаем
льдистыми краями.
Теперь
скажите вы,
которые летали,
что нахалтурили
начальники «Италии»?
Не от креста ль
с шампанским
дирижабля крен?
Мы ждем
от Нобиле
живое слово:
Чего сбежали?
Где Мальмгрен?
Он умер?
Или бросили живого?
Дивите
подвигом
фашистский мир,
а мы,
в пространство
врезываясь, в белое
работу
делали
и делаем.
Снова
«Красин»
в айсберги вросся.
За Амундсеном!
Днями воспользуйся!
Мы
отыщем
простого матроса,
Победившего
два полюса!
Это стихотворение Владимира Маяковского "Крест и шампанское" посвящено событиям 1928 года по спасению экспедиции дирижабля "Италия", - и так получается, что 30 июля вся Италия готовится отмечать и это событие и 40-летие со дня смерти Умберто Нобиле.
Умберто Нобиле, итальянский авиаконструктор и летчик, прожил яркую и длинную жизнь. Пройдя через две мировые войны, он одержал свою главную победу в мирное время: в 1926 году достиг Северного полюса Земли. Но, в отличие от пеших или морских путешественников, Нобиле добрался до полюса исключительно по воздуху.
Будущий участник двух полярных экспедиций родился в 1885 году, 21 января в Италии. Как и многие в то время, он рос в многодетной семье, что не помешало ему позже окончить Неаполитанский университет. Получив неплохие знания, железнодорожный инженер Умберто Нобиле в 1906 году начал свой трудовой путь.

Начало века совпало с зарождением авиации. В 1911 году Нобиле стал обучаться в летном училище в столице страны – Риме. К счастью для самого Умберто, в годы Первой мировой войны состояние его здоровья не позволило ему быть призванным в армию. Судьбой ему была уготована иная роль – он стал конструировать дирижабли.

Стоит напомнить, что привычный и удобный сегодня самолет в то время во многом проигрывал полужестким дирижаблям. Эти громоздкие и маломаневренные летательные аппараты однако были способны на трансатлантический перелет, неся на своем борту несколько десятков пассажиров. В противовес этому, их слабым местом была высокая горючесть, вызванная наполнением оболочки взрывоопасной газовой смесью. Впрочем, это не помешало в 1926 году Нобиле, совместно с другим известным путешественником Руалем Амундсеном, совершить перелет над Северным полюсом планеты.

Крест и шампанское Умберто Нобиле - фото 2Крест и шампанское Умберто Нобиле - фото 3Крест и шампанское Умберто Нобиле - фото 4Крест и шампанское Умберто Нобиле - фото 5Крест и шампанское Умберто Нобиле - фото 6Путь начался в Риме 10 апреля и пролегал через Великобританию, Швецию, Норвегию. Перед вылетом на Шпицберген, крайнюю материковую точку маршрута, воздушное судно совершило остановку в Ленинграде. В будущем Нобиле примет участие в разработке подобных советских аппаратов. А пока 7 мая 1926 года дирижабль N-1 стартовал со Шпицбергена на Северный полюс, которого благополучно достиг на следующий день. Стоит отметить, что посадка на льдину не планировалась, поэтому, совершив наблюдение с воздуха и проведя мониторинг акватории в течение почти трех часов, N-1 направился в сторону Аляски. Два дня спустя экспедиция благополучно завершилась. Отношения между Амундсеном и Нобиле ,мягко говоря, прохладными, как сама Арктика.
Когда люди ссорятся, то говорят,что между ними кошка пробежала. Между Амундсеном и Нобиле пробежала собака - простая дворняжка Титине, в которой Умберто души не чаял, полагая едва ли не талисманом. А Амундсен относился к собакам , как известно по экспедиции к Южному полюсу, как к мясным консервам, способным еще и тянуть сани! А тут малюсенький песик, как ни в чем не бывало, подбежал к трапу, пометил его, забежал в гондолу и удовлетворенно улегся на куче продовольствия; доводы Нобиле, что это добрый знак, только добавляли желчи Амундсену: еще ему славой с дворняжкой делиться не хватало, когда и этот итальянский офицер нацелился на ее кусок!
Через два года опять было решено покорить полярную шапку, на этот раз на вновь сконструированном дирижабле. Нобиле начал готовиться к новому полёту в Арктику почти сразу после возвращения. Был построен дирижабль «Италия», конструкция которого в общих чертах повторяла «Норвегию». Кроме Нобиле в экипаж дирижабля вошли пятнадцать итальянцев, чешский физик Бегоунек и шведский метеоролог Мальмгрен. Перед началом экспедиции Нобиле и его спутников принял в Ватикане Папа римский Пий XI.
И теперь Нобиле тоже добился успеха, достигнув намеченной точки. Однако путь назад стал тяжелым для многих и последним для некоторых путешественников. 25 мая аппарат из-за обледенения врезался в ледяную скалу и потерпел крушение. Нобиле выжил, однако при жесткой посадке получил несколько серьезных переломов. К счастью, удалость спасти рацию, и мир узнал о случившемся. Трагичность этого путешествия спроецировалась и на спасательную операцию. 18 июня разбился самолет с бывшим участником первой экспедиции Руалем Амундсеном.
Нобиле был благополучно вывезен 23 июня шведским пилотом Эйнаром Лундборгом, а остальных участников позже спасла команда советского ледокола «Красин».
Нобиле и его соратников встречали, как героев. Но позже путешественник вынужден был переехать жить в США - по причине публикаций в СМИ информации о его якобы трусости и оставления команды на дрейфующей льдине. Стоит заметить, что время, когда Нобиле совершал свои воздушные подвиги, непростое. К его персоне было повышенное внимание со стороны Муссолини, требовавшего совершать подвиги во славу итальянского фашизма. Сам Нобиле, придерживавшийся антифашистских взглядов (не смотря на строки Маяковского), после катастрофы был уволен из ВВС, а назначенная комиссия признала его виновным.
В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в Советском Союзе нескольких дирижаблей полужёсткого типа. В первой половине 1932 года он прибыл в СССР вместе с небольшой группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих. Под руководством Нобиле на Дирижаблестрое (Долгопрудный) были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».
Он был вынужден сначала уехать в СССР, затем в США, и всю жизнь был постоянно оправдывающимся человеком. После Второй мировой войны с него сняли все обвинения, и Нобиле вернулся в Италию. Умер он в 1978 году, достигнув возраста 93 года, так и не дождавшись обещанной должности сенатора.
Сегодня попасть на Северный полюс можно и обыкновенному туристу, правда, стоит это недешево. Зато популярны околополярные туристические маршруты, включая места бывших экспедиций Умберто Нобиле. А пассажиры гражданских самолетов, летящие в Северную Америку, зачастую не ведая об этом, становятся участниками воздушных экспедиций через Северный полюс земли.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить