Красный Ярослав Галан

   "Еще танки гитлеровских псоглавцев не успели взять разгон, как жёлто-блакитники Западной Укразины уже повытаскивали ножи из-за голенищ.

Красный Ярослав Галан - фото 1Едва оккупанты успели войти во Львов, как вся шайка повылезла из нор и бросилась убивать советских людей, соперничая в зверствах с фашистской солдатней. Почему? Прежде всего потому, что таков был приказ гестапо...
Польский писатель, Жеромский, мечтая о будущей Польше, написал когда-то «Сон о шпаге». Жёлто-блакитники оказались значительно скромнее. Им снилась не рыцарская шпага, а обыкновенный шпицрутен немецкого полицмейстера", - ЯРОСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГАЛАН
Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в Дынуве (ныне в Польше) в семье служащего. Во время Первой мировой войны эвакуировался вместе с семьёй в Ростов-на-Дону, после войны вернулся на родину. В 1923 году окончил гимназию Перемышля, учился в Высшей торговой школе Триеста в Италии. В 1923—1928 годах получил высшее образование в Венском и Краковском университетах. В студенческие годы приобщился к левому движению. Принимал участие в подпольной работе. В 1929—1932 годах один из организаторов и член редколлегии журнала «Вікна» («Окна»).
На 1920-е приходится и начало творческой деятельности писателя. Он был одним из организаторов группы украинских пролетарских писателей «Горно». В 1927 он закончил работу над своей первой значительной пьесой «Дон Кихот из Этенгейма». В комедии «99 %» (1930), впервые поставленной полулегальным львовским «Рабочим театром», Галан разоблачал продажность националистических и шовинистических партий. Тема классовой борьбы и осуждение национальной сегрегации актуализируются в пьесах «Груз» («Вантаж», 1930) и «Ячейка» («Осередок», 1932), призывающей к единству действий и классовой солидарности украинского, польского и еврейского пролетариата.
За свою политическую позицию писатель неоднократно подвергался преследованиям, тюремному заключению (в 1934 и 1937). Ярослав Галан был одним из организаторов антифашистского конгресса деятелей культуры во Львове в 1936 году. Кроме того, он принял участие в крупнейшей политической манифестации 16 апреля 1936 года во Львове, расстрелянной польской полицией (всего было убито тридцать львовских рабочих и ранено двести участников демонстрации). Памяти погибших товарищей Галан посвятил рассказ «Золотая арка». После того, как в 1938 году Коммунистическая партия Польши и Коммунистическая партия Западной Украины как её автономная организация были закрыты по сфабрикованным обвинениям в шпионаже в пользу Польши, жена Галана Анна Дидык, командированная в СССР, была арестована в Харькове и казнена в ходе сталинских репрессий.

Красный Ярослав Галан - фото 2Красный Ярослав Галан - фото 3Красный Ярослав Галан - фото 4
После присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР в сентябре 1939 года Ярослав Галан работал в редакции газеты «Вільна Украіна», руководил литературной частью Львовского ГДТ писал очерки и рассказы об изменениях на воссоединённых западных областях УССР. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годах работал в редакциях фронтовых газет, был радиокомментатором и спецкором газеты «Советская Украина», а затем «Радянська Україна». В 1943 году издал сборник военных произведений «Фронт в эфире». В военные и послевоенные годы осуждал украинских националистов (бандеровцев, мельниковцев, бульбовцев) как пособников нацистских оккупантов. В 1946 году в качестве корреспондента «Советской Украины» представлял советскую прессу на Нюрнбергском процессе по делу немецких военных преступников.
В своих послевоенных сатирических памфлетах Ярослав Галан критиковал националистическую и клерикальную реакцию (в частности, греко-католическую церковь и антикоммунистическую официальную доктрину Ватикана): «Их лицо» (1948), «На службе у сатаны» (1948), «Перед лицом фактов» (1949), «Отец тьмы и присные» (1949), «Ватиканские идолы жаждут крови», «Сумерки чужих богов», «То, чего не забывают», «Ватикан без маски» и др. В трагедии «Под Золотым орлом» (1947) сопоставил преступления против человечества, совершавшиеся в нацистских концлагерях, с произволом американских оккупационных войск в Западной Германии. В пьесе «Любовь на рассвете» (1949, издание 1951) представил торжество социализма в послевоенном западноукраинском селе.
Ярослав Галан не смог никогда смириться ни со словами митрополита Андрея Шептицкого «От болящего сердца приветствуем нашу немецкую армию и ее вождя Адольфа Гитлера. Искренне просим Всевышнего о победе немецкого оружия над большевизмом. Благословляю вас, сыны мои, на святую борьбу во имя правды Божьей. В ваших руках судьба народа нашего и наше будущее. Начинайте с Богом!», ни тем более с тем, что нахтигалевцы только во Львове уничтожили более 3 тыс. человек, в основном польскую и украинскую интеллигенцию. У Вулецких холмов они истязали и убивали известных Галану ученых: члена многих академий мира Казимира Бартеля, писателя Бай-Желенского, академика Соловья, профессора Яна Грека, ректора университета Владимира Серадского, академика Антония Цешинского, профессора Тадеуша Тровского и много других.

Красный Ярослав Галан - фото 5Красный Ярослав Галан - фото 6Красный Ярослав Галан - фото 7Красный Ярослав Галан - фото 8
Не мог мириться Я. Галан и с зачитанным в присутствии представителей абвера Ярославом Стецько «Актом провозглашения самостийной Украины», составленным лично С. Бандерой, один из пунктов которого гласит: «Возрожденная Украинская держава будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией, которая под руководством вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире»...
После была дивизия СС «Галичина», УПА, сожженные села, тысячи замученных людей не только на Украине, но и далеко за ее пределами. При тесном сотрудничестве ОУН с фашистами. Памятен нам и послевоенный бандеровский зверский бандитизм.
Острые памфлеты Галана с красноречивыми названиями «С крестом или ножом», «Что такое Уния», «Сумерки чужих богов», «Апостолы предательства», «Их лицо» (1948), «На службе у сатаны» (1948), «Перед лицом фактов» (1949), «Отец тьмы и присные» (1949), «Ватиканские идолы жаждут крови» били без промаха. В ответ на его отлучение от церкви папой Пием XII Галан написал сатирическое произведение «Плюю на Папу!». А его трагедия «Под золотым орлом» (1947) долгие годы не сходила с театральных подмостков Украины, в ней автор сопоставил преступления против человечества, совершавшиеся в нацистских концлагерях, с произволом американских оккупационных войск в Западной Германии.
Следует напомнить также, что после вхождения Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР в сентябре 1939 г. Ярослав Галан публиковался в западноукраинской и советской прессе, писал очерки и рассказы об изменениях в западных областях УССР. В годы Великой Отечественной войны работал в редакциях фронтовых газет, а также на радио, в 1943 г. издал сборник военных произведений «Фронт в эфире», а в 1946 г. в качестве корреспондента «Советской Украины» представлял советскую прессу на Нюрнбергском процессе по делу немецких военных преступников. Сталинской премии второй степени Я. Галан был удостоен посмертно в 1952 г.
Исследователь его творчества подчеркивает, что Галан убедительно показывал, как мельниковцы и бандеровцы боролись друг с другом за право быть первыми на службе у немецкого фашизма. Он разоблачал лидеров ОУН, пытавшихся отрицать участие абвера в создании УПА. На фактическом материале раскрывал преступления батальона «Нахтигаль», роль униатской церкви в создании дивизии СС «Галичина».
«Для Львова того времени писательский труд Галана был действительно героическим, — писал В. Чубенко. — В его адрес посыпались угрозы, а после убийства священника Гавриила Костельника Ярослав понял, что следующей жертвой будет он. Ему неоднократно предлагали переехать в Киев, но он категорически отказывался, так как считал, что такое решение его враги расценили бы как бегство и проявление трусости.Ярослав Александрович был че­ло­веком популярным, которого с интересом читали даже его недоброжелатели. Легкое перо, особый стиль, эрудиция, чувст­во юмора – нетипичный набор качеств для советского публициста тех вре­мен. "13 ию­ля 1949 года в моей жизни произошло знаменательное событие: папа Пий XII отлучил меня от церкви. Отлучил, как отлучают теленка от коровы. Без предупреждения".
Однажды журналист гулял с собакой в Стрыйском парке и в него несколько раз кто-то стрелял из находившейся поблизости траншеи.
Неудачных попыток убить Галана было несколько. Пока за дело не взялся один из руководителей ОУН Роман Щепанский (оуновский псевдоним — Буй-Тур), сын униатского священника, долгое время служивший в охране митрополита Шептицкого, встречавшийся с Галаном еще до войны. План убийства журналиста на сей раз разрабатывался в селе Сороки (под Львовом) в доме священника Дениса Лукашевича, который еще в 1930-х встречался с С. Бандерой и был знаком с его отцом — священником Андреем Бандерой. Лукашевич и его семья знали Галана по довоенному времени, а сын Лукашевича Илларий, в прошлом воспитанник Львовской духовной семинарии, а затем студент сельхозинститута, с августа 1949 г. частенько захаживал к Ярославу Александровичу по институтским делам.
8 октября 1949 г. Щепанский направил к журналисту Иллария Лукашевича и оуновца Романа Чмиля (кличка Ромко). Однако в квартире писателя оказалось много гостей, так как в это время художник Грузберг рисовал портрет Ярослава Александровича.
Бандиты не стали выполнять акцию и о своем решении доложили Щепанскому. Тот отругал их и сказал, что надо было забросать квартиру гранатами и убить всех. Чмиль отказался от участия в этом теракте, и Щепанский дал Илларию другого напарника — Михаила Стахура.
24 октября Лукашевич и Стахур, вооружившись пистолетами, гранатами и гуцульским топориком, излюбленным оружием Стахура, под дождем направились на ул. Гвардейскую к дому № 18, где на четвертом этаже в квартире № 10 жил Я. Галан.
Домработница знала Лукашевича по прежним посещениям и спокойно впустила пришельцев в квартиру. Ярослав Александрович находился в кабинете. Выбрав момент, Лукашевич дал знак Стахуру, и тот топориком ударил журналиста по голове. Уже мертвому, он нанес еще десять ударов в голову. Стахур рассказал на судебном процессе: «После первого удара Галан поднял немного вверх руки и застонал. А я продолжал наносить ему топором удары по голове. Убедившись, что писатель убит, я бросил окровавленный топор, снял с себя залитый кровью плащ и помог связать домработницу».
Стахур потом говорил: «Писателя Галана нужно было убить, потому что он в своих произведениях разоблачал украинских националистов и униатское духовенство. Ватикан страшился его».
Стахур был пойман через два года и по приговору суда повешен, другие убийцы — расстреляны. Пособники поучили по 10–25 лет лишения свободы.
Ярослав Галан был похоронен на Лычаковском кладбище. Его в последний путь провожали тысячи сограждан.
Тогда невозможно было предвидеть, что через десятилетия бандеровщина и нацизм снова поднимут голову во Львове, и все эти щепанские, лукашевичи, стахуры и им подобные будут называть себя демократами, хвастаться своим преступным прошлым, станут выдавать себя за освободителей, борцов против фашизма и создателей новой, независимой Украины. Что все те же стахуры и щепанские будут гордо маршировать не только по древним львовским улицам, помнившим грохот сапог оуновско-абверовского батальона «Нахтигаль», солдат дивизии СС «Галичина», но и по киевскому Крещатику. Что официально будет поднят вопрос о признании бандитов ОУН-УПА ветеранами Второй мировой войны со всеми льготами и привилегиями.
А ведь это они снесли памятник Галану, надругались над его могилой и уничтожили музей, при этом куда-то исчез окровавленный свидетель оуновского террора, любимое оружие Стахура — гуцульский топорик...»
В 1973 г. по событиям жизни Я. Галана был снят художественный фильм «До последней минуты». С Владиславом Дворжецким в главной роли.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 26.07.2017 21:52
Просмотров: 832