Капитан Наталья Кисса

Само ее появление на свет, в штормовую ночь на борту парохода, было необычным

Капитан Наталья Кисса - фото 1На берегу эта хрупкая, небольшого роста женщина меньше всего была похожа на сурового капитана. Любила покопаться в огороде, приласкать кошку, любила вязать, шить и рисовать. Человек поразительной скромности, она стеснялась малейшего внимания к себе, к своим наградам: орденам Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, к медалям, к своему высокому званию Героя Социалистического Труда. Но стоило ей подняться на борт судна, как обретала она волю и характер, которым могли позавидовать прожженные «морские волки». В молодости она наравне с парнями-курсантами мореходки лихо крепила паруса на реях учебной баркентины «Вега», позже несла нелегкую, а главное, ответственную штурманскую службу. Требовательность к подчиненным была у нее чрезвычайной. Говорят, что любители расхлябанности и выпивок стороной обходили суда, которыми она командовала.

Копия автобиографии, написанной Натальей Николаевной по просьбе курсантов Ростовского мореходного училища, черновик наградного листа, который сохранил в свое время директор музея Азовского морского пароходства Владимир Андреевич Павлий, и воспоминания ее племянника П. М. Манусова позволяют восстановить этапы жизненного пути этой удивительной женщины.

Само появление ее на свет необычно. Она родилась 26 сентября 1908 года в штормовую ночь на борту парохода «Возрождение», капитаном которого был ее отец Николай Васильевич Кисса. Пароход «Возрождение» шел рейсом из Бердянска в Одессу и к моменту появления на свет дочери капитана находился в Керченском проливе. Однако официальным местом рождения Натальи Николаевны считается Кишинев, в этом городе прошло ее раннее детство. Вскоре после обретения дочери бравый капитан Кисса сошел на берег и стал преподавать точные науки в различных учебных заведениях, которые мы бы назвали сейчас техникумами. В 1921 году Николай Васильевич с семейством оказался в Бердянске. Занятие прежнее: ставшая для него уже привычной преподавательская работа.

Наталья Кисса принадлежала к той эпохе, когда по призыву комсомола тысячи девушек начали овладевать профессиями отнюдь не женскими. Газеты и журналы тех лет пестрели фотографиями молодых женских лиц, взявших в руки руль трактора, штурвал самолета, даже реверс паровоза. Казалось, что и Наталья попала на флот, повинуясь моде. Но, вчитываясь в ее документы и сопоставляя исторические события, приходится признать, что все было значительно проще и будничнее. Во-первых, потому, что к моменту провозглашения лозунга: «Женщины — на трактор» (самолет, пароход, паровоз, комбайн и так далее) Наталья Кисса уже прочно утвердилась в морской профессии, а во-вторых, потому, что не романтика, а скорее, необходимость призвала ее на суда сначала портового, а затем и торгового флота.
В 1924 году Николай Васильевич Кисса умер. Его вдова Елена Артемовна, привыкшая за спиной у мужа к обеспеченной, благополучной жизни, осталась с тремя девочками на руках на грани нищеты. В Бердянске, как, впрочем, и в других городах Приазовья, царила безработица. И когда ее старшей дочери Наташе удалось зимой 1927 года устроиться в судоремонт «рашкать» баржи (на обычном языке это значит — очищать корпуса барж от ржавчины, остатков краски и налипших ракушек), в семье сочли это за невероятное везение. Весной ее приняли юнгой на портовое судно «Желанный». Об этом периоде своей жизни Наталья Николаевна вспоминала так: «Трудно было первое время и не потому, что я боялась работы, нет. Нужно было побороть людское недоверие, когда чувствуешь, что можешь работать, можешь все делать наравне с другими, а в тебя не верят, вот это трудно. В конце концов упорным трудом и горячей любовью к делу я победила предубеждение ко мне».
Потом Наташа Кисса по воле обстоятельств переходила с судна на судно, занимая, как говорят моряки, одну судовую роль за другой. В 1931 году поступает в морской техникум в Ростове-на-Дону. Зимой учится, летом плавает. Сначала матросом на учебном паруснике «Вега». На старших курсах во время практики выполняет обязанности третьего и второго помощников капитана то на одном, то на другом судне Азовского пароходства. Время от времени учеба прерывалась, нужно было помогать семье, ставить на ноги сестер. Потому-то морской техникум Наталье Киссе удалось закончить только в тридцать седьмом году.

Капитан Наталья Кисса - фото 2Капитан Наталья Кисса - фото 3С дипломом штурмана дальнего плавания Наталья Николаевна вступает на борт теплохода «Пионер», чтобы занять должность второго помощника капитана, вскоре ее переводят в старпомы. Войну Н. Н. Кисса встретила на теплоходе «Анатолий Серов». Вот что рассказал об этом периоде жизни ее племянник Петр Маркович Манусов, которому самому довелось участвовать в дерзких десантных операциях на Черном море: «Начались рейсы в Одессу: туда с военным снаряжением и боеприпасами, обратно с ранеными и эвакуированными из Одессы детьми, женщинами и стариками. Потом были оборона Севастополя, доставка грузов на Малую землю. Каждый рейс был подвигом. Не раз «Анатолий Серов» попадал под торпедные атаки и бомбовые налеты фашистов с воздуха. В одной из таких схваток осколок разорвавшегося на палубе снаряда едва не оборвал жизнь Натальи Николаевны. Ранение, тяжелая контузия, госпиталь, списание с флота. Случилось это в мае сорок второго года.
Только в сорок пятом году придирчивая медицинская комиссия разрешила ей работать на флоте. С большими трудностями она получила разрешение вернуться на суда Азовского морского пароходства». Ей пришлось плавать помощником капитана на пароходе «Николай Островский», паровой шхуне «Ахиллеон», теплоходах «Земляк», «Судком», «Кореиз», «Райкомвод». На «Райкомводе» в 1955 году Наталья Николаевна стала капитаном. Первым капитаном-женщиной на Азовском море. Позже приняла командование теплоходом «Пионер». Поистине непредсказуемы повороты судьбы. На «Пионере» она начинала самостоятельную работу штурманом, на нем в 1965 году закончилась ее морская служба. «Пионер» списали на металлолом, и его капитан Н. Н. Кисса сошла на берег, казалось, навсегда.
...Она не рассталась с морем. Море было ее целью и смыслом жизни. Она какое-то время продолжала работать капитаном в группе наставников Азовского морского пароходства, щедро передавала свой огромный практический опыт молодым судоводителям. Наталья Николаевна Кисса последние годы жизни уже тяжело и безнадежно больной провела в семье Манусовых, окруженная заботой и вниманием близких ей людей. 2 сентября 1990 года ее не стало. Свой вечный покой она нашла в мариупольской земле.
А через некоторое время на борту одного из теплоходов Азовского морского пароходства появилась надпись: «Капитан Кисса». Надо было бы добавить еще и ее имя, пусть бы люди знали, что капитан Кисса была женщиной, хрупкой и стеснительной. Но только на берегу...

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 09.10.2018 23:42
Просмотров: 746