У нее удивительные глаза: спокойные, глубокие, неравнодушные к человеческой боли. Не схожий ни с каким другим тембр голоса. В ней нет честолюбия, хотя, говорят, это движущая сила таланта. Дина Иосифовна Тумаркина больше придерживается сократовского правила «проверять и сомневаться».
Сомневаться... Но разве только в себе? Привычный мир рушился на глазах, словно картонные декорации спектакля. Баку — такой теплый, гостеприимный, дружелюбный город в одну ночь изменил свой облик. Трассирующие пули, скрежет машин, канонада... По улицам — кровь, наутро превращающаяся в холмики гвоздик... В своей жизни она испытала похожий леденящий ужас, когда началась Отечественная война. Отца забрали на фронт, а мать с восьмилетней Диной и ее четырехлетним братом плыли из родной Одессы на теплоходе в Сталинград: «Судно, которое шло перед нами, потонуло. Мы лежали на палубе и старались не шевелиться, потом начался ливень. Мама накрыла нас и еще нескольких детей единственным одеялом, оказавшимся в тюке. Нас высадили в Новороссийске, погрузили в эшелоны. И снова — бесконечные бомбежки. Какое-то время жили в Краснодаре. Потом уехали в башкирское село Черняковку, где были родные. Поезд ушел в два ночи, а в четыре в Краснодаре была такая бомбежка, что вокзал превратился в руины, под которыми были погребены люди... Когда, наконец, добрались до Черняковки, наступила зима. Зашли в маленькую комнатку, которую нам дали, по углам слой инея. Временами я теряла сознание от голода. Весной мы посадили свой огород, стало чуть-чуть полегче. Помню, после очередного ранения приехал к нам папа и привез чемодан яблок. Яблоки выгрузили, но пустой чемодан долго и вкусно пахнул яблоками, и мы с братом лазили под кровать и вдыхали этот аромат...»
Дина стала выступать с тех пор, как научилась ходить и говорить. Читала стихи, танцевала, пела, играла в детских самодеятельных спектаклях. «Помню первую роль в детском саду — гриб в «Красной шапочке». Это была очень важная роль: вначале надо было сидеть на корточках, не двигаясь, потом выпрямившись, с огромной шляпой гриба на голове подняться на маленькую скамеечку, потом на следующую и произнести при этом целый монолог: «Дождь идет, а я расту». С тех пор все расту. Вместе со своими близкими. У меня замечательная семья — муж, дети, внуки. Летят годы, подчас слишком стремительно. Но надежды не исчезают, не старятся...»
ДИНА ИОСИФОВНА ТУМАРКИНА, та , о которой покойный ныне ее знакомый еще с Баку Виталий Яковлевич Вульф говорил, что Пушкин непременно бы бросил свою Натали Гончарову ради той, в роли которой на сцене предстала Дина Тумаркина! Рассказывают, что это был волшебный спектакль , где она как бы встретилась с той одесской юностью, где влюблялась в Пушкина и ходила по его одесским местам.. Они привезли спектакль на гастроли в Ленинград «Для меня эта роль была и остается праздником, благодаря ей я с головой окунулась в пушкинскую эпоху. Наш театр показывал этот спектакль на гастролях в Питере. В квартире-музее Пушкина, на Мойке, 12, куда мы пришли, для меня и моего партнера — артиста Адамова, игравшего поэта, было сделано исключение из строгих музейных правил: нам позволили прикоснуться к реликвиям — личным вещам Пушкина и его жены, и я держала в руках коралловый браслет и кольцо Натали. Я и сегодня переписываюсь с сотрудниками музея и храню подаренную ими книгу о Пушкине с надписью мне: «Спасибо Вам за нашу Наташу».
...И все-таки и успех и любовь публики к красоте и таланту - звание народной артистки, награды и премии,- это немного потом..Ибо изначально все-таки Одесса , где 15 августа 1932 года Дина Иосифовна появилась на свет! Все-таки Одесса это один из самых удивительных городов - и здешние люди они не только носители знаменитого одесского юмора, а целого мировозрения! Здесь Дина окончила школу, вернувшись из эвакуации, не сомневаясь, что путь ее - в Москву или Ленинград в театральное.. Но уготовано было иное - и в том изначально не очень веселом жребии, с болезнью покалеченного на фронте отца, бабушки, тяжелым материальным положением, вследствии чего как истинная одесситка Дина Тумаркина пришла в экзамениционную комиссию Технологического института и его модного факультета холодильных машин и установок с вопросом "Есть ли в институте театральный кружок?" К ее счастью, драмкружок был, и неординарный. «Им руководил великолепный педагог и добрейший человек Иосиф Львович Беркович. Опекал нас и доктор технических наук Борис Львович Флауменбаум. Здесь началась моя творческая биография. В кружке ставились спектакли, на которые невозможно было попасть. Такие толпы народа, что милиция стояла у входа в институт» Вот такая любовь - театр; но и это не все - судьба щедро соединила Дину и Изю - Израиля Бухмана, ученого, доктора наук, почетных званий которого не хватит места перечислить, а главное хорошего и надежного человека! В недавно изданном справочнике-энциклопедии, где собраны сведения обо всех знаменитых одесситах, есть статья о Дине и ее отце Иосифе Тумаркине, участнике второй мировой войны, военном и филологе, известном собирателе афоризмов, вошедших в его книгу «Золотые россыпи».
Но из Одессы Дина и Изя уехали в Баку - думалось, что года на 2-3, оказалось, что на 35 лет!Бакинский период сложился удачно — более 35 лет народная артистка Азербайджана Дина Тумаркина работала в труппе Театра русской драмы, до тех самых пор, когда весной 1990 года она с мужем, сыном, невесткой, двумя внуками уехала в Израиль.
Ее амплуа — героиня, а среди таковых, волею авторов пьес, немало красавиц. Для соответствия ролям Дине с ее внешними данными почти не нужен был грим. Когда она выходила на сцену, зрители понимали, почему пленился ее Роксаной Сирано де Бержерак, отчего, увидев такую Елену Андреевну, потерял голову доктор Астров, и не сомневались, что ее Наталья Николаевна могла быть царицей петербургских балов.Бакинский театр первым в стране, еще до Вахтанговского, которому принадлежало право первой постановки пьесы в Москве, познакомил публику с «Шагами командора»Вадима Коростылева. Это, конечно, по тем временам было почетно и весьма ответственно. За эту работу Дина Тумаркина получила Государственную премию Азербайджана.
Спектакли, концерты, передачи на радио, телевидении, озвучивание фильмов — жадность к работе, свойственная творческому человеку, та самая, которая не дает покоя, о которой так замечательно сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Духовной жаждою томим». Но и награда — высочайшая: отклик зала, тот момент родства, сопереживания, единения искусства с живой жизнью, который возможен только в театре, когда творчество рождается на глазах у зрителя. Признание «рядовой» публики, коллег, людей неизвестных и знаменитостей. Книги, фотографии, письма, открытки с дарственными надписями — Леонида Утесова, Зиновия Гердта, Резо Габриадзе, Беллы Ахмадуллиной, Ростислава Плятта, Веры Марецкой — можно долго перечислять. Вот, например, трогательные строчки Аркадия Райкина: «Ужасно милой Дине Иосифовне, симпатичной Тумаркиной, нежно и искренне».
С гастролями бакинского театра, фестивалями, Днями Азербайджана в разных республиках (как это было модно в те годы) Дина исколесила весь Советский Союз. Теперь уже бывший. Особенно запомнились Дни Азербайджана в Тюмени и на БАМе: «У меня до сих пор есть удостоверение о праве на бесплатный проезд по этой трудной, многострадальной дороге. В Тюмени нас отвезли в чум. Летели на вертолете. Тундра — это такая невообразимая красотища! Величественные просторы, бесконечная смена, игра красок, олени! Вертолет завис, я прыгнула и сразу нырнула в болото, замочила ноги. Из чума вынесли оленьи торбазы — длинные сапоги, которые привязывают к поясу. Ноги высохли мгновенно».
Последняя роль Дины перед отъездом в Израиль — мать Мария в спектакле по пьесе А. Володина «Мать Иисуса». «А потом я уехала в Израиль. Поселились в Бат-Яме. Война в Персидском заливе, вой сирен, противогазы... Ульпан, бытовые олимовские хлопоты. И вдруг... Получаю приглашение от замечательного режиссера, тонкого педагога, психолога, ученика Анатолия Эфроса Михаила Лурье сыграть в пьесе Разумовской «Трое под одной крышей». Спектакль был поставлен в Рамат-Гане, в школе «Бейт-Цви», которой долгие годы руководит Гери Билу. Получила еще одно приглашение — сыграть в беэр-шевском театре «Старомодную комедию» Арбузова с актером Марком Хасманом. В этом же театре срочно требовалась актриса на роль Анфисы в «Трех сестрах» Чехова. Спектакль ставил известный израильский режиссер Гидалия Бессер на иврите! А я не знала ни одного слова на иврите. Мой сын, который переводил мне во время переговоров, твердо сказал: «Выучишь!» Мне дали педагога, я выучила роль и играла ее. Конечно, очень помогло то, что на русском языке я прекрасно знала текст. Мы играли этот спектакль не только в Беэр-Шеве, но и (22 раза) — на сцене иерусалимского театра «Хан». Однажды меня вдруг пронзила мысль: неужели это я — актриса русского театра — играю Чехова на иврите? В Израиле! И не где-нибудь, а в Иерусалиме! И нормально эту фантасмагорию воспринимаю... Я была взволнована и последние слова Анфисы: «Нет на свете человека, счастливее меня» произнесла, вероятно, так, что мне начали аплодировать актеры за кулисами. И это был мой самый большой праздник здесь».Народный артист Азербайджана Мурад Ягизаров написал в своем поздравлении: «Дина - удивительный человек! Я не стану говорить о ее профессиональных качествах, это понятно без слов. Она - народная артистка, и этим сказано все!.. Но я столько раз убеждался и в ее кристальной порядочности. Она никогда не участвовала в интригах, подсиживаниях, она всегда выше этой суеты... Поразительная женщина, всеми уважаемый, в высшей степени, порядочный человек!..»
ДОРОГАЯ ДИНА ИОСИФОВНА! ПОЗВОЛЬТЕ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВИТЬ С КРАСИВЫМ ЮБИЛЕЕМ, ПОЖЕЛАВ ПРЕЖДЕ ВСЕГО МИРА И ЗДОРОВЬЯ И ВАМ И ВСЕМ БЛИЗКИМ!
Геннадий Орешкин