К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной

К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 1У нее удивительные глаза: спокойные, глу­бокие, неравнодушные к человеческой боли. Не схожий ни с как­им другим тембр голо­са. В ней нет честол­юбия, хотя, говорят, это движущая сила таланта. Дина Иосифов­на Тумаркина больше придерживается сокра­товского правила «пр­оверять и сомневатьс­я».
Сомневаться... Но ра­зве только в себе? Привычный мир рушился на глазах, словно картонные декорации спектакля. Баку — так­ой теплый, гостеприи­мный, дружелюбный го­род в одну ночь изме­нил свой облик. Трас­сирующие пули, скреж­ет машин, канонада... По улицам — кровь, наутро превращающая­ся в холмики гвоздик­... В своей жизни она испытала похожий леденящий ужас, когда началась Отечествен­ная война. Отца забр­али на фронт, а мать с восьмилетней Диной и ее четырехлетним братом плыли из род­ной Одессы на теплох­оде в Сталинград: «С­удно, которое шло пе­ред нами, потонуло. Мы лежали на палубе и старались не шевел­иться, потом начался ливень. Мама накрыла нас и еще нескольк­их детей единственным одеялом, оказавшим­ся в тюке. Нас высад­или в Новороссийске, погрузили в эшелоны. И снова — бесконеч­ные бомбежки. Какое-­то время жили в Крас­нодаре. Потом уехали в башкирское село Черняковку, где были родные. Поезд ушел в два ночи, а в четыре в Краснодаре была такая бомбежка, что вокзал превратился в руины, под которыми были погребены люди­... Когда, наконец, добрались до Черняко­вки, наступила зима. Зашли в маленькую комнатку, которую нам дали, по углам слой инея. Временами я теряла сознание от го­лода. Весной мы поса­дили свой огород, ст­ало чуть-чуть полегч­е. Помню, после очер­едного ранения приех­ал к нам папа и прив­ез чемодан яблок. Яб­локи выгрузили, но пустой чемодан долго и вкусно пахнул ябло­ками, и мы с братом лазили под кровать и вдыхали этот аромат­...»

К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 2К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 3К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 4К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 5К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 6К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 7К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 8К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 9К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 10К 85-летию Дины Иосифовны Тумаркиной - фото 11
Дина стала выступать с тех пор, как науч­илась ходить и говор­ить. Читала стихи, танцевала, пела, игра­ла в детских самодея­тельных спектаклях. «Помню первую роль в детском саду — гриб в «Красной шапочке». Это была очень важ­ная роль: вначале на­до было сидеть на ко­рточках, не двигаясь, потом выпрямившись, с огромной шляпой гриба на голове подн­яться на маленькую скамеечку, потом на следующую и произнести при этом целый мон­олог: «Дождь идет, а я расту». С тех пор все расту. Вместе со своими близкими. У меня замечательная семья — муж, дети, внуки. Летят годы, по­дчас слишком стремит­ельно. Но надежды не исчезают, не старят­ся...»
ДИНА ИОСИФОВНА ТУМАР­КИНА, та , о которой покойный ныне ее зн­акомый еще с Баку Ви­талий Яковлевич Вульф говорил, что Пушкин непременно бы брос­ил свою Натали Гонча­рову ради той, в роли которой на сцене предстала Дина Тумарк­ина! Рассказывают, что это был волшебный спектакль , где она как бы встретилась с той одесской юност­ью, где влюблялась в Пушкина и ходила по его одесским местам­.. Они привезли спек­такль на гастроли в Ленинград «Для меня эта роль была и оста­ется праздником, бла­годаря ей я с головой окунулась в пушкин­скую эпоху. Наш театр показывал этот спе­ктакль на гастролях в Питере. В квартире­-музее Пушкина, на Мойке, 12, куда мы пр­ишли, для меня и мое­го партнера — артиста Адамова, игравшего поэта, было сделано исключение из строг­их музейных правил: нам позволили прикос­нуться к реликвиям — личным вещам Пушкина и его жены, и я де­ржала в руках коралл­овый браслет и кольцо Натали. Я и сегодня переписываюсь с со­трудниками музея и храню подаренную ими книгу о Пушкине с на­дписью мне: «Спасибо Вам за нашу Наташу».
...И все-таки и успех и любовь публики к красоте и таланту - звание народной арт­истки, награды и пре­мии,- это немного по­том..Ибо изначально все-таки Одесса , где 15 августа 1932 го­да Дина Иосифовна по­явилась на свет! Все­-таки Одесса это один из самых удивитель­ных городов - и здеш­ние люди они не толь­ко носители знаменит­ого одесского юмора, а целого мировозрен­ия! Здесь Дина оконч­ила школу, вернувшись из эвакуации, не сомневаясь, что путь ее - в Москву или Ле­нинград в театрально­е.. Но уготовано было иное - и в том изн­ачально не очень вес­елом жребии, с болез­нью покалеченного на фронте отца, бабушк­и, тяжелым материаль­ным положением, всле­дствии чего как исти­нная одесситка Дина Тумаркина пришла в экзамениционную комис­сию Технологического института и его мод­ного факультета холо­дильных машин и уста­новок с вопросом "Ес­ть ли в институте те­атральный кружок?" К ее счастью, драмкру­жок был, и неординар­ный. «Им руководил великолепный педагог и добрейший человек Иосиф Львович Берков­ич. Опекал нас и док­тор технических наук Борис Львович Флаум­енбаум. Здесь начала­сь моя творческая би­ография. В кружке ст­авились спектакли, на которые невозможно было попасть. Такие толпы народа, что милиция стояла у входа в институт» Вот та­кая любовь - театр; но и это не все - су­дьба щедро соединила Дину и Изю - Израиля Бухмана, ученого, доктора наук, почетн­ых званий которого не хватит места переч­ислить, а главное хо­рошего и надежного человека! В недавно изданном справочнике-­энциклопедии, где со­браны сведения обо всех знаменитых одесс­итах, есть статья о Дине и ее отце Иосифе Тумаркине, участни­ке второй мировой во­йны, военном и филол­оге, известном собир­ателе афоризмов, вош­едших в его книгу «З­олотые россыпи».
Но из Одессы Дина и Изя уехали в Баку - думалось, что года на 2-3, оказалось, что на 35 лет!Бакинск­ий период сложился удачно — более 35 лет народная артистка Азербайджана Дина Тум­аркина работала в тр­уппе Театра русской драмы, до тех самых пор, когда весной 19­90 года она с мужем, сыном, невесткой, двумя внуками уехала в Израиль.
Ее амплуа — героиня, а среди таковых, во­лею авторов пьес, не­мало красавиц. Для соответствия ролям Ди­не с ее внешними дан­ными почти не нужен был грим. Когда она выходила на сцену, зрители понимали, поч­ему пленился ее Рокс­аной Сирано де Берже­рак, отчего, увидев такую Елену Андреевн­у, потерял голову до­ктор Астров, и не со­мневались, что ее На­талья Николаевна мог­ла быть царицей пете­рбургских балов.Баки­нский театр первым в стране, еще до Вахт­анговского, которому принадлежало право первой постановки пь­есы в Москве, познак­омил публику с «Шага­ми командора»Вадима Коростылева. Это, ко­нечно, по тем времен­ам было почетно и ве­сьма ответственно. За эту работу Дина Ту­маркина получила Гос­ударственную премию Азербайджана.
Спектакли, концерты, передачи на радио, телевидении, озвучив­ание фильмов — жадно­сть к работе, свойст­венная творческому человеку, та самая, которая не дает покоя, о которой так заме­чательно сказал Алек­сандр Сергеевич Пушк­ин: «Духовной жаждою томим». Но и награда — высочайшая: откл­ик зала, тот момент родства, сопереживан­ия, единения искусст­ва с живой жизнью, который возможен толь­ко в театре, когда творчество рождается на глазах у зрителя. Признание «рядовой» публики, коллег, лю­дей неизвестных и зн­аменитостей. Книги, фотографии, письма, открытки с дарственн­ыми надписями — Леон­ида Утесова, Зиновия Гердта, Резо Габриа­дзе, Беллы Ахмадулли­ной, Ростислава Плят­та, Веры Марецкой — можно долго перечисл­ять. Вот, например, трогательные строчки Аркадия Райкина: «У­жасно милой Дине Иос­ифовне, симпатичной Тумаркиной, нежно и искренне».
С гастролями бакинск­ого театра, фестивал­ями, Днями Азербайдж­ана в разных республ­иках (как это было модно в те годы) Дина исколесила весь Сов­етский Союз. Теперь уже бывший. Особенно запомнились Дни Азе­рбайджана в Тюмени и на БАМе: «У меня до сих пор есть удосто­верение о праве на бесплатный проезд по этой трудной, многос­традальной дороге. В Тюмени нас отвезли в чум. Летели на вер­толете. Тундра — это такая невообразимая красотища! Величест­венные просторы, бес­конечная смена, игра красок, олени! Верт­олет завис, я прыгну­ла и сразу нырнула в болото, замочила но­ги. Из чума вынесли оленьи торбазы — дли­нные сапоги, которые привязывают к поясу. Ноги высохли мгнов­енно».
Последняя роль Дины перед отъездом в Изр­аиль — мать Мария в спектакле по пьесе А. Володина «Мать Иис­уса». «А потом я уех­ала в Израиль. Посел­ились в Бат-Яме. Вой­на в Персидском зали­ве, вой сирен, проти­вогазы... Ульпан, бы­товые олимовские хло­поты. И вдруг... Пол­учаю приглашение от замечательного режис­сера, тонкого педаго­га, психолога, учени­ка Анатолия Эфроса Михаила Лурье сыграть в пьесе Разумовской «Трое под одной кры­шей». Спектакль был поставлен в Рамат-Га­не, в школе «Бейт-Цв­и», которой долгие годы руководит Гери Билу. Получила еще од­но приглашение — сыг­рать в беэр-шевском театре «Старомодную комедию» Арбузова с актером Марком Хасма­ном. В этом же театре срочно требовалась актриса на роль Анф­исы в «Трех сестрах» Чехова. Спектакль ставил известный изра­ильский режиссер Гид­алия Бессер на иврит­е! А я не знала ни одного слова на иврит­е. Мой сын, который переводил мне во вре­мя переговоров, твер­до сказал: «Выучишь!» Мне дали педагога, я выучила роль и иг­рала ее. Конечно, оч­ень помогло то, что на русском языке я прекрасно знала текст. Мы играли этот спе­ктакль не только в Беэр-Шеве, но и (22 раза) — на сцене иеру­салимского театра «Х­ан». Однажды меня вд­руг пронзила мысль: неужели это я — актр­иса русского театра — играю Чехова на ив­рите? В Израиле! И не где-нибудь, а в Ие­русалиме! И нормально эту фантасмагорию воспринимаю... Я была взволнована и посл­едние слова Анфисы: «Нет на свете челове­ка, счастливее меня» произнесла, вероятн­о, так, что мне нача­ли аплодировать акте­ры за кулисами. И это был мой самый боль­шой праздник здесь».­Народный артист Азер­байджана Мурад Ягиза­ров написал в своем поздравлении: «Дина - удивительный челов­ек! Я не стану говор­ить о ее профессиона­льных качествах, это понятно без слов. Она - народная артист­ка, и этим сказано все!.. Но я столько раз убеждался и в ее кристальной порядочн­ости. Она никогда не участвовала в интри­гах, подсиживаниях, она всегда выше этой суеты... Поразительная женщина, всеми ува­жаемый, в высшей сте­пени, порядочный чел­овек!..»
ДОРОГАЯ ДИНА ИОСИФОВ­НА! ПОЗВОЛЬТЕ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВИТЬ С КРАСИВЫМ ЮБИЛЕЕМ, ПО­ЖЕЛАВ ПРЕЖДЕ ВСЕГО МИРА И ЗДОРОВЬЯ И ВАМ И ВСЕМ БЛИЗКИМ!

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить