Из СССР - Павел Петрович Кадочников

Павел Петрович Кадочников - сказать о его популярности, просто ничего не сказать! Его обожали! Боготворили. Зная, что его супруга Розалия Ивановна Котович обожает сирень, в 50-летний юбилей 29 июля 1965 года поклонники уставили всю улицу напротив окон из квартиры корзинами - сирень в конце июля!

Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 1Для миллионов Кадочников не просто артист киностудии «Ленфильм», народный артист СССР - воплащением достижений которого стал. Родился в городе Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в рабочей семье. Русский. Когда началась Гражданская война семья уехала на Урал, родину отца, село Бикбарда Пермской губернии (ныне Куединский район Пермского края). В этой деревне прошло детство Павла, здесь он окончил школу крестьянской молодежи. С ранних лет он хорошо рисовал, играл на музыкальных инструментах. Когда в 1927 году Кадочниковы вернулись в Ленинград, Павел поступил на изобразительное отделение Детской художественной студии, собирался стать профессиональным художником. Однако из-за серьезной болезни отца он был вынужден оставить студию и пойти работать учеником слесаря завод «Красный путиловец», где проработал до 1931 года. Все свободное время он по-прежнему проводил в художественной студии. Там в 1929 году и состоялось его знакомство с театром. В 1931 году талантливый юноша был принять почти без экзаменов (!) в Театральный техникум при Театре юного зрителя. Через полгода театральный техникум был расформирован, а класс профессора Б. В. Зона почти полностью переведен в Театральный институт. Так Кадочников стал студентом, ему тогда было лишь 15 лет. В 1935 году, после окончания института Кадочников стал ведущим актером только что созданного Ленинградского Нового театра юного зрителя. Работа в театре все больше увлекала молодого актера, роль следовала за ролью, креп и совершенствовался его талант. С 1935 по 1938 год недавний выпускник работал педагогом по технике речи в Ленинградском театральном институте. Первой работой Павла Кадочникова в кино стала крохотная роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). Роль была такой маленькой, что его никто не заметил. Да и сам актер был разочарован и решил больше в кино никогда не сниматься. Он полностью посвятил себя театру. В 1937 году режиссер Юткевичу предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьем» и под влиянием авторитета режиссера юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась его длительная работа в кино. Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» (1940) Кадочников сыграл сразу две роли - рабочего паренька Леньки Сухова и писателя Максима Горького. В двадцать лет он умел перевоплощаться как волшебник. Кадочников так вошел в образ, что сыграл Горького ещё в двух картинах. Роль Горького принесла актеру популярность, и в 1940 году режиссер Александр Ивановский пригласил его на роль молодого композитора Алексея Мухина в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Съемки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась Великая Отечественная война. В конце июля 1941 года Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали: «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. «Вернись на студию», - ответили ему. После завершения съемок в ленте братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942), где Кадочников сыграл одну из главных ролей, актера пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссер предложил актеру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный» (1944). Встреча и работа с Эйзенштейном изменила и творческую судьбу Павла Кадочникова. В 1944 году он навсегда уходит из театра и целиком посвящает себя работе в кино. Вернувшись после войны в Ленинград, Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, Кадочников остался в кино. В 1946 году режиссер Борис Барнет начал снимать первый советский фильм о разведчиках – «Подвиг разведчика». На главную роль режиссёр пригласил Кадочникова. Роль советского майора Федотова (он же немец Генрих Эккерт) принесла актеру всенародную популярность и стала его визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. Через год (1948) картине была присуждена Сталинская премия. Картина картина еще только выходила на экран, а Кадочников уже снимался в новом фильме - «Повесть о настоящем человеке» (1948) Александра Столпера. Актеру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Мересьева. Картина имела огромный зрительский успех, а в 1949 году Кадочников был награжден второй Сталинской премией. Свою третью Сталинскую премию Кадочников получил в 1951 году за роль Ковшова в фильме «Далеко от Москвы» Александра Столпера. Так, в течение трех лет, с 1948 по 1951-й, Кадочников умудрился получить три (!) Сталинские премии! Следующим значимым фильмом в творческой биографии актера стала картина Укротительница тигров», в которой он сыграл роль мотогонщика Федора Ермолаева. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Одновременно он снялся еще в двух картинах: в «Большой семье» И. Хейфица и «Запасном игроке» С.Тимошенко (оба - 1954). В 1950-1960-е годы Кадочников продолжал сниматься в кино, но заметных работ не было. В 1956-1958 годах П.П.Кадочников был художественным руководителем студии киноактера при киностудии «Ленфильм». В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Однако они сыграли свою роль в воспитании по крайней мере двух поколений. Героизация действительности способствовала формированию нового типа личности, осваивавшей целину и участвовавшей в грандиозных стройках. Кадочников великолепно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения. В середине 1960-х актер впадает в немилость к кинематографическому начальству и его практически перестают снимать. Кадочников стал пробовать свои силы в режиссуре. Первая его работа, приключенческая комедия «Музыканты одного полка» (совместно с Г. Казанским), вышла на «Ленфильме» в 1965 году. Затем он поставил сказку «Снегурочка» (1968), где сам сыграл роль Берендея. Полоса забвения закончилась в середине 1970-х, когда режиссер Никита Михалков предложил Павлу Кадочникову роль Ивана Ивановича в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Эта роль принесла актеру новый виток популярности.

Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 2Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 3Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 4Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 5Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 6Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 7Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 8Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 9Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 10Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 11Из СССР - Павел Петрович Кадочников - фото 12В 1977-1978 годах он сыграл только в двух картинах - «Сибириада» и «Сюда не залетали чайки». В 1979 году Кадочникову было присвоено звание народного артиста СССР. А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль П. Лафарга в картине режиссера С. Юткевича «Ленин в Париже». В 1982 году Кадочников снялся сразу в 5 фильмах, а в 1983-м просто блестяще сыграл небольшую роль полковника Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Он продолжал работать и в режиссуре, по собственному сценарию снял фильм «Я тебя никогда не забуду» (1983) о судьбе советского солдата и его жены, разлученных войной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1985 года за большие заслуги в развитии советского киноискусства Кадочникову Павлу Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот». Последней режиссерской работой Кадчоникова стал фильм «Серебряные струны» (1987) о русском виртуозе-балалаечнике Василии Андрееве. Некрасивый случай, произошедший с этой картиной, скорее всего, поспособствовал кончине актера. Сценарий фильма был украден, несколько процессов долго устанавливали его авторство. В результате судебных тяжб фильм и вовсе попал в разряд запрещенных.
Творчество народного артиста СССР Павла Кадочникова, - целая глава в истории российского кинематографа. За 50 лет работы в кино он сыграл около 70 ролей и поставил 4 фильма. Павел Петрович Кадочников скончался из-за острой сердечной недостаточности 2 мая 1988 года. Похоронен на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга. Награждён орденом Ленина (26 июля 1985), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (4 августа 1985), медалями.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить