История Сергея Федоровича Бондарчука

История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 1Будущий великий режиссер Сергей Федорович Бондарчук, сын коммуниста-двадцатипятитысячника, работавшего председателем колхоза, родился 25 сентября 1920 года в крестьянской семье в селе Белозерка (ныне территория Украины), но еще совсем маленьким его родители перевезли Сергея сначала в Таганрог, а потом в Ейск. Там и начиналась карьера Бондарчука как артиста: еще учась в средней школе Сергей Федорович пробовал себя сначала на сцене Таганрогского драматического театра, а потом – Ейского.
Поступать Сергей поехал в театральное училище Ростова-на-Дону, где его ждало не только первое в жизни актерское образование, но и настоящая, искренняя любовь.
Ее звали Женя. Дочь знаменитого в этом городе прокурора отличалась живым нравом и стихийным характером, и Бондарчук влюбился. Ему было всего 19, едва ли он понимал куда может завести пылкая юношеская влюбленность! И тут случилось страшное: в чудесное время студенчества и первой любви вмешалась война. Разумеется, уже совсем взрослый мужчина не мог оставаться в стороне.
Война разлучила его не только с Женей, но и с сыном, которым была беременна первая возлюбленная Бондарчука. Они не успели расписаться, и никто из них не предполагал, что войну Сергей Федорович закончит совсем другим человеком, и в Ростов уже не вернется.В 1946 году Бондарчук заканчивает военную карьеру и приезжает в Москву. Всегда мечтавший о театральной карьере, уже попробовавший себя на подмостках молодой человек, быстро поступил во ВГИК, где считался настоящим героем: молодого мужчину ведь коснулась война.
Однокурсники вспоминают, что он был самым серьезным, самым организованным на курсе.К своей однокурснице Инне Макаровой он начал присматриваться еще на институтских занятиях, а когда они оба были приглашены на съемки в «Молодую гвардию», и вовсе по-настоящему влюбился. Бегал на свидания к интеллигентной красавице из глубинки, и не смел предлагать ей всякие пошлости. Она вспоминает скорее забавные истории их первых встреч: как доставал из кармана карандаш и подрисовывал ей сбритые для роли брови.
В 1947 году актеры поженились, а через три года на свет появилась их дочь Наташа. К тому времени оба уже стали знаменитыми, получили заслуженные премии, а также маленькую отдельную квартирку.

История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 2История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 3История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 4История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 5
Слава Бондарчука не давала покоя его первой возлюбленной. Узнав, что Сергей удачно обосновался в столице, она начала активные действия, чтобы вернуть уже известного режиссера в первую его семью.Чтобы напомнить о себе, а также показать, что намерения Жени не шуточные, она подала в суд на Бондарчука, пытаясь доказать, что его брак с Макаровой не может считаться действительным – якобы он был женат на ней, просто документы об этом потерялись. Поскольку первая любовь Сергея Федоровича была дочерью прокурора, суд встал на ее сторону. Пришлось ехать в Ростов-на-Дону, уговаривать Евгению аннулировать заявление. Паре удалось это сделать, но первая жена на этом не успокоилась.
Как рассказывает Инна Макарова, однажды она пришла домой и увидела, что Сергей не один – с ним рядом сидел еще совсем маленький мальчик. Оказалось, что это сын от первого брака. Бондарчук – чернее тучи, боится, что Макарова выгонит его из дома, но она обрадовалась! Подумала, что будет воспитывать мальчишку, заживут полной семьей.
Когда Алешка, так звали парня, уже привык к новому окружению, явилась Евгения во главе специальной комиссии, в присутствии которой стала требовать, чтобы Бондарчук признал сына и стал выплачивать на него алименты. Тот и не возражал.
Поехали в родной город Жени. Сергей Федорович развелся с Инной Владимировной, женился на Евгении – только так можно было записать сына на свою фамилию, и собрался разводиться, чтобы снова жениться на Инне. Но та развода долго не давала, злилась и надеялась, что официальная бумага вернет мужчину в семью. Но Сергей продолжал жить привычной жизнью с Инной, так что после месяцев бесполезных стычек, Евгения все же дала согласие на расторжение брака.

История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 6История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 7История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 8История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 9История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 10История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 11История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 12История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 13История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 14История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 15
С сыном общался мало, раз что однажды он приехал в Москву, надеясь спросить у отца совета – куда поступать? Приехал в дом Инны Владимировны, хоть и знал, что отец теперь женат во второй раз, и живет в другой семье. Но новая жена звоночков из прошлой жизни супруга не благословляла, и Леша не решился отправиться к ней. Остановился у Макаровой и побрел к отцу на съемочную площадку. Тот чуть не выгнал его, подумав, что это – журналист. Но все закончилось благополучно, и, поступив на иняз, Алексей часто будет забегать к отцу на пару слов.
Он еще был верным семьянином, когда на одной из выставок увидел портрет красивой и тонкой Ирины Скобцевой. Она потом вспомнит этот эпизод: как застала Сергея Федоровича за рассматриванием портрета. Однако романтические чувства вспыхнули только на съемочной площадке, когда их обоих утвердили на главные роли в нашумевшем «Отелло».
О романе женатого Бондарчука и очаровательной Скобцевой знали все. Молодым людям не раз делали внушения даже на самом высоком правительственном уровне, не выпускали вместе за границу (фильм стал знаменитым и взял несколько международных наград), но их так тянуло друг к другу, что ничего поделать они не могли.Точку в супружеских отношениях поставила Инна Владимировна.Она оказалась в ловушке чужих чувств и постоянных преследований компетентных органов, которым тоже было много дела до их брака. Постоянные звонки, анонимные записки, ежедневные разговоры сводили талантливую актрису с ума, не давали развиваться и работать. И однажды она собрала волю в кулак и предложила Сергею развестись.
Он ушел от жены с одним чемоданом, отправился в дом родителей Скобцевой и попросил ее никогда не расставаться, а также... дать ему помолчать три дня. Позже Ирина признается, что не помнит, чтобы он делал ей предложение, но в 1959 году они все же заключили законный брак.
Скобцева была главной красавицей, настоящей королевой в жизни Бондарчука. Поэтому, задумав снимать «Войну и мир», именно супругу он утвердил на роль признанной красотки Элен. Правда перед съемками предупредил: «Ирина, я снимаю картину, а все остальное – твоя забота». Он будто знал, о чем говорит: именно в период съемок эпопеи в семье случилось два счастливых прибавления: сначала родилась дочь Алена, а потом сын Федор.
Интересные истории были связаны с именами детей. Во время рождения дочери Сергей Федорович был на фестивале в Хельсинки. С отправленной супругой телеграммой к нему подошла девочка. Обрадованный режиссер спросил милую вестницу: «Как тебя зовут?». «Аленушка» - был ответ. Бондарчук тут же оформил открытку жене, в которой велел назвать дочь Аленой. В это время Ирина, лежавшая в палате с 12-ю роженицами, вдруг поняла, что каждая вторая называет дочь Аленой и думала, что ни за что так не назовет.Каково же было ее удивление, когда она получила телеграмму от мужа!
Федор же сначала был Тарасиком (опять же магия образов:сыгранного-пережитого!). Потом пухлощекого бутуза стали звать князем Андреем, а спустя буквально пару недель после его рождения, ушел из жизни отец Сергея Федоровича, и на семейном совете решили назвать мальчика в честь деда.
«Война и мир» стала роковой кинолентой в жизни Бондарчука. Именно на этих съемках впервые значительно ухудшилось здоровье режиссера. Скобцева страшно переживала и даже настаивала, чтобы на съемках дежурила бригада «скорой».
"Я начал снимать этот фильм по незнанию того, что ждет меня впереди", - признавался Сергей Бондарчук. Режиссеру поручили дать достойный ответ американской экранизации "Войны и мира". Ответ оценили "Оскаром" - первым в истории советского игрового кино. "Он начал с такими смоляными черными волосами, а кончил картину, когда уже седина была", - вспоминает народная артистка России Ирина Скобцева.

История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 16История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 17История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 18История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 19История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 20История Сергея Федоровича Бондарчука - фото 21
Практически всех актеров Сергей Бондарчук утвердил без проб. Долго искали только исполнителей главных ролей. Людмила Савельева выдержала пробы на роль Наташи Ростовой только со второй попытки. На роль Андрея Болконского сначала был утвержден Смоктуновский. Но тот снимался у Козинцева в "Гамлете", и Козинцев угрожал Бандарчуку, что умрет, если актера отвлекут на "Войну и мир".
Но и Тихонов прекрасно подошел на эту роль. Не зря после выхода фильма он, по опросу "Советского экрана", стал актером года. Пьера Безухова Бондарчук увидел в тяжелоатлете Юрии Власове и даже начал репетиции со спортсменом. Власова хватило на 2 дня.
"Власов позвонил Сергею, сказал: "Слушай, если бы я тебя стал тренировать, и заставил тебя поднять сразу 200 кило, смог бы ты это сделать? Вот также и ты мне предложил взять штангу, которую я еще не могу поднять. Нет, я не смогу это сделать", - говорит Ирина Скобцева. Пришлось режиссеру играть Безухова самому. И лепить из себя тот образ, который должен был воплотить Власов. Сергей Бондарчук поправился с 80 кг до 130.
4 года съемок каждый день. Сложнейшие по постановке сцены. Снимали все серии одновременно. И тут кто-то из начальников захотел показать первую часть на Московском фестивале. Перенапряжение чуть не стоило Сергею Бондарчуку жизни. По воспоминаниям Ирины Скобцевой, "Сергей Федорович вышел в буфет, взял стакан чая, только пригубил, и у него был сильнейший спазм мозговой и сердечный. Была клиническая смерть".
Второй муж Инны Макаровой – знаменитый нейрохирург Михаил Перельман, с Бондарчуком поддерживал приятельские отношения, следил за его здоровьем. Понимая, что у бывшего мужа Инны Владимировны онкология, уговаривал Бондарчука ложиться на операцию, но тот не послушал.
Один за другим у Сергея Федоровича случались приступы прямо на съемках. Пока однажды сердце не остановилось навсегда.Но тогда его удалось завести по новой! "Война и мир" была завершена, успех был грандиозен по всему миру: Рэй Брэдбери вспоминал: «Был дан приём, и все большие режиссеры Голливуда тех лет собрались, чтобы встретиться с Бондарчуком. Были Билли Уайлдер, Уильям Уайлер, Джон Уэйн, Джон Форд и другие знаменитые режиссёры. Они все выстроились в длинную очередь, и Бондарчук шёл вдоль неё, и узнавал многих: „О, мистер Форд, мне нравится ваш фильм". Узнал режиссёра Греты Гарбо, ещё кого-то узнал. Я пристроился в самом конце очереди и молча наблюдал за всем этим. Бондарчук закричал мне — „Рэй! Брэдбери! Это Вы?" И он подлетел ко мне, сграбастал меня в объятиях, потащил вовнутрь, и схватил бутылку этой „Столичной", усадил за свой стол, где сидели его близкие друзья. И все режиссёры, стоявшие в очереди, — самые известные режиссёры Голливуда, недоумевали. Они смотрели на меня и говорили: „Кто этот Брэдбери?" И чертыхаясь, они ушли, оставив меня с Бондарчуком наедине».
После успешного зарубежного проката «Войны и мир» Сергей Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм «Ватерлоо» (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.
Продолжая работать как киноактер, Сергей Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н. П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).
Фильм «Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М. А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сергей Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В. М. Шукшин, И. Г. Лапиков,Ю.В.Никулин,Г.И.Бурков, Н.Н.Губенко, Н. В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем. Но фильм сопровождала и настоящая трагедия - смерть Шукшина, как водится, обвиняли в ней и самого Бондарчука, сильно переживавшего несправедливость.
Идея экранизации «Тихого Дона» возникла у Сергея Бондарчука в середине 1980-х годов — в неподходящий момент, когда на волне перестроечных разоблачений старое руководство Союза кинематографистов СССР (и Бондарчука в том числе) обвиняли во всяческих злоупотреблениях, а роман-эпопея самого советского из наших нобелевских лауреатов Михаила Шолохова не казался особенно актуальным. Помочь режиссеру в осуществлении замысла вызвался итальянский продюсер Энцо Рисполи, предложивший для начала снять телесериал, а затем сделать из него фильм. Сериал с западными актерами в главных ролях (Рупертом Эвереттом, Дельфин Форест, Ф. Мюрреем Абрахамом и Беном Газзарой) снимался на Дону в самом начале 1990-х, но, когда материал был почти готов (отснято 160 тысяч метров пленки), продюсер объявил о своем банкротстве, а фильм за долги арестовал банк Nazionale del Lavoro.
Съемки фильма «Тихий Дон» российского режиссера Сергея Бондарчука и итальянского продюсера Энцо Рисполи на киностудии «Мосфильм» в 1989-1992 годах обошлись, по разным оценкам, в сумму от $10 млн до $45 млн. Сам Бондарчук, по словам Рисполи, получил гонорар в $700 тыс., «Мосфильм» заработал $1,6 млн. 12 декабря 2005 года гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст объявил о покупке оригиналов пленок и прав на показ восьмисерийной телеверсии «Тихого Дона» в России у банка Nazionale del Lavoro. Фильм показали в 2006 году.
В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинематографистов СССР и представитель официального советского кино, оказался в опале. На пятом съезде Союза кинематографистов Бондарчук смещен с председательского поста. Один Никита Михалков посмел перечить советскому руководству: с трибуны съезда он призывал коллег , поливавших помоями Кулиджанова,Озерова,Ростоцкого,Бондарчука, одуматься. Какое там! Только позже стало известно, что "инициативной группе" было дано ни то что добро - задание на самом верху! Горбачев без тени сомнений рассказывал «Мы коллективно решали: понятно, что перестройка полагала новое руководство в кинематографии.На дворе была весна 1986 года, недели за две до я поручил Болдину переговорить с Кулиджановым и остальными.У нас не было кандидатур - это после съезда Александр Яковлев представил Армена Медведева. А тогда откровенно трусили, боялись Бондарчука (как же, говорили, он в похоронную комиссию Брежнева входил!), боялись Кулиджанова и Озерова. Я сам поговорил прежде всего с Ионом Друцэ ,который поддержал,но возглавить отказался. Также Ролан Быков. У Раисы Максимовны были хорошие приятельские просто отношения с Евгением Матвеевым, который бывал у нас в доме, казалось бы, ему чего бояться? Но Раисе Максимовне просто по-хамски отвечал. Убедить их всех освободить кино не удавалось - то есть хотели все и понимали, что 4-5 человек тормозят.Но трусили. И тут Яковлев привел отважного Бориса Львовича Васильева, - они вместе предложили,что надо для начала исчерпавшее забронзовевшее киноначальство лишить депутатских мандатов!» Сказано- сделано: 8 апреля 1986 года на заседании секции критики СК СССР, которой предстояло сделать простейшее дело: дружно проголосовать за список делегатов предстоящего V съезда кинематографистов, подготовленный партийной группой. Привычная формальная процедура, уже более полувека шедшая без единого сбоя на бесчисленных «выборных» собраниях советских трудящихся.
И вдруг совершенно неожиданно тихий киновед Владимир Божович предложил добавить в список для голосования еще двух человек. Поскольку число делегатов от критиков было строго ограничено, это означало первые в стране свободные выборы. Шок был настолько велик, что испытанное партийное руководство не нашло что возразить. Посыпались новые кандидатуры, и в результате тайного голосования на съезд не были избраны четверо официальных лиц – ректор ВГИК, директор ВНИИК и главреды главных киножурналов.
Скандальная новость мгновенно облетела московское отделение союза. На последующем заседании режиссеров выборы пошли по «критическому» сценарию, и делегатские мандаты не достались столпам советского кино – Сергею Бондарчуку, Станиславу Ростоцкому и самому председателю СК Льву Кулиджанову.
На самом съезде "отважный" Борис Васильев бежал под покровительственным взглядом Горбачева на трибуну ,вздымая руки "Хватит быть рабами!" - на этом вопле поднялся и покинул зал Станислав Иосифович Ростоцкий. А к трибуне уже спешили Сергей Соловьев и прочая..Дорвались! Новым секретарем избрали Элема Климова, - а Бондарчук и старая гвардия остались не у дел. Впрочем, скоро не у дел окажется и все отечественное кино! Бондарчук попал в больницу, впрочем тогда то ли сам не захотел, то ли не позволили - но даже не в "кремлевку", к которой был прикреплен.
Благополучие ему создавала семья, которая оберегала его. Сын режиссера Федор вспоминает: "У отца на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Изо всех своих зарубежных поездок он привозил не шмотки, а удивительные инструменты — всякие стамески, лобзики, отвертки, какие-то приспособления самых немыслимых цветов. Для меня этот сарай был заветным местом. Там был какой-то свой мир, в который меня допускали и в котором я тоже что-то творил".
Сергей Федорович Бондарчук умер 20 октября 1994 в Москве. Сгорел за два месяца - недаром рак называют болезнью печали. За два часа перед смертью он причастился и исповедовался отцу Тихону Шевкунову.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 26.09.2017 08:30
Просмотров: 2178