Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез

Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 1- Неужели эта веселая бабушка умерла? - ахнула маленькая девочка у колумбария Донского кладбища."Принцесса на горошине " и "Приехали на конкурс повара", "Девочка на шаре" и "Сказка о потерянном времени", "Женатый холостяк" и "Сказка рассказанная ночью", "Розыгрыш" и "Поцелуй Чаниты", "Старики-разбойники" и "12 стульев", "Огонь, вода и... медные трубы" и "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Сердца четырёх" и "Когда казаки плачут", "Путешествие в апрель " и "Не плачь, девчонка", - из восьми десятков киноролей Ирина Мурзаева сыграла ярчайше, добро и по-детски!
Ирина Всеволодовна Мурзаева родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске.
Ирина, учась в гимназии, отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актёрского мастерства. Руководил тем драмкружком юный Николай Плотников — будущий мэтр советской режиссуры, звезда Вахтанговской сцены и профессор ВГИКа.
В 1927 году окончила московский государственный театральный техникум имени А.В. Луначарского.
В 1927-1928 и в 1930-1931 годах — актриса Свердловского ТЮЗа.
А в 1928-1937 годах — актриса театра-студии под руководством Р.Н. Симонова, блистательного артиста и мудрого педагога. К работе в студии он привлёк не менее талантливых людей: начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссёра Андрея Лобанова и мастера художественного слова Дмитрия Журавлёва. Была поставлена пьеса "Красавица с острова Люлю" (роль принцессы Кокао досталась Ирине Мурзаевой). Со временем студия приобрела положенный статус, получила своё помещение, а Ирине Мурзаевой было предложено заняться педагогикой в студийной школе. Вскоре она заняла пост ассистента режиссёра и уже почти на равных общалась с мастерами.
Следующий этап — с 1937 по 1956 годы — актриса и режиссёр Московского ТРАМа (с 1938 года — театра имени Ленинского комсомола).
В театре имени Ленинского комсомола проявился комедийный талант Мурзаевой. И, несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в "Женитьбе", Шарлотта Ивановна в "Вишнёвом саде", миссис Уильфер в "Нашем общем друге" Диккенса.
Спектакли "Ленкома" в те годы пользовались безумной популярностью, в театр невозможно было попасть. После войны труппу пригласил в Югославию Иосип Броз Тито и наградил орденами. В 1955-ом актёры получили ордена в Варшаве. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла навсегда. Она не приняла нового руководства.
А что же кино? В 1944 году на экраны вышли "Сердца четырёх", после чего Ирина Мурзаева поистине «проснулась знаменитой». Вечная Маникюрша со змеиной улыбкой — такой она осталась в памяти многих поколений советских кинозрителей — по лирической комедии "Сердца Четырёх".
Ирину Мурзаеву весь советский народ знал, как разведчиков со студии имени Довженко — только в лицо. За 44 года работы она сыграла шестьдесят с лишним ролей — соседок-моралисток, фрейлин-вредин, смотрительниц, маникюрш и аккомпаниаторш — в фильмах.

Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 2Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 3Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 4Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 5Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 6Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 7Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 8Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 9А десять её ролей именовались в титрах просто «бабушка» и «бабка». Губы в ниточку, хват под локоток, смех плечиком к щеке стали фирменными шаржевыми приемами актрисы-миниатюрщицы. Универсальная тетушка в вуальке, сваха в капоре, бабка в фартуке и старушенция в панамке, одинокая такса-общественница, королева замочных скважин и диспетчер очередей, она была незаменимой next-door-Шапокляк для бытовых комедий и сатирических киножурналов.
Комедийные роли второго плана, блистательные эпизоды сопровождали её в течение всей жизни, с каждым годом отодвигая во вчера надежду сыграть что-то значительное, главное.
Судьба во второй половине жизни снова вернула её к детской аудитории — самые яркие её киноработы зафиксированы в выпусках "Ералаша", где ей были предназначены бесконечные бабушки, сторожихи, пенсионерки и вахтёрши. С опытом она профессионально освоила законы малых форм и была в них неподражаема. Мало кто вспомнит её фамилию — но на экране узнают всегда, это ли не главное завоевание актрисы, чьи героини часто даже не имели имён". Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуёмная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже давно старая женщина, что её подтянутость, стройная фигура, прямая спина — не вечны. И, наверное, к счастью, такой её видели совсем недолго.
Она умерла не только без национальной премии уровня «Оскара», но даже и без звания «заслуженная артистка» — то ли старорежимной внешностью не угодила властям, то ли не похлопотал никто вовремя перед министрами. Героический советский кинематограф, увлечённый новыми темами, лицами, сюжетами и фактурами, поначалу не заметил её отсутствия. Потом только стало понятно, что вместе с ней из кинематографа уходит второй и третий план: опора сюжета, гарант достоверности и узнаваемости.

Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 10Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 11Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 12Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 13Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 14Ирина Всеволодовна Мурзаева, умевшая ломать комедию всерьез - фото 15Ирина Мурзаева ушла из жизни 3 января 1988 года в Москве, сохранив в нашей памяти образ весёлой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Образ блистательной "комической старухи".
Похоронена актриса в Москве на Донском кладбище (колумбарий 14, секция 65).

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 16.05.2018 19:07
Просмотров: 892